федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Славу кафедре приносят люди

Славу кафедре приносят люди

Самарский университет

Кафедре теории двигателей летательных аппаратов исполняется 70 лет

Полет (газета) юбилей Кафедра теории двигателей летательных аппаратов Лукачёв Виктор
08.11.2019 2020-04-03
В 1949 году в Куйбышевском авиационном институте (КуАИ) была создана кафедра теплотехники и теории авиадвигателей. Обучение шло по теории и испытанию авиадвигателей, термодинамике, гидрогазодинамике и теплотехнике. Исторически сложилось так, что именно 1949 год считается годом основания современной кафедры теории двигателей летательных аппаратов.



С 1949­го по 1968 год кафедру возглавлял профессор Виталий Митрофанович Дорофеев. Он, как видный специалист в области авиационного двигателестроения, заместитель главного конструктора завода № 24 (моторостроительного завода имени М.В. Фрунзе), внёс основополагающий вклад в формирование крупнейшего в КуАИ учебно-научного комплекса "Теория двигателей" и по праву считается основателем кафедры и большинства направлений её научной деятельности.

Первоначально, до 1949 года, курс теории двигателей относился к двигателям внутреннего сгорания, а с 1949/50 учебного года в связи с изучением ещё и воздушно-реактивных двигателей (ВРД) появился новый курс – теории воздушно-реактивных двигателей.

В 1959/60 учебном году перед КуАИ была поставлена задача срочного обучения студентов по новой специальности ­ "ракетные двигатели". Кафедра теории двигателей взяла на себя подготовку учебно-методического обеспечения курсов по теории и испытанию ракетных двигателей.

В 1968 году заведование кафедрой принял на себя ученик и соратник Дорофеева Виктор Павлович Лукачёв – человек исключительных организаторских способностей, воплотивший в себе лучшие черты своего учителя.

Большое внимание Лукачёв уделял подбору кадров преподавателей и сотрудников. Именно в 70­80­х годах на кафедре определились основные направления научных исследований и сформировалась научная школа по теории и испытаниям двигателей летательных аппаратов.

В лице к.т.н. В.В. Кулагина кафедра приобрела новатора, создателя педагогической школы вуза по теории газотурбинных двигателей.

Производственный опыт профессора В.Г. Маслова, который с 1949­го по 1960 год работал в термодинамическом отделе ОКБ Куйбышевского моторного завода, нашёл отражение в его богатом научно-методическом наследии.

Для цикла ракетных двигателей переход на кафедру в 1974 году начальника термодинамического отдела ОКБ Куйбышевского моторного завода (ныне ПАО "Кузнецов") к.т.н. В.С. Кондрусева, обладавшего 25­летним стажем работы на предприятии под руководством академика Н.Д. Кузнецова, имел большое значение. В институте Кондрусев продолжил активно заниматься научными исследованиями в области газодинамики сопел ракетных двигателей и энергетических установок космических аппаратов.

Большое влияние на становление и развитие цикла лопаточных машин и отдела микротурбин ОНИЛ­2 оказал Н.Т. Тихонов, до прихода на кафедру поработавший инженером-испытателем на заводе им. Фрунзе и преподавателем в авиационном техникуме.

В.П. Лукачёв активно поддержал доцента Б.М. Аронова в создании и развитии нового научного направления – "Комплексные системы автоматизированного проектирования лопаток двигателей".

Задолго до серьёзного обострения экологических проблем в середине 70­х годов учеником В.П. Лукачёва – Ю.А. Кнышом были заложены основы нового научного направления в области экологии рабочего процесса ГТД. Вначале работа велась в рамках студенческого конструкторского бюро, а затем в ОНИЛ­2 по этой тематике был создан отдел №3, а на кафедре – цикл экологии и энергетики двигателей и учебная лаборатория процессов горения.

В 1987 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Виктору Павловичу Лукачёву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

С мая 1988 года заведующим кафедрой стал д.т.н., профессор Юрий Алексеевич Кныш. Несмотря на то, что на его долю выпали тяжёлые 90­е, кафедра продолжала развивать свою деятельность в образовательной и научной сферах.

В это время кафедра принимала активное участие в целевой интенсивной подготовке специалистов (ЦИПС) по специальности "авиационные двигатели и энергетические установки".

В середине 90­х годов по инициативе Ю.А. Кныша в рамках специальности "ракетные двигатели" на факультете начата подготовка по специализации "промышленная экология".

К окончанию 80­х началу 90­х годов можно отнести первый этап внедрения информационных технологий в учебный процесс кафедры. К началу этого периода времени была разработана учебно­исследовательская система автоматизированного проектирования авиационных ГТД.

Переход ко второму этапу информатизации учебного процесса на кафедре относится к началу 2000­х годов. В это время преподаватели и научные сотрудники кафедры приступили к освоению и внедрению в образовательную деятельность программных комплексов вычислительной гидродинамики (Сomputational Fluid Dynamics, CFD).

