С 1949го по 1968 год кафедру возглавлял профессор Виталий Митрофанович Дорофеев. Он, как видный специалист в области авиационного двигателестроения, заместитель главного конструктора завода № 24 (моторостроительного завода имени М.В. Фрунзе), внёс основополагающий вклад в формирование крупнейшего в КуАИ учебно-научного комплекса "Теория двигателей" и по праву считается основателем кафедры и большинства направлений её научной деятельности.
Первоначально, до 1949 года, курс теории двигателей относился к двигателям внутреннего сгорания, а с 1949/50 учебного года в связи с изучением ещё и воздушно-реактивных двигателей (ВРД) появился новый курс – теории воздушно-реактивных двигателей.
В 1959/60 учебном году перед КуАИ была поставлена задача срочного обучения студентов по новой специальности "ракетные двигатели". Кафедра теории двигателей взяла на себя подготовку учебно-методического обеспечения курсов по теории и испытанию ракетных двигателей.
В 1968 году заведование кафедрой принял на себя ученик и соратник Дорофеева Виктор Павлович Лукачёв – человек исключительных организаторских способностей, воплотивший в себе лучшие черты своего учителя.
Большое внимание Лукачёв уделял подбору кадров преподавателей и сотрудников. Именно в 7080х годах на кафедре определились основные направления научных исследований и сформировалась научная школа по теории и испытаниям двигателей летательных аппаратов.
В лице к.т.н. В.В. Кулагина кафедра приобрела новатора, создателя педагогической школы вуза по теории газотурбинных двигателей.
Производственный опыт профессора В.Г. Маслова, который с 1949го по 1960 год работал в термодинамическом отделе ОКБ Куйбышевского моторного завода, нашёл отражение в его богатом научно-методическом наследии.
Для цикла ракетных двигателей переход на кафедру в 1974 году начальника термодинамического отдела ОКБ Куйбышевского моторного завода (ныне ПАО "Кузнецов") к.т.н. В.С. Кондрусева, обладавшего 25летним стажем работы на предприятии под руководством академика Н.Д. Кузнецова, имел большое значение. В институте Кондрусев продолжил активно заниматься научными исследованиями в области газодинамики сопел ракетных двигателей и энергетических установок космических аппаратов.
Большое влияние на становление и развитие цикла лопаточных машин и отдела микротурбин ОНИЛ2 оказал Н.Т. Тихонов, до прихода на кафедру поработавший инженером-испытателем на заводе им. Фрунзе и преподавателем в авиационном техникуме.
В.П. Лукачёв активно поддержал доцента Б.М. Аронова в создании и развитии нового научного направления – "Комплексные системы автоматизированного проектирования лопаток двигателей".
Задолго до серьёзного обострения экологических проблем в середине 70х годов учеником В.П. Лукачёва – Ю.А. Кнышом были заложены основы нового научного направления в области экологии рабочего процесса ГТД. Вначале работа велась в рамках студенческого конструкторского бюро, а затем в ОНИЛ2 по этой тематике был создан отдел №3, а на кафедре – цикл экологии и энергетики двигателей и учебная лаборатория процессов горения.
В 1987 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Виктору Павловичу Лукачёву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
С мая 1988 года заведующим кафедрой стал д.т.н., профессор Юрий Алексеевич Кныш. Несмотря на то, что на его долю выпали тяжёлые 90е, кафедра продолжала развивать свою деятельность в образовательной и научной сферах.
В это время кафедра принимала активное участие в целевой интенсивной подготовке специалистов (ЦИПС) по специальности "авиационные двигатели и энергетические установки".
В середине 90х годов по инициативе Ю.А. Кныша в рамках специальности "ракетные двигатели" на факультете начата подготовка по специализации "промышленная экология".
К окончанию 80х началу 90х годов можно отнести первый этап внедрения информационных технологий в учебный процесс кафедры. К началу этого периода времени была разработана учебноисследовательская система автоматизированного проектирования авиационных ГТД.
Переход ко второму этапу информатизации учебного процесса на кафедре относится к началу 2000х годов. В это время преподаватели и научные сотрудники кафедры приступили к освоению и внедрению в образовательную деятельность программных комплексов вычислительной гидродинамики (Сomputational Fluid Dynamics, CFD).
В начале 2000х годов под руководством профессоров В.В. Кулагина и В.С. Кузьмичёва начата работа по созданию автоматизированной системы термогазодинамического расчёта и анализа (АСТРА). С этого времени она постоянно совершенствуется, превратилась в современную САЕсистему и применяется как в учебном процессе, так и при выполнении НИР.
