Доцент кафедры экологии, ботаники и охраны природы Евгений Корчиков изучает лишайники Самарской и частично Оренбургской области в пределах национального парка "Бузулукский бор", является научным редактором трёх разделов Красной книги Самарской области: "Лишайникобразующие грибы", "Не образующие лишайник грибы", "Мохообразные".
— Евгений, как начался ваш путь в науку?
— Одни хотят узнать, как устроен самолёт, как работает двигатель, но эти вещи — плод человеческой мысли. А как устроен живой организм, который сам не только ходит, но и растёт, размножается, говорит и мыслит? Попытки ответить на эти вопросы открыли для меня захватывающее путешествие в мир науки.
Меня привёл в биологию... ирис солелюбивый! Я любил ходить пешком от дома моих родителей в Кинеле до дачи — порядка трёх километров. Здесь и обнаружил это растение, которое ранее считалось исчезнувшим.
В школе биология стала любимым предметом. И я понял, сколько там ещё неизведанного. Конечно, есть общие закономерности, но каждый организм индивидуален, его ответ на раздражитель может отличаться от общепринятой теории.
Спасибо преподавателям университета, которые, видимо, прочитав в моём взгляде заветное "Хочу всё знать!", стали предлагать мне углубленные и выходящие за пределы стандартной программы задания. Первый научный руководитель — Людмила Михайловна Кавеленова — пригласила меня, второкурсника, в лабораторию. Моей задачей стало изучение водного режима лишайников. Результаты я представил на студенческой конференции. И тема определила мою дальнейшую профессиональную деятельность. Уже с 3-го курса я выступал на конференциях всероссийского и международного масштаба, которые проходили в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Астрахани, Новосибирске, Белгороде, Казани, Йошкар-Оле, Гомеле. И все эти поездки оплачивал университет.
— Какие исследования наиболее актуальны в сегменте вашей тематики?
— В настоящее время активно ведутся исследования в области изучения вторичных метаболитов лишайникобразующих грибов. Оказалось, что их можно культивировать в лабораторных условиях и эти грибы выделяют уникальные химические соединения, которые человек может применять очень широко: от медицины до пищевой промышленности.
На 3-м курсе, благодаря профессору Николаю Михайловичу Матвееву и профессору Людмиле Михайловне Кавеленовой, я попал в прикладную науку и освоил ряд незаменимых в своей отрасли компетенций.
Я — биолог, и все мои проекты связаны с полевыми исследованиями. И экспедиции захватывают сильнее, чем сюжет приключенческих фильмов. Потому что чувствуешь себя первооткрывателем, находишь новые, не известные ранее в Самарской области лишайники. Вот то вдохновение, в котором черпаешь силы для дальнейшей работы. Словом, я люблю быть биологом, горжусь быть ботаником и призываю всех посмотреть на природу, частицей которой является сам человек.
— Как, разве не все виды растений открыты и изучены? Я думал, это касается только насекомых или глубоководных рыб...
— Да, мы до сих пор проводим полевые экспедиции именно в поисках новых видов. Причём экспедиции биологов комплексные: на объект — слабо изученный район — выезжают лихенологи, бриологи, миксомицетологи, энтомологи, орнитологи.
И за каждым найденным новым видом растения или животного стоит многое. Так, мы фиксируем появление в области нового вида жука или паразитической бабочки. А их личинки могут в будущем уничтожить, например, все каштаны области. Получаем новые данные о миграции видов в прошлом в послеледниковом периоде. Находим на территории региона ресурсно-значимое для человека растение, что обычно важно для фармацевтики.
Так, будучи лихенологом (учёным, изучающим лишайники), я выполнял работы и по озеленению, и по изучению заповедника, и по выявлению сосудистых растений, лишайников и отчасти мхов на особо охраняемых природных территориях. В результате министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области оценило мою работу и мне вручили благодарность "за вклад в защиту и сохранение особо охраняемых природных территорий Самарской области".
— Как вы считаете, что может мотивировать студентов на занятия наукой?
— Здесь многое зависит от характера студента и его жизненных установок. Одним достаточно понимать, что на исследованиях можно неплохо "заработать": от стипендии ПГАС до получения грантов на конкретные проекты, например — по программе УМНИК. Других увлекает своим энтузиазмом преподаватель, и им кружит голову сама возможность стать причастными к истории, к решению конкретной практической задачи. Третьи подходят к этому вопросу прагматически: ведь в конце 4-го курса надо будет защищать дипломный проект, а работать над ним можно начать уже с первого курса!
— Так с чего же всё-таки начать?
— Занятия наукой — это увлекательнейшее путешествие. Первый шаг на этом пути заключается в отработке научного подхода: заведите блокнот, в котором будете протоколировать происходящее, записывать и даже зарисовывать результаты полученных наблюдений и измерений. Задавайте вопросы. Если ничего не спрашивать, то ничего и не узнаете сверх университетской программы. Если быть погружённым в задачу, то вы будете находить информацию всюду.
Для справки:
Евгений Корчиков, доцент кафедры экологии, ботаники и охраны природы.
- В 2009 году окончил очную аспирантуру СамГУ, защитив кандидатскую диссертацию в диссовете при Институте экологии Волжского бассейна РАН.
- С 2007-го по 2008 год проводил биомониторинг природных экосистем в условиях лесостепной и степной зоны.
- В 2008 году под руководством профессора Натальи Владимировны Прохоровой оценивал флористическое биоразнообразие особо ценного Красносамарского лесного массива для обоснования необходимости охраны памятника природы.
- С 2009-го по 2011 год исследовал современное состояние эталонных для лесостепной и степной зоны экосистем и проводил мониторинг их биоразнообразия и экоморфной структуры (руководитель — профессор Н.М. Матвеев).
- Под руководством профессора Тамары Ивановны Плаксиной изучал флору Оренбургского Предуралья, Самарской области и Волго-Уральского региона.
- В 2010 году в команде самарских биологов исследовал современное состояние растительного покрова, микобиоты и животного мира на газотурбинной электростанции Байтуганского нефтяного месторождения.
- В 2013-2015 годах совместно с профессором Людмилой Кавеленовой разрабатывал меры по оптимизации региональной стратегии мониторинга, сохранения и восстановления фиторазнообразия в градиенте антропогенной трансформации окружающей среды. Исследовал растительность в зоне экскурсионного маршрута на горе Стрельной. Проводил инвентаризацию зелёных насаждений и составлял паспорта озеленённых территорий Кинеля.
- Автор 3 монографий, 2 из которых коллективные, 2 учебных пособий, 10 статей Scopus и WoS, 28 статей в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, всего — 200 печатных работ.
Роман Антонов,
фото из архива Евгения Корчикова