В начале 2000­х годов под руководством профессоров В.В. Кулагина и В.С. Кузьмичёва начата работа по созданию автоматизированной системы термогазодинамического расчёта и анализа (АСТРА). С этого времени она постоянно совершенствуется, превратилась в современную САЕ­систему и применяется как в учебном процессе, так и при выполнении НИР.

В 2005 году была проведена глубокая модернизация стенда с полноразмерным двигателем АИ­25. Она в основном касалась обновления оборудования и автоматизации системы измерений и обработки результатов испытаний. Причём в новую систему были заложены возможности проведения учебных испытаний в виде видеоконференций и удалённого доступа для управления ходом испытаний.

В это же время была усовершенствована материальная база для проведения лабораторных работ по циклу лопаточных машин. Все стенды учебной лаборатории были оснащены автоматизированными системами сбора и обработки информации.

В декабре 2008 года заведующим кафедрой был избран профессор Валерий Николаевич Матвеев, который проработал в этой должности по май 2018 года. С июня 2018 года возглавляет кафедру д.т.н. Андрей Брониславович Прокофьев.

С 2009 года действовало две программы развития университета: Программа развития СГАУ как национального исследовательского университета и Программа повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, в которых кафедра ТДЛА принимала самое непосредственное и активное участие.

В рамках этих программ развития университета, включающих образовательные, научно-инновационные и кадровые составляющие, в основном происходило и происходит развитие кафедры до настоящего времени. Особое внимание на кафедре, как выпускающей по специализации "Инновационные технологии в ракетном двигателестроении", уделяется модернизации соответствующей образовательной программы.

По направлению "Двигатели летательных аппаратов" в рамках профилей, специализаций и магистерских программ по газотурбинной тематике переработаны дисциплины по теории двигателей, теории и расчёту лопаточных машин. В частности, на лабораторных, практических занятиях, при курсовом и дипломном проектировании для выполнения заданий с элементами исследований студенты используют современные программные комплексы АСТРА, Ansys CFX и NUMECA.

По курсу теории газотурбинных двигателей в 2017 году вышло 4­е издание учебника профессоров В.В. Кулагина, В.С. Кузьмичёва "Теория, расчёт и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок".

Усовершенствованный курс по испытаниям ГТД обеспечен двумя изданиями учебника "Испытания авиационных двигателей" под общей редакцией профессора В.А. Григорьева, учебного пособия "Основы доводки авиационных ГТД".

В последние пять лет доцентами О.В. Батуриным и А.Ю. Ткаченко впервые было подготовлено несколько курсов по теории и испытанию двигателей, теории и расчёту турбомашин на английском языке для иностранных студентов из Германии, Франции, Италии и Китая. С 2014 года часть этих курсов читалась для слушателей российско-германской школы молодых двигателестроителей.

Уже два года студенты Нанкинского университета аэронавтики и астронавтики и Пекинского технологического университета выполняют на кафедре выпускные квалификационные работы.

За последние 15 лет структура научных подразделений кафедры претерпела ряд изменений. В 2005 году ОНИЛ №2 была преобразована в Научно-исследовательский центр космической энергетики (НИЦ КЭ). В 2010 году на базе двух научно-исследовательских лабораторий ­ "Энергетики и экологии тепловых двигателей" кафедры ТДЛА и "Горение и рабочие процессы тепловых двигателей" кафедры теплотехники и тепловых двигателей был сформирован Научно-образовательный центр газодинамических исследований (НОЦ ГДИ).

В НИЦ КЭ в эти годы проводились следующие работы:
  • исследование возможностей использования ЖРДМТ в технологических целях;
  • создание экологически чистой автономной маломассогабаритной энергетической двигательной установки на основе электролиза воды для космических аппаратов;
  • исследование сверхзвуковых течений в соплах ЖРДМТ с большой геометрической степенью расширения.
В НОЦ ГДИ сотрудники кафедры ТДЛА работали в направлениях:
  • оптимизации и выбора параметров рабочего процесса ГТД на этапе его концептуального проектирования;
  • газовой динамики турбин и компрессоров авиационных двигателей и газотурбинных приводов;
  • рабочих процессов вихревых камер сгорания промышленных установок и каталитических камер нейтрализации оксида углерода.
Выполнение этих работ в рамках учебного процесса и научных исследований оказалось возможным благодаря рациональному сочетанию работников с большим стажем преподавательской и научной деятельности, а также молодых сотрудников, пришедших на кафедру и в её научные подразделения в последние годы.

Следует отметить, что В.М. Дорофееву, В.П. Лукачёву, их ученикам, соратникам и последователям удалось создать и постоянно поддерживать в коллективе атмосферу напряжённого творческого труда, увлечённости делом, постоянного поиска нового в сферах образовательной и научной деятельности. Поэтому кафедра достойно встречает свой 70­летний юбилей и с уверенностью смотрит в будущее.

В.А. Григорьев, В.С. Кузьмичёв, В.Н. Матвеев, С.А. Шустов