федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
"Не всякий исторический факт очевиден сразу"

"Не всякий исторический факт очевиден сразу"

Самарский университет

Николай Лифанов об исследованиях истории древних венгров

НИЛ-303 Интервью Исследования Наука археология социально-гуманитарный институт История Лифанов Николай
16.04.2020 2020-04-16
В 2019 году Самарский университет совместно с Католическим университетом Петера Пазманя (Венгрия) начал реализацию международного междисциплинарного проекта "Ранние мадьяры на Волге". Авторы проекта считают, что полевые испытания и анализ находок докажет, что венгерская нация формировалась именно на территории Поволжья. Проект предполагает не только систематизацию найденных на территории области мадьярских древностей, но и комплексное — мультидисциплинарное — изучение находок с применением методов физического, химического, почвоведческого анализа, а также компьютерного 3D-моделирования и ДНК-экспертиз. Первые совместные полевые исследования состоялись летом 2019 года. Осенью 2020 года в рамках визита Президента Владимира Путина в Будапешт состоялась передача копии древнего мадьярского перстня властям Венгрии. Сам перстень был найден археологами университета, а его копия "отпечатана" учеными вуза. 
Территория Самарского Заволжья в прошлом именовалась Леведией и была местом обитания древних венгров. Такую гипотезу выдвинул несколько лет назад Николай Лифанов, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории археологии Самарского университета. Мы поговорили с археологом об истории мадьяр, их пути с востока на запад и научных спорах по этому поводу.
- Николай Александрович, когда вы начали заниматься темой ранних мадьяр в Поволжье?
- Года три назад. Мысли об этом были и раньше, поскольку в сферу моих научных интересов входит эпоха Хазарского каганата. Мадьяры в каганате жили и связывали с ним свою историческую судьбу. Более того, одно из племен в составе раннемадьярской общности было хазарского происхождения, то есть эти темы взаимосвязаны. Другое дело, что на территории Самарского Поволжья до недавнего времени материала, связанного с ранними мадьярами, известно было очень немного. В последние годы его количество стало увеличиваться, и, естественно, это стало объектом особого научного интереса.
- Как получилось, что прародина венгров до сих пор неизвестна?
- Ранняя история любого народа это, как правило, большая загадка. Нет такого, чтобы четко было кем-то сказано: здесь и сегодня появились такие-то люди, они являются таким-то народом. Выяснение происхождения любого этноса — всегда историческая реконструкция. Когда-то такие реконструкции на основании письменных источников, фиксировавших древние легенды и сказания, проводили ещё ученые эпохи Средневековья, затем этим занялись профессиональные ученые Нового и Новейшего времени. Если говорить конкретно о мадьярах, то у нас до появления археологических материалов в XX столетии сведений об их ранней истории было крайне мало.
- Что это были за сведения?
- Начнем с того, что в середине X столетия в Византии правил интересный император. Правил он неважно, точнее, правили за него другие, а он занимался наукой. Звали его Константин VII Багрянородный из Македонской династии. На основе сказаний, поведанных ему послом — представителем правящей мадьярской династии Тармацу, Константин VII записал важные сведения о ранней истории мадьяр в середине X века. Кроме него, у нас есть ещё два венгерских источника, основанных также на ранних сказаниях мадьяр, правда, довольно поздних, XIII столетия. В них, как и у Константина Багрянородного, указано только одно — пришли мадьяры откуда-то с востока. В общем, сведения неконкретные.
Другое дело, что Константин Багрянородный упоминает: некогда, когда мадьярами правил воевода Леведия, они жили в местности, названной его именем. Константин VII дает нам в отношении неё парочку мелких ориентиров. Во-первых, мадьяры жили в Леведии рядом с хазарами, активно с ними контактировали и участвовали в хазарских войнах как союзники каганата. Во-вторых, в Леведии протекает какая-то речка, называемая то ли Хингилус, то ли Хидмас. Вот и все сведения о Леведии, где мадьяры жили до их переселения в Венгрию.
Потом мадьяры переселились еще дальше на запад, в местность, называемую, как Константин Багрянородный передает, Ателькузу. С ней больше ясности. Судя по перечисленным названиям протекающих в ней рек, Ателькузу отождествляется со степным регионом к западу от Днепра (территория нынешней Украины, отчасти Молдавии и непризнанной Приднестровской Республики). Это все ученые давно признают. А вот где находится Леведия, из письменных данных непонятно.
