21 марта в актовом зале Самарского университета состоялась встреча юных астрономов с Героем России, летчиком-космонавтом Юрием Усачевым. Встреча была приурочена к заключительному этапу всероссийской олимпиады школьников по астрономии.
Гость поведал о своем выборе профессии: "В детстве я определил для себя цель — я хотел стать Человеком. Была четкая установка сделать что-то важное. Родом я был из простой семьи: мать работала на хлебозаводе, отец — в шахте. Ни авиация, а уж тем более мечта стать космонавтом и рядом не стояли. Все было ограничено".
— Известно, что вы большие друзья с астронавтом Джеймсом Восс (Далее — Джим). Поддерживаете ли вы общение с ним сейчас?
— Да. Мы дружим семьями. Ездим к друг другу в гости. Семья Джима приезжает к нам на дачу и в баню, а мы — на ранчо и баскетбольные матчи. Для обеих сторон это совершенно уникальный опыт.
— Правда ли, что на МКС была баня?
— Да. Это очень важно как гигиенически, так и психологически иметь возможность попариться. Нам даже березовый веник высылали. Вот это была радость! На орбитальном модуле дефицит природных запахов. Хорошая ингаляция получилась.
— Как вы победили языковой барьер? — спросил иностранный студент из Африки.
— В школе я учил французский. Руководство по космической программе приняло решение, что английский будет основным языком общения на МКС. Для меня это стало шоком — необходимо было бы общаться на незнакомом мне языке со специалистами и членами международного экипажа. Я подошел к задаче как инженер: решил, что для начала должен научиться понимать, что слышу. Практиковались в США, в автомобильных салонах: мы с Джимом приходили в салон, делали вид, что хотим купить авто. Сначала брали машину на тест-драйв, потом приезжали и обсуждали с сотрудником салона технические характеристики авто.
— Видели ли вы сны о полетах, будучи в космосе?
— Любой сон, где есть полет, для меня сродни эйфории. Я высыпаюсь гораздо лучше. К сновидениям я отношусь серьезно. Анализирую и делаю выводы. Есть в этом что-то философское. Куда бы ты ни пошел по пути, который кем-то придуман, ты придешь в совершенно конкретное место. Нельзя прийти к своему, если идешь чужим путем. Ты делаешь, что хочешь и когда хочешь, но ты сам несешь ответственность за свой выбор — это и есть свобода воли выбора.
— Многие думают, что мы теряем деньги на исследованиях космоса. Насколько важно его изучение? Какую конкретно проблему вы решили?
— Я бы был более известен, если б совершил какое-то открытие, — пошутил космонавт. — Будучи на орбитальной станции ты исследуешь собственный организм или вовсе, выращиваешь японского перепела. Все это — части большой программы, которая длится годами. И ты — часть этой программы.
Как получить знания о возможной продолжительности нахождения в космосе, росте растений и т.п.? Каждый космонавт привозит "оттуда" свои знания и тем самым обогащает человеческий опыт.
Но как можно денежно оценить полученные впечатления от полета? Или те истины, что я привез и хочу поделиться? Я не знаю. Не все измеряется деньгами.
— Выход в космос для ремонта обшивки космической станции или замены датчика, как все происходит?
— Особенность в том, что не всегда на борту МКС во время первых миссий можно было найти нужные материалы как для ремонта, так и для изготовления оснастки. Приходилось собирать вспомогательные инструменты из того, что есть.
Например, был случай. Нужно было произвести ремонт МКС в открытом космосе. Надо было придумать, как прикрепить инструмент, чтобы не разлетался. Мы с напарником использовали картину, написанную на фанере. Просверлили в ней отверстия, продели через них резинки и, прикрепив инструменты, отправились в открытый космос. К сожалению, напарник не уследил и картина улетела от нас. Красивая была картина. Конечно, сейчас уже разработаны много хороших технических решений для выхода в открытый космос, но тогда решали возникающую задачу таким образом.
Беседа прошла ярко. Стоит поблагодарить Юрия Усачева за его честность и искренние напутствия для ребят. Улыбки на лицах тому подтверждение.
В завершении встречи участникам олимпиады были вручены автографы космонавта.
Анна Зимина
Фото: Наталия Орлова