В 2005 году была проведена глубокая модернизация стенда с полноразмерным двигателем АИ25. Она в основном касалась обновления оборудования и автоматизации системы измерений и обработки результатов испытаний. Причём в новую систему были заложены возможности проведения учебных испытаний в виде видеоконференций и удалённого доступа для управления ходом испытаний.
В это же время была усовершенствована материальная база для проведения лабораторных работ по циклу лопаточных машин. Все стенды учебной лаборатории были оснащены автоматизированными системами сбора и обработки информации.
В декабре 2008 года заведующим кафедрой был избран профессор Валерий Николаевич Матвеев, который проработал в этой должности по май 2018 года. С июня 2018 года возглавляет кафедру д.т.н. Андрей Брониславович Прокофьев.
С 2009 года действовало две программы развития университета: Программа развития СГАУ как национального исследовательского университета и Программа повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, в которых кафедра ТДЛА принимала самое непосредственное и активное участие.
В рамках этих программ развития университета, включающих образовательные, научно-инновационные и кадровые составляющие, в основном происходило и происходит развитие кафедры до настоящего времени. Особое внимание на кафедре, как выпускающей по специализации "Инновационные технологии в ракетном двигателестроении", уделяется модернизации соответствующей образовательной программы.
По направлению "Двигатели летательных аппаратов" в рамках профилей, специализаций и магистерских программ по газотурбинной тематике переработаны дисциплины по теории двигателей, теории и расчёту лопаточных машин. В частности, на лабораторных, практических занятиях, при курсовом и дипломном проектировании для выполнения заданий с элементами исследований студенты используют современные программные комплексы АСТРА, Ansys CFX и NUMECA.
По курсу теории газотурбинных двигателей в 2017 году вышло 4е издание учебника профессоров В.В. Кулагина, В.С. Кузьмичёва "Теория, расчёт и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок".
Усовершенствованный курс по испытаниям ГТД обеспечен двумя изданиями учебника "Испытания авиационных двигателей" под общей редакцией профессора В.А. Григорьева, учебного пособия "Основы доводки авиационных ГТД".
В последние пять лет доцентами О.В. Батуриным и А.Ю. Ткаченко впервые было подготовлено несколько курсов по теории и испытанию двигателей, теории и расчёту турбомашин на английском языке для иностранных студентов из Германии, Франции, Италии и Китая. С 2014 года часть этих курсов читалась для слушателей российско-германской школы молодых двигателестроителей.
Уже два года студенты Нанкинского университета аэронавтики и астронавтики и Пекинского технологического университета выполняют на кафедре выпускные квалификационные работы.
За последние 15 лет структура научных подразделений кафедры претерпела ряд изменений. В 2005 году ОНИЛ №2 была преобразована в Научно-исследовательский центр космической энергетики (НИЦ КЭ). В 2010 году на базе двух научно-исследовательских лабораторий "Энергетики и экологии тепловых двигателей" кафедры ТДЛА и "Горение и рабочие процессы тепловых двигателей" кафедры теплотехники и тепловых двигателей был сформирован Научно-образовательный центр газодинамических исследований (НОЦ ГДИ).
В НИЦ КЭ в эти годы проводились следующие работы:
- исследование возможностей использования ЖРДМТ в технологических целях;
- создание экологически чистой автономной маломассогабаритной энергетической двигательной установки на основе электролиза воды для космических аппаратов;
- исследование сверхзвуковых течений в соплах ЖРДМТ с большой геометрической степенью расширения.
- оптимизации и выбора параметров рабочего процесса ГТД на этапе его концептуального проектирования;
- газовой динамики турбин и компрессоров авиационных двигателей и газотурбинных приводов;
- рабочих процессов вихревых камер сгорания промышленных установок и каталитических камер нейтрализации оксида углерода.
Следует отметить, что В.М. Дорофееву, В.П. Лукачёву, их ученикам, соратникам и последователям удалось создать и постоянно поддерживать в коллективе атмосферу напряжённого творческого труда, увлечённости делом, постоянного поиска нового в сферах образовательной и научной деятельности. Поэтому кафедра достойно встречает свой 70летний юбилей и с уверенностью смотрит в будущее.
В.А. Григорьев, В.С. Кузьмичёв, В.Н. Матвеев, С.А. Шустов