В V российско-немецкой летней школе на кафедре конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов обучались студенты Штутгартского университета и студенты института двигателей и энергетических установок Самарского университета.
Работая в группах, студенты модифицировали конструкцию двигателей НК-8, АЛ 31-Ф, Д-36, АИ-25 и ТВ-2 117, а также провели для этих двигателей ряд расчётов, в том числе и расчёт конечно-элементной модели. В работе использовались такие программные пакеты, как КОМПАС-3D, NX и ANSYS.
Кураторами проекта стали доцент кафедры КиПДЛА Александр Виноградов, старший преподаватель Ренат Бадыков и ассистент кафедры инженерной графики Дмитрий Дилигенский.
Взгляд российских студентов
"Конечно, было нелегко совмещать текущие задания по учебным дисциплинам и работу над проектом в парах с гостями. Но у нас была тактика, и мы её придерживались", — сказал участник школы Виталий Бузин. Сущность тактики, разумеется, конфиденциальна и разглашению в прессе не подлежит.
Сложнее всего было общаться с напарниками на английском языке. Однако, как известно, лишь преодолевая трудности, человек развивается.
"Поначалу было непросто давать необходимые объяснения на английском, ведь материал университетского курса языка к четвёртому курсу без постоянной практики забывается. Но спустя две недели я чувствую, что уже гораздо свободнее изъясняюсь на английском. К тому же многие термины по теме на английском мы уже знали благодаря опыту работы в ANSYS и NX", — поделился студент Артём Спиридонов.
Отметили самарские студенты и общение вне пар.
"Понравилось играть в настольные игры, требующие активного взаимодействия, такие, как Alias. Мы также познакомили гостей с российской военной историей и историей космонавтики в музеях города. А поездки в Свияжск, Булгар и Ширяево были интересны всем: почти никто из нас, местных, в этих городах раньше не был", — рассказал Максим Акунец.
Взгляд немецких студентов
Мнение гостей сформулировали Леони Клинг, Натали Бергман и Александр Фишер.
— Мы — десять студентов аэрокосмического направления из Штутгартского университета в Германии — решили отправиться в в Россию.
Вырвавшись из больших аудиторий нашего университета, вмещающих до 800 человек, мы окунулись в повседневную жизнь с лекциями в небольших кабинетах.
В Германии мы привыкли к тому, что занятия носят теоретический характер. Здесь, в России, чаще используются практические методы. В целом подход к обучению здесь сильно отличается от привычного нам. В Самаре мы учились среди двигателей, над оптимизацией которых работали. Так что естественно мы заглянули внутрь каждого агрегата и постарались изучить их конструкцию до винтика. И как оказалось, такое знакомство сильно помогает понять эти сложные системы. Мы также были поражены тем фактом, что для каждого занятия обустроена аудитория с наиболее подходящими для изучения моделями двигателей и их составных частей.
Другим отличием была интерактивная концепция расчета. Хотя нам, как правило, давали все данные, необходимые для выполнения заданий, мы должны были задавать разумные приближения для решения задач. Задачи формулировал наш преподаватель господин Виноградов.
Именно поэтому нам понравилось работать совместно с российскими студентами: помощь лишней не была. К сожалению, общение затрудняло то, что многие из наших консультантов-студентов с трудом говорили на английском языке, а среди нас абсолютно никто не говорит по-русски. Впрочем, языковой барьер препятствовал нам недолго.
Мы наслаждались и поездками по выходным в города, окружающие Самару. Забавно было то, что короткое расстояние для русских — совсем не то же самое, что мы привыкли считать таковым в Германии. В двух словах, мы можем сказать, что это было удивительное приключение.
Мы благодарим руководителя летней школы господина Виноградова и заведующего кафедрой господина Фалалеева за организацию такого необычного и полезного для будущих инженеров мероприятия.
Вячеслав Чигищев