16 сентября, в ходе организованного Самарским университетом "круглого стола" "Передовые производственные технологии в авиакосмическом машиностроении и двигателестроении" на площадке технопарка в сфере высоких технологий "Жигулевская долина" ученые вуза продемонстрировали представителям предприятий разработки, внедрение которых в производство позволит решить текущие задачи и перекрыть актуальные технологические потребности.
О новых технологиях проектирования и изготовления конструкций из композиционных материалов участникам конференции рассказал доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Евгений Куркин. Ученый отметил, что университет обладает компетенциями в полном цикле производства композитов: от цифрового проектирования новых материалов до опытного производства и проведения экспериментов - в университетских лабораториях проводят около десятка испытаний деталей, созданных из композитов. Кафедра ведет ряд научных исследований по тематике и, благодаря им, улучшает конструкции из композитов. "Мы готовы к тому, чтобы полномасштабно заниматься паспортизацией современных композитных материалов", - отметил Евгений Куркин.
Опытом создания деталей МГТД с применением аддитивных технологий поделится старший научный сотрудник института производственных инновационных технологий Виталий Смелов. "Институт занимается не просто научными исследованиями, но конкретными практическими задачами для производства и мы видим за этими технологиями будущее", - отметил Виталий Смелов. Выступление ученого поддержал представитель «Металлист-Самара» Сергей Галанов: "3Д-принтинг - технология, которая имеет положительную экономику: "выращенная" деталь снижает стоимость изделия в 2 раза. Но эта технология требует пока проведения множества исследований - решения вопросов с порошками, обработкой поверхности".
Из доклада доцента кафедры космического машиностроения Ивана Ткаченко участники круглого стола узнали о технологии создания и отработки малых космических аппаратов. Ученый отметил в качестве основного мирового тренда - создание спутниковых группировок, состоящих до сотен аппаратов. "От эксклюзивных аппаратов космическая сфера переходит к серийному производству. Речь идет об автоматической сборке из стандартных модулей и тестированию бортовых систем по сокращенной программе", - отметил он. Иван Ткаченко также отметил, что в Самарском университете создана производственная линия для космических аппаратов "АИСТ", и на орбите находится действующая группировка из трех спутников. "АИСТ-2Д" - первый и успешный опыт создания изделия полностью в цифровом формате", - подтвердил заместитель генерального конструктора РКЦ "Прогресс" Максим Борисов.
Тему цифровых геотехнологий в управлении регионом раскрыл старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории геоинформатики и информационной безопасности Андрей Чернов. "Технологии Big Data позволяет моделировать изменения городской среды и создавать для потребителей работающие сервисы и изменять систему управления городом и территорией", - отметил Андрей Чернов. По его мнению сейчас геоинформатику сдерживает технологический барьер - пока невозможно получать данные онлайн в режиме 24x7: "Надо решить вопрос энергетики беспилотников, чем я и предлагаю заняться нашим инженерам. Это очень перспективно".
Профессор кафедры обработки металлов давлением Владимир Глущенков рассказал о технологическом применении импульсных магнитных полей (ИМП) высокой напряженности в аэрокосмической промышленности.
Старший научный сотрудник Института производственных инновационных технологий Самарского университета Михаил Болотов продемонстрировал как цифровые решения помогают обеспечить качество реальных изделий. На примере цифровой сборки турбин низкого давления он показал, как именно цифровая сборка предсказала некоторые проблемы в эксплуатации, которые невозможно увидеть, когда изделие уже собрано в реальности.
Во второй день конференции, 17 сентября, участники посетили лаборатории Самарского университета, где увидели оснащение и готовые образцы. Так, гости посетили центр инновационных производственных технологий, центр виброакустики машин, лабораторию аддитивных технологий, центр газодинамических исследований и центр магнитно-импульсных технологий.
Подводя итоги конференции, первый проректор Самарского университета Роман Самсонов отметил, что подобные форматы работы позволяют объединить на одной площадке как исследователей от университетской науки, так и практиков от производства. А обсуждение возможностей одних и потребностей других позволяет создать основы для дальнейшей кооперации в поиске решений технологических вопросов. "Как показали обсуждения на круглых столах конференции, инжиниринг касается не только машиностроения, но и процессов управления. И когда производственники приходят в лаборатории вузов, они понимают, что решение многих вопросов уже существует, либо находится на стадии экспериментального подтверждения", - заключил Роман Самсонов.
Фото Марии Лукиенко и Никиты Бондаренко