Поступая 6 лет назад на новую специальность, Анастасия Михеенкова вряд ли подозревала, что первый диплом позволит ей уверенно учиться в университетах и заниматься наукой в ведущих исследовательских центрах Европы. И вот, спустя два года после окончания бакалавриата, она аспирантка университета города Уппсала. Анастасия говорит, что именно фундаментальная подготовка, полученная в Самаре, позволила ей оказаться на острие мировой науки.
О том, как найти себя в науке и как исследования приводят к путешествиям, девушка рассказала студентам направления Самарского университета.
Анастасия окончила обычную самарскую школу без каких-либо "уклонов". Но училась хорошо: в СГАУ (ныне Самарский университет) она поступила как призёр олимпиады. Любимые предметы — химия и физика — сыграли существенную роль при выборе новинки набора-2013 — направления "Наноинженерия": решила, что направление перспективное. И выбор будущей профессии не подкачал: "Оказалось, что на кафедре химии студентам предоставляется отличная возможность заниматься исследовательской деятельностью. Причём нас, первокурсников, пригласили в науку прямо на втором семестре! А потом оказалось, что конференции, на которых мы представляли результаты своих исследований, проходят по всей России, и мы побывали в Москве, Санкт-Петербурге, а на 4-м курсе даже в Чехии!" В результате на момент окончания бакалавриата у Анастасии скопилось достойное портфолио, сочетающее в себе информацию об участиях в олимпиадах, конференциях, стипендиальных программах, публикациях — такая вот "визитная карточка".
Красный диплом привёл девушку к вполне закономерному вопросу: "Что же дальше?". Впрочем, ответ лежал на поверхности — магистратура! И с понимания, что с наукой расставаться не хочется, начинается заграничная жизнь бакалавра Михеенковой. Сдав английский на уровень С1 по экзамену IELTS и изучив варианты, Анастасия решает подать заявку на участие в магистерской программе от Евросоюза MaMaSELF (Master in Material Science Exploring Large Scale Facilities). Эта программа предполагает, что студент будет работать на серьёзных исследовательских объектах, на оборудовании, которое требует знаний материаловедения, физики и химии.
Портфолио позволяет не только участвовать в конкурсе, но и победить. В 2017 году Анастасия отправляется во Францию, в университет Ренна (Universite de Rennes). Плотный график длиной в год послужил Анастасии хорошим фундаментом для устойчивой научной деятельности: "Экзамены во Франции все письменные, причём они стабильно появляются в расписании каждые 2-3 недели. И именно они формируют конечную оценку в семестре. "То есть ты учишься в режиме нон-стоп. Впрочем, есть и "финальный" экзамен. Это "счастье" длится в течение трёх часов и в день таких испытаний могут поставить три штуки подряд", — вспоминает Анастасия.
Однако в науке теория не может существовать отдельно от практики, и Анастасия отправляется в Швейцарию на 3 месяца: "Во Франции после каждого семестра обязательно прохождение практики. Так я отправилась на стажировку в Швейцарию. И попала в исследовательский институт на базе синхротрона, где изучала новые материалы для создания стационарных аккумуляторов, которые бы хранили энергию, получаемую от солнечных станций и ветрогенераторов".
После успешной практики Анастасию, в соответствии с магистерской программой двойных дипломов, на год переводят в Италию, в Universita degli studi di Torino. "Там образование больше похоже на российское: тот же формат, когда сначала в течение семестра идут лекции, потом вы сдаёте преподавателю экзамены, часть из которых устные. Мне было легче, чем французам, которые впервые столкнулись с таким зверем, как "устный" экзамен. Закончилось всё тем, что проучилась я в Италии семестр и вернулась во Францию, но в Гренобль, где и написала магистерскую работу".
Магистерскую работу Анастасия писала в институте Laue Langevin, Гренобль. "Там было ещё интереснее, потому что я участвовала в экспериментах на нейтронном реакторе. У нас была часть спутника. И мы изучали, как распределяются остаточные напряжения после его изготовления, — вспоминает Анастасия. — Магистранты работали наравне с другими учёными: 8 часов в день, 5 дней в неделю. Нам выплачивали зарплату, и у нас был отпуск. Мы делали литературный обзор, проводили исследования, ставили эксперимент, обрабатывали результат. Полученные данные ложились в основу дипломной работы".
В мае Анастасия писала на своей стене во "Вконтакте": "Ты понимаешь, что последние два года фундаментальной физики, приправленной жизнью в четырёх странах, прошли не зря, когда ты прошёл предзащиту на вершине Альп где-то в Швейцарии". По результатам интенсивного обучения в вузах Франции и Италии Анастасия теперь магистр по фундаментальной физике и её приложению в материаловедении и магистр по материаловедению.
На данный момент Анастасия зачислена в Университет города Уппсала (Швеция), где будет в течение следующих 4-х лет учиться в PhD-докторантуре и заниматься изучением механизмов старения литий-ионных аккумуляторов для электромобилей в сотрудничестве со Scania и Volvo.
Понимая, что попасть в другую страну и большую науку непросто, Анастасия со своей подругой Дарьей Зотовой ведут подкаст "Мама! Я в Европе!". Здесь девушки рассказывают о жизни и учёбе за границей, о поисках себя, о радостях и сложностях взрослой жизни, о том, почему каждому стоит получить неповторимый опыт проживания в другой стране. Девушки делятся личным опытом, полезными ресурсами и интересными открытиями.
Не загоняйте себя в тупик!
Совет от Анастасии:
— Каждый едет на учёбу за границу с определённой целью. Мне понравился тот момент, что ты встречаешься с людьми из разных культур. Ехать за границу на магистратуру на большой период нет жизненно важной необходимости, но хотя бы раз пройти какую-то программу, стажировку на 1-3 месяца - это здорово. Расширяется кругозор, появляются друзья в других странах, к которым ты можешь приехать в любое время.
Когда вы объединяетесь с другими студентами, вы очень сильно обогащаете свою жизнь, так как у всех студентов разный бэкграунд, кто-то кому-то может помочь, что-то объяснить. Так как мы все из разных стран, мы всегда были вместе. В субботу или воскресенье обязательно куда-то ездили. Ещё у нас были национальные ужины: мы готовили национальные блюда. Очень помогала отвлечься от учёбы такая штука, как импровизационный театр.
Особенности восприятия
— Пример разного подхода к обучению. Франция. Если на экзамене вам нужно применить какие-то знания, которых не было на лекции, то считается, что вы их уже должны знать. У нас так однажды 250 человек завалило экзамен. Не сдал ни один. Преподаватель поставил такой уровень сложности. И это здорово развивает! Ты учишься выделять главное.
Другая особенность обучения: на лекциях в течение семестра ты получаешь только теорию, а вот с практикой мы сталкивались на экзамене! Ты с вот такими (огромными) глазами смотришь на задачу и думаешь: "Что мне с ней делать?". В этот момент твой мозг начинает судорожно работать. Тогда ты понимаешь, что значит взять теорию и применить её на практике. Это очень интересно, очень толкает, заставляет куда-то идти и о чём-то думать помимо заученной информации. Это даёт результаты. Так, уже на стажировке я часто сталкивалась с проблемами в ходе эксперимента. И вот ты в какой-то момент понимаешь, что можешь обосновать, почему у тебя в эксперименте идёт что-то не так. Это чувство бесценно!
Александр Калинин, Анна Зимина,
фото Марии Лукиенко и из архивов Анастасии Михеенковой