Отношение к педагогике сформировалось еще со школьной скамьи – Татьяна Руднева помогала одноклассникам решать задачи, писать сочинения, была школьным волонтером. Однако о профессии преподавателя она даже не думала: отличница и комсомолка мечтала поступить на актерское отделение и играть на сцене. "Все мои знакомые знали, как сильно я хотела поступить в театральный вуз, одноклассники просили не забывать их, когда стану известной актрисой, – вспоминает Татьяна Ивановна. – Но я не поступила и вернулась с тяжелым сердцем домой. И тогда меня очень поддержали школьные учителя – они посоветовали поступать в педагогический институт".
Закончив историко-филологический факультет, Татьяна Руднева вышла с дипломом учителя истории, русского языка и литературы. Направление получила в село Молгачи (поселок Береза), где говорили на смеси мордовского и русского. Молодая учительница должна была за год подготовить школьников к сдаче экзамена по русскому языку и литературе. "Школа располагалась в бывшем амбаре, электричества не было – мы с учениками занимались при керосиновых лампах. Но это было очень интересное время! – делится Татьяна Ивановна. – Я должна была научить их русскому языку так, чтобы они смогли написать хорошее изложение. И в итоге придумывала способы, как это сделать". Пробудить у школьников интерес к предмету помогло творчество. Молодая учительница организовала драматический кружок, где поставила со школьниками спектакль по пьесе Грибоедова "Горе от ума". Репетировали вечерами, шили костюмы. В конце учебного года все ученики успешно сдали экзамен.
Через несколько лет Татьяна Руднева вернулась в Самару, где работала учителем и завучем по воспитательной работе в школе №27. Все изменилось, когда произошла встреча в автобусе с преподавателем пединститута Ленаром Васильевичем Храмковым (с 1984 года – четвертый ректор Самарского государственного университета). Именно он предложил ей работать в университете и сказал знаменательную для Татьяны Ивановны фразу: "Мы войдем в историю".
"Ленар Васильевич окрылил меня новыми идеями об университетском образовании – позже это вдохновило меня написать книгу "Российское образование", где описана модель преподавателя классического университета", – вспоминает Татьяна Ивановна. Классический университет в 1970 году принял диспетчера, который позже стал начальником учебной части. Путь в большую науку начался со случайного знакомства с книгой профессора Нины Васильевны Кузьминой "Очерки психологии труда учителя". Здорово было бы у нее поучиться! Взяла отпуск, купила билет в Ленинград.
Поездка оказалась удачной: три года в аспирантуре, защита диссертации в Ленинградском государственном университете. И вновь Куйбышев – кафедра педагогики и психологии. Татьяна Ивановна Руднева решила исследовать содержание современного образования и роль личности преподавателя университета. "В начале восьмидесятых образование становилось дифференцированным. Появляются учебные заведения нового типа, например колледжи и лицеи. Нужны учителя для нового типа образовательных учреждений. Поддержал Николай Михайлович Магомедов, заведующий кафедрой педагогики и психологии. Докторская диссертация была защищена в Москве в Российской академии образования в 1996 году".
В 1998 году при Самарском государственном университете открывается диссертационный совет по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, где Татьяна Ивановна становится сначала заместителем председателя, а затем председателем. Первыми аспирантами профессора Рудневой стали ее выпускники филологического факультета. Сегодня под ее руководством защищено 46 кандидатских и 6 докторских диссертаций. "Я хотела, чтобы на каждом факультете был доктор педагогических наук, который мог решать вопросы стратегии развития образования на своем факультете. Только тогда можно готовить профессионалов, – считает профессор. – И я горжусь тем, что в университете в числе приоритетных наук находится педагогика". Профессором Рудневой написано более 200 научных работ и 30 монографий, создана научная школа по профессиональной педагогике.
Профессор признается: окружение для нее играет важную роль. В Самарском университете работают коллеги и выпускники, с которыми у нее теплые отношения. С первыми учениками из села Молгачи Татьяна Ивановна тоже не потеряла связь: в июне бывшие ученики пригласили ее на юбилей выпуска.
Теперь, вспоминая слова Ленара Васильевича Храмкова, Татьяна Ивановна отмечает: "Я понимаю, что не просто вошла в историю, но и сама стала историей. С одной стороны – страшно, потому что скоро исполняется 50 лет моей работы в университете. С другой – радостно, потому что эти 50 лет были только во благо Самары".
Татьяна Руднева - действительный член Международной педагогической академии и Академии педагогических и социальных наук. Награждена медалью за доблестный труд (1970 г.), нагрудным значком "За отличные успехи в работе" (1987 г.), нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации" (1999 г.). В 2004 году награждена медалью К.Д. Ушинского. Профессор Т.И. Руднева является заслуженным деятелем науки Российской Федерации, лауреатом премии "Женщина-ученый"; лауреатом губернской премии в области науки и техники. В 2017 году Российская академия естественных наук присвоила профессору Т.И. Рудневой почетное звание "Основатель научной школы".
Татьяна Попова