федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Адаптационные семинары глазами студентов

Адаптационные семинары глазами студентов

Самарский университет

В Самарском университете завершились череда адаптационных выездов первокурсников

УВР Социально-психологический центр Самарского университета студенту совет обучающихся
17.10.2019 1970-01-01
Вот и пролетела череда адаптационных семинаров для первокурсников в Самарском университете. Что такое адаптационный семинар? Это прекрасные три дня на свежем воздухе, направленные на более тесное знакомство и развитие навыков взаимодействия между первокурсниками для их социализации в университете и более продуктивной работы группы. 
Свыше 1650 новоиспеченных студентов с институтов экономики и управления, двигателей и энергетических установок, авиационной техники, ракетно-космической техники, естественнонаучного, а также факультетов информатики, математики, электроники и приборостроения, юридического, филологии и журналистики скрасили начало учебного года в лагере "Полет" и базе отдыха "Радуга" на адаптационных семинарах, познавая азы студенческой жизни в университете.
Мероприятие по традиции прошло в формате выездных смен. Каждый заезд, а их в этом году было 14, отличался своей тематикой и программой. Трехдневный интенсив погрузил участников в незабываемую атмосферу, в которой они познакомились с руководством и представителями факультетов и институтов, узнали правила, особенности и возможности в академической и внеучебной среде, а главное, научились общаться и работать в команде. Все это сопровождалось психологическими тренингами, интеллектуальными играми, спортивными состязаниями, творческими заданиями и развлекательными мероприятиями.
Реализацией адаптационных семинаров под руководством сотрудников социально-психологического центра управления внеучебной работы занимались организаторы — студенты старших курсов. В проведении заездов помогала дружная команда кураторов, прошедшая обучение. Программа подготовки будущих наставников для первокурсников проходит также в формате выездных смен на базе лагеря "Полет". В этом году летом обучение в "Школе кураторов" прошли порядка 200 заранее отобранных студентов. 2 заезда, 8 продуктивных дней подарили ребятам новые знакомства, полезные навыки и возможность реализовать свои идеи в будущем. Школа включала образовательные и практические блоки — лекции, тренинги и мастер-классы по специфике кураторского дела, лидерству, конфликтологии и формированию команды. 
Выездные смены оставили массу положительных эмоций и позитива. Елена Чудаева, руководитель информационного блока Студенческого совета юридического факультета, и Василиса Тимофеева, редактор интернет-журнала естественнонаучного института "Big Secret" пообщались с организаторами и кураторами с разных институтов и факультетов, которые поделились своими впечатлениями. 
— Как начался твой путь в программе адаптации?
Как у всех, приехала в "Полет" на свой адаптационный выезд (тогда ещё первокурсницей).
Ещё со школы была активной и участвовала во всяких культурно-массовых штуках, поэтому твёрдо решила, что хочу стать культурным организатором на будущих сменах. 
Для начала стала куратором первокурсников в 2018 году, а потом весной 2019-го прошла отбор на позицию культорга!
(Лида Улитина, культурный организатор, естественнонаучный институт) 
— Сложно ли участвовать в организации адаптационного семинара на институте? 
Одна из сложностей — формирование профессиональной и дружной команды, когда все буквально на одной волне. Случается, что все проработано, рассчитано, прописано, но начинаются появляться подводные камни, которых мы не увидели. А когда команда организована, все трудности преодолимы. 
(Николай Погорельский, программный директор, институт авиационной техники)
— Расскажи о сложностях, которые возникли в результате подготовки вашего выезда?
Изначально мы всем оргсоставом испытали небольшой страх, поняв, что нам предстоит вывезти в общей сложности 271-го человека. Второй сложностью было то, что для нас это был первый выезд на такой большой площадке, как "Радуга". Как нам рассказали, это был самый большой адаптационный выезд в истории нашего университета!
(Сергей Бурмистров, помощник программного директора, факультет филологии и журналистики) 
— Какие есть сложности в работе с большим количеством людей, особенно первокурсников?
Самое сложное — это умение объединить всех одной целью и едиными задачами. В случае с первокурсниками, важно донести до них значимость этого адаптационного периода, перехода от школьника к студенту. Многие из них считают это весёлым и интересным. Не спорю, это так, но нужно научиться контролировать себя в новом режиме обучения.
(Валерия Богаткина, программный директор, институт двигателей и энергетических установок) 
— Первый выезд, конец августа. Тяжело ли работать в таких условиях? 