Я предполагаю, что Леведия находилась в низовьях реки Самары. Здесь сходятся оба ориентира, которые описал Константин VII. Рядом расположены хазарские памятники. Может быть, здесь жили не собственно этнические хазары: Хазарский каганат был большой империей, где жили много народов. Но население Хазарского каганата здесь, в Самарском и Ульяновском Поволжье присутствовало, то есть один археологически надежный ориентир у нас имеется.
Второй ориентир менее надежен — это речка Хингилус. Гидронимы с такими названиями довольно широко распространены. Есть озеро Сингуль в Зауралье, есть реки Ингул и Ингулец в Украине. Правда, это современные названия, мы не знаем, когда они появились. Но есть единственный случай, когда точно известно, что река с таким названием существовала примерно во времена, когда мадьяры жили в Восточной Европе до переселения в Венгрию.
В начале 20-х годов X столетия через степи Казахстана на Волгу двигалось посольство из Багдада. Арабский халиф ал-Муктадир послал его для мусульманского просвещения некоего далекого северного народа. Сейчас мы считаем, что это были волжские болгары, но они почему-то называли себя не "болгарами", а "ас-сакалиба". С арабского это, по сути, "славяне". Славяне ли это? Почему так назывались? Непонятно совершенно. Жили они на территории нынешнего Татарстана, это мы знаем точно.
Секретарь посольства Арабского халифата, очень умный и грамотный человек, Ахмад бин-Фадлан оставил отчет, дошедший до нас не полностью, но из которого многое известно. Он описывал путь на далекий север и перечислял реки, через которые караван посольства переходил. Названия их опознаваемы на карте и сегодня: Ирхиз (Иргиз), Бачаг (Моча, совр. Чапаевка), Самур (Самара), Кинал (Кинель), Сух (Сок), Джарамсан (Черемшан), Уран (Урень), а между реками Сух и Джарамсан Ахмад бин-Фадлан упоминает реку Кюнджюлю или Кюнджюливу (в различных переводах с арабского).
Так вот, я предположил, что река Кюнджюлю и есть Хингилус Константина Багрянородного. Тем более, что зафиксированы оба этих названия в X веке: Ахмадом бин-Фадланом в 921 году, а Константином VII — лет через двадцать после этого. Не слишком доверяя своим познаниям в филологии, я поделился соображениями с профессиональным исследователем-арабистом Вячеславом Кулешовым, автором нового перевода записок Ахмада бин-Фадлана. Вячеслав ответил, что мысль очень интересная и что Хингилус и Кюнджулю фонетически практически одно и то же. После этого я решился эту идею обнародовать и сделал доклад на конференции.
- Гипотеза о том, что мадьяры жили в Поволжье появилась еще до Ваших исследований. — Какое открытие положило начало этой гипотезе?
- Это археология. Видите ли в чем дело: до XX века знания историков базировались в основном на данных письменных памятников: летописях, записках, мемуарах и так далее. Сложилось определенное общее представление о ходе исторического процесса от глубокой древности до современности. Однако и тогда, в XIX веке, и сейчас появляются всякого рода псевдоисторические гипотезы, типа современных Фоменко и Носовского. Так вот, массовые археологические исследования позволили современным ученым абсолютно точно утверждать, что та история, которая восстанавливается по письменным памятникам, археологией подтверждается. Повторю — массовые: экспедиций проводится очень много, памятников копается очень много. Человек несведущий даже не может себе представить, насколько велики объемы археологических работ по всему миру.
Археологические данные позволили скорректировать и уточнить данные письменных источников. Это в полной мере относится и к мадьярам. Как я уже говорил, мы очень мало знаем об их истории по письменным источникам. Так вот, археологическая наука подтвердила, что к востоку от Венгрии действительно есть археологические памятники, в основном погребальные, культура которых очень близка культуре ранних мадьяр на территории Венгрии. Это совершенно точно.
- Какие именно отличительные черты присутствуют в мадьярских погребальных памятниках?
- Во-первых, это своеобразная форма вооружения: плоские ромбические наконечники стрел, луки и сабли, которые так и называется "венгерскими". Во-вторых, это своеобразный стиль украшений: поясных, подвесных на одежду, серьги, перстни. Стиль мадьярских украшений опознаваем, ни с чем его не спутать. Этот своеобразный стиль можно наблюдать на самых разных территориях: в зауральских степях Челябинской области, в поволжской лесостепи (Татарстан и Самарская область), на территории Украины и в самой Венгрии. Все это четко подтверждает данные письменных источников. Конечно, есть нюансы, которые позволят уточнить нам какие-то моменты, но в целом все соответствует письменным памятникам.
