федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

"Ценю эмоции, с которыми человек выходит из зала"

"Ценю эмоции, с которыми человек выходит из зала"

Самарский университет

Интервью Сергея Болдырева о ежегодном студенческом бале Самарского университета

Полет (газета) студия салонных танцев отдел культурно-массовой работы УВР
11.12.2019 2019-12-11
О том, что такое бал, и об истории его появления рассказывает Сергей Болдырев, руководитель студии салонных танцев, один из организаторов ежегодного бала Самарского университета.

Сергей, что такое бал?
– Ответ на этот вопрос для меня менялся с годами. И я, пожалуй, скажу так, как ответил бы в течение последних восьми лет. Бал – это погружение в сказку. Ощущение действа, персонажем которого являешься ты сам. Действо, которое преображает тебя, твою душу, сообщество людей, которое окружает тебя, а также действо, оставляющее послевкусие. Когда ты снимаешь наряд, возвращаешься на учёбу, работу, где­то внутри продолжает звучать вальс – на фотографиях, в глазах новых друзей. Я надеюсь, что участники наших занятий в повседневной жизни держат подбородки чуть выше, как мы учим их на классах. Что юноши чаще дарят комплименты девушкам и подают руку. Что люди уходят от нас преображёнными и, возможно, с желанием вернуться и продолжать танцевать, вносить свой вклад в развитие бального движения.

Бал – это возможность научиться и открыть для себя новую грань реальности. Для одних это школа по преодолению и раскрытию себя. Для других – это возможность выйти на уровень участника показательных танцев, стать тренером, участвовать в городских, межрегиональных и международных проектах.

Кто был инициатором проведения балов в Самарском университете?
– Всё началось примерно в 2006-2007 году. Руководители студии спортивного танца "Грация" Кристина Зинченко, Тимур Утеулин и замечательный хореограф Дмитрий Вадимович Семёнов были первыми, кто решил устроить для студентов аэрокосмического университета праздник под названием "Пушкинский бал". Его программа опиралась на репертуар европейских спортивно-бальных танцев. Бал объединил около сорока человек.

В 2008­-2010 годах инициативу подхватили студенты. Так, Анастасия Прохорова со второго факультета провела первый студенческий бал, но в масштабах одного факультета. А уже в 2011 году состоялся общевузовский бал. Он прошёл в интерьерах ДК "Металлург", и в нём приняло участие более ста пятидесяти человек.

Кто может принять участие в бале университета?
– Студенты, аспиранты, преподаватели, а также абитуриенты и выпускники Самарского университета.

Говорят, бал диктует дресс-код?
– Конечно, но он достаточно либеральный и современный. Бал университета – это не историческая реконструкция. К сожалению, существует мнение, что бал требует дорогой одежды – это не обязательно так. Все эти вопросы довольно легко решаются, и порой у участников уже есть все необходимые вещи либо их легко можно взять в прокат за символическую сумму.

В чём особенности вашего подхода как хореографа постановщика?
– Если мы говорим про мой подход в качестве тренера, то, пожалуй, существует несколько ключевых моментов. Во-первых, в моём понимании бал – это не концерт и не конкурс. Я стремлюсь к тому, чтобы бал стал праздником для абсолютно любого человека. Мы хотим, чтобы участники бала стали сообществом, и наша главная цель – это развитие объединения.

Мы стремимся к тому, чтобы человек, приходя на репетиции, получал не только навыки хореографии, но и возможность общаться и знакомиться с новыми людьми. Главная ценность для меня – это то, с какими эмоциями выходит человек после занятий, и сейчас, буквально после завершения довольно сложной и насыщенной тренировки, мне приятно видеть улыбающихся ребят, и надеюсь, они были довольны результатом репетиции. Для меня бал – это история про сообщество, определенное воспитание, чтобы человек что-то проработал в себе и раскрыл.

Во-вторых, моя цель – это адаптация участников. В основе исторического бального танца лежит хрестоматийная академичная хореография, изучение которой требует немало времени, кропотливой реконструкции. Но наша реальность немного другая. Она в том, чтобы человек, который никогда в жизни не танцевал, смог прийти и за пару занятий почувствовать, что он сможет. Для хореографа-постановщика бала это весьма необычная задача: заинтересовать сотни студентов так, чтобы они захотели возвращаться к танцам и в итоге получили удовольствие от праздника.