Нет, было даже проще. У нас же был самый первый адаптационный заезд в этом году. Мы установили свою планку, и она оказалась на высоте! Август же только сопутствовал, хотя погода всё равно шалила. 
(Иван Тихов, программный директор факультета электроники и приборостроения) 
— Без тебя не прошёл ни один выезд. Есть ли институты и факультеты, которые запомнились больше других?
Каждый институт и факультеты имеют свою специфику, правила и традиции, что делает программы выезда неповторимыми, а смены — уникальными. Могу сказать с уверенностью, в нашем университете учатся самые активные, яркие и веселые первокурсники! 
(Кирилл Галанов, куратор программы, сотрудник социально-психологического центра Самарского университета)
— Выезд не в "Полете". Сложно ли делать адаптационный семинар на другой базе, особенно впервые? 
Поскольку это был наш первый выезд, я не могу оценивать, как было это в каком-то другом месте. Я считаю, что все прошло хорошо. Провести адаптационный семинар на 250 человек в целях сохранения единства факультета было верным решением. Первокурсники познакомились и сплотились не только в группах, но и между ними! 
(Анастасия Сенникова, программный директор, юридический факультет) 
— Ваш институт находится на двух площадках, возникали ли трудности при работе с первокурсниками и кураторами во время программы адаптации?
Случаются разные нюансы, но они решаемы. В целом, у нас нет недопонимания между площадками.
(Мария Иванова, программный директор, институт экономики и управления)
— Не было ли такого, что из-за погоды ребята ходили хмурые? Как вы поднимали их настрой? Сложно ли было?
У ребят просто не было времени быть хмурыми. Хорошая программа помогала нам передавать свою энергию первокурсникам. Главное заинтересовать их в чём-то и тогда все будет прекрасно!
(Денис Черный, помощник культурного организатора, факультет математики) 
— Что нового и полезного ты вынесла для себя, поработав организатором?
Любая работа — это новый опыт. Было сложно поставить себя, как организатора, но спасибо ребятам, которые оказались вместе со мной. Очень важно иметь крутую команду, с которой тебе будет легко работать, и которой ты сможешь довериться, как было у нас. 
(Олеся Бородина, программный директор, институт ракетно-космической техники)
— В чем состояла твоя работа как куратора?
Мне выпала большая честь быть куратором первокурсников института ракетно-космической техники. В первую очередь хочется отметить, что это невероятный опыт. Ведь ты не знаешь, что тебя ждет, и с какими ситуациями и людьми тебе придется столкнуться. Нужно уметь быстро ориентироваться в данных условиях и принимать решения. На кураторах лежит очень большая ответственность — выстроить из группы практически незнакомых людей целостный коллектив. Приходилось применять разные подходы к первокурсникам, чтобы они смогли довериться и открыться друг другу. Это важно сделать именно в первые недели общения и становления команды, чтобы им было комфортно работать и учиться друг с другом в ближайшие несколько лет. А кураторы — это такая маленькая ниточка между ними и университетской жизнью. Он, как никто другой, поможет первокурснику, поймет его и поддержит, потому что между ними нет границ в общении. Куратор не является лидером группы, а становится больше другом, который незаметно подталкивает своих ребят к созданию дружного коллектива. Таким куратором довелось быть мне и, по-моему, я со своей задачей справилась! 
(Алена Агапова, куратор, институт ракетно-космической техники) 
— Часто ли вы применяли на практике те знания, которые получили на "Школе кураторов"? Насколько полезными они были для вас?
Школа кураторов дала мне очень многое, начиная от "лекционных" материалов, заканчивая ситуациями, которые помогли понять лучше себя и окружающих. Багаж полученных знаний я применяю очень часто не только в работе с первокурсниками, а иногда и в общении с другими людьми. Я благодарна "Школе кураторов" и за знания, и за новых друзей.
(Камиля Закирова, куратор, юридический факультет) 
— Какой у тебя девиз, как у куратора?
"Не ошибается тот, кто ничего не делает".
(Тарас Даценко, куратор, факультет филологии и журналистики) 
 Хотел бы ты попробовать себя в роли организатора на следующем выезде? Почему?
Мне всегда нравилось создавать что-то для людей, радовать их. Сейчас, побывав на выезде в роли куратора, я понял, насколько это непросто. Было ли сложно? Да, но эти эмоции, эти несколько проведенных дней в уютной атмосфере и, главное, отдача от первокурсников явно стоили всей проделанной работы. В следующем году я уже хочу предстать перед первокурсниками в роли организатора выезда, создавать все это самому и тем самым дальше дарить незабываемые эмоции.
(Родион Ермаков, куратор, естественнонаучный институт) 
Текст: Елена Омельченко, Елена Чудаева, Василиса Тимофеева
Фото: Екатерина Гайдайчук, Владислав Касатиков и Владислав Сутыркин, Арина Еникеева, Мария Цыбатова, Диана Зотова, Вера Семыкина.