- Вы привели много доказательств. Тогда почему, по Вашим словам, придется еще долго доказывать Вашу гипотезу?
- Не всякий исторический факт очевиден сразу. Он очевиден, может быть, для одного-двух человек, но другие исследователи имеют свои соображения, которые надо сопоставлять с новыми данными. 
При упоминании об археологических памятниках ранних мадьяр в Поволжье, в первую очередь имеются в виду объекты на территории Татарстана. Там находятся хорошо раскопанные могильники с многочисленными погребениями: Большетиганский, Танкеевский, Игимский, Чишминский, которые с мадьярами вполне соотносятся. Они исследовались еще в 70-е годы татарстанскими археологами Альфредом Хасановичем Халиковым, Еленой Александровной Халиковой, Евгением Петровичем Казаковым.
С Самарским Поволжьем сложнее. Здесь есть всего несколько отдельных захоронений, разбросанных по берегам реки Самары. Естественно, на роль Леведии, в которой проживали мадьяры в Поволжье, вроде бы лучше подходит территория Татарстана. Но нет там памятников Хазарского каганата и нет никакой речки, которая сопоставлялась бы с Хингилус. В Самарском Поволжье есть и то, и другое. Погребений мало, согласен, но у нас здесь полное совпадение с данными Константина VII.
К тому же памятники Татарстана: Тиганы, Чишма, Танкеевка и Игим — довольно поздние. Это уже вторая половина IX века, и даже X век, когда мадьяры были уже, судя по историческим данным, далеко на западе. Наши памятники более ранние, они ближе к середине IX века, когда мадьяры, скорее всего, и жили в Леведии. Это может быть объяснено, но, повторю, надо доказывать.
- Как Вы доказываете это?
Это процесс очень нудного, долгого и непонятного со стороны анализа археологических материалов: мелких деталей погребальной обрядности и, главным образом, погребального инвентаря, который меняется в зависимости от хронологии. Эти изменения в погребальном инвентаре, в его составе и характеристиках как раз нужно улавливать.
Доказывание — всегда предмет серьезных споров между коллегами-археологами. Не всех гипотеза о "Самарской Леведии" убедила, но будем дальше обсуждать. Это нормально.
В прошлом году в рамках Международного проекта "Ранние мадьяры на Волге" на раскопки приезжали венгерские археологи. Когда началось международное сотрудничество?
Сотрудничество началось около двух лет назад, когда мы решили поделиться с коллегами нашими наработками в области изучениях мадьярских древностей в Самарском Поволжье. Тогда и родилась идея, что группа венгерских коллег приедет к нам в экспедицию.
Они приезжали не только к нам, это целая программа работ венгерских археологов во главе с доктором наук Аттилой Тюрком. Он ежегодно ездит в Россию, работает в самых разных экспедициях: в Тюмени, Уфе, Челябинске, Казани, теперь еще и в Самаре. Это часть большого круга исследований многих ученых, не только наших. Мы проводим только небольшой кусочек таких работ. В городах, которые я сейчас назвал, работают специалисты, в том числе и с раннемадьярскими материалами. Венгерские коллеги это, конечно, очень приветствуют.
- Какая цель у проекта "Ранние мадьяры на Волге"?
- Исходя из идеи о возможности проживания мадьяр в Самарском Поволжье, мы решили двигаться дальше и работать в направлении поиска, а главное — интерпретации средневековых древностей в отношении мадьяр. Повторяю, у нас мало достоверных мадьярских погребений, но есть шанс, что мы сможем уловить в более многочисленных погребениях Хазарского каганата следы контактов с мадьярами. В этом направлении мы действуем.
Константин VII писал, что мадьяры жили с хазарами, участвовали в их войнах. Это откладывалось в культуре и тех, и других: в культуре мадьяр появились хазарские элементы, а в культуре населения Хазарского каганата — отдельные черты, свойственные мадьярам. Наша задача — уловить эти черты.
- Если будет доказано, что родина венгров — это Поволжье, это будет что-то значить для исторического сообщества?
С одной стороны, я не вижу никаких потрясений по этому поводу, потому что, повторяюсь, археология уже доказала путь мадьяр на запад. И если мы уточним участок этого пути: что да, Леведия находилась в Самарском Поволжье, это будет лишь небольшим шажком в развитии исторической и археологической науки. С другой стороны, из таких шагов наука и складывается.
Елизавета Шарова, GrothMedia для газеты "Полет"