А чем отличается опыт дебютанта?
– Ввести эту традицию в 2012 году предложила известный педагог-методист Галина Вениаминовна Трубочкина. Тогда основная идея заключалась в том, чтобы создать некоторую группу из участников бала, которые стали бы визитной карточкой и символом праздника.

Дебютанты – это студенты 1­го и 2­го курсов, которые проходят предварительный отбор и затем готовятся к балу в отдельной группе. На самом празднике они исполняют показательный вальс дебютантов, а также участвуют в торжественном открытии бала – шествии под названием "Полонез". И так дебютанты и их выступление на балу – одна из особенностей праздника, которой нет, пожалуй, нигде в Поволжье, и, в принципе, на студенческих балах России – это не частое явление.

Дебютанты – хозяева и главный символ праздника. Их выступление на класс выше и интереснее, чем в среднем танцы на балу. И важно справиться с ответственностью. Кстати, показательные танцы исполняют и опытные пары из числа тех участников, которые уже много лет танцуют на балу.

На какие части делится бал?
– Я бы сравнил бал с путешествием по эпохам различных стран. Если рассматривать его в этом направлении, то мы захватываем период примерно с середины XIX века, его конец через смену эпох, начало и середину ХХ века, вплоть до современности.

Середина XIX века – это, например, полонез и разнообразные фигурные вальсы, которые стилизованы под тот период. Начало XX века – это отечественная бальная программа: падеграс, вальс­гавот, безусловно, венский вальс. C середины XX века появляются медленный вальс, регтайм и конечно же танго.

Также на балу исполняются современные версии блюза, вальса, танго. Мы исполняем танцы, которые характерны как для российских, так и для европейских балов: итальянских, английских или даже, например, шотландских. Часть танцев приехала к нам через океан из Соединённых Штатов.

Кто тренирует участников?
– О, у нас отличная команда. Так, аспирантка Самарского университета Анжела Акопян работала с дебютантами.

Впервые роль тренера и постановщика показательных танцев опробовала наш постоянный участник студентка Анастасия Манина. Отмечу, что она принимала участие в турнирах по историческим танцам.

Также новичок в тренерской команде – выпускница нашего вуза Елена Скатова. В этом году в команду тренеров вошла Юлия Кутепова. Вместе с Юлией мы начинали студию, привозили балы в другие города и подготовили четыре поколения дебютантов.

А как живёт студия в "межсезонье"?
– Вначале подготовка к первым балам шла как цепочка мастер-классов, которая прерывалась после очередного праздника. Это было проблемой: спустя год приходилось с нуля вспоминать всё то, что было изучено. Студия салонных танцев действует с 2013 года. Мы предложили университету идею, чтобы студенты систематически занимались танцами на базе Дома культуры. В управлении внеучебной работы нас поддержала Мария Геннадьевна Резниченко, и нам выделили часы для еженедельных тренировок с сентября по май с перерывом на каникулы. Это единственный пример в Поволжье, где в таком масштабе существует студия, как формат еженедельных классов для студентов на базе вуза. В этом плане наш университет уникален.

Пожалуй, самый главный вопрос: занятия в студии танцев бесплатны?
– Абсолютно верно. К большому счастью, начиная с самых первых балов, руководство университета оказывает огромную поддержку студенческой инициативе по проведению бала. Ключевой принцип наших занятий – это доступность: бесплатное обучение с нуля и участие.

А где ещё вы танцуете помимо бала?
– Есть несколько городских проектов. В университете мы организуем танцевальный вечер в виде дискотеки XX века, который посвящён дню всех влюбленных, 14 февраля. Танцуем фокстрот, танго, блюз, вальс и другие танцы.

Мы привозим балы в другие города. Собираем аудиторию бала, продумываем формат, сценарий и танцуем во дворцах Санкт-Петербурга, Казани, Москвы. Мы танцевали в Эрмитаже, в Гостином дворе Московского Кремля, а также в художественной галерее Казанского кремля.

Это действительно значимый и красочный результат, когда один праздник собирает делегации из разных городов, студенты нашего университета являются одними из главных действующих лиц.

Есть турниры, где желающие соревнуются в искусстве танца. Это возможность проявить себя, посмотреть на других людей. Нас вдохновляет тот факт, что студенты Самарского университета уже два года привозят золотые и серебряные медали со всероссийских турниров по историческим танцам.



Александр Башмачников, 7Times,
фото Даниила Бабонина