федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Владимир Богатырев: "Мы создаем гринфилды, чтобы гибко реагировать на современные запросы, предъявляемые высшей школе"

Владимир Богатырев: "Мы создаем гринфилды, чтобы гибко реагировать на современные запросы, предъявляемые высшей школе"

Самарский университет

Интервью ректора Самарского университета РИА Новости

Институт искусственного интеллекта Дорожная карта гринфилд Богатырев Владимир Наука Исследования развитие Проект 5-100 Интервью противодействие COVID-19 искусственный интеллект
25.05.2020 2021-02-17
Какие изменения в российской высшей школе неминуемо повлечет за собой пандемия? Некоторыми своими выводами в интервью РИА Новости делится ректор Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Владимир Богатырев.
— Как пандемия повлияла на проекты и планы вуза? Какие ближайшие задачи?
— Только по инженерным направлениям в нашем университете вовлечены в научно-исследовательскую работу почти 4 тысячи студентов. Для их перевода на "удаленку" нам пришлось на ходу "перекроить" более 400 учебных планов. Сейчас некоторые лабораторные занятия перенесены на период смягчения режима самоизоляции. Возможно, он наступит только в следующем семестре. Но мы к этому готовы.
Ближайшая задача — организация дистанционной сдачи экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ. Процедура экзаменов, выставление оценок, оформление зачетных ведомостей — уже сейчас все это может осуществляться полностью в цифровом формате.
Причем это касается как промежуточной, так и итоговой аттестации. Например, буквально в конце апреля в Самарском университете в дистанционном режиме состоялась защита PhD-диссертации молодого ученого из Индии. Его исследовательская работа была посвящена созданию перспективных газотурбинных двигателей для малых беспилотных летательных аппаратов.
— Незадолго до карантина Самарский университет объявил о создании гринфилда в области искусственного интеллекта. Почему именно гринфилд, а не институт или факультет?
— К такому решению мы пришли, тщательно проанализировав текущие результаты участия в Проекте 5-100. Самарский университет получил бесценный опыт. Нам удалось запустить системные преобразования внутри некогда закрытого отраслевого вуза и заметно продвинуться в международных рейтингах.
Вместе с тем стало очевидно, что одной лишь модернизационной стратегии недостаточно для того, чтобы в полной мере соответствовать темпам общественных изменений и гибко реагировать на современные запросы, предъявляемые высшей школе. Попытка воспроизвести чужие успешные практики не позволяет университету действовать на опережение и формировать "уходящую за горизонт" повестку.
Сейчас идет работа над программой развития Самарского университета до 2030 года. Ее цель — переход к модели опережающего развития. Создание и развитие нескольких гринфилдов в структуре вуза становится одним из основных инструментов достижения этой цели.
Новые структуры мы рассматриваем значительно шире, чем просто перекомпоновка ресурсов под новой вывеской. Речь идет об экспериментальных площадках, научно-образовательных стартапах, способных определить вектор трансформации всего университета.
— Почему именно искусственный интеллект, а не авиация и космос?
— Авиация и космос — это как раз наши профильные направления. Именно в этих областях у нас сильные компетенции и востребованные научно-образовательные коллективы. Их мы продолжаем развивать как в традиционных, так и в новых междисциплинарных областях.
Гринфилды мы целенаправленно формируем, чтобы получить необходимые компетенции, которых у нас не было. Да, мы занимались компьютерными науками, но не искусственным интеллектом в чистом виде. Занимались анализом изображений и видеоданных, фотоникой, информатикой, компьютерной оптикой, но это все смежные области, исторически они развивались для решения задач аэрокосмического направления.
— Вы сказали о нескольких гринфилдах. О каких еще направлениях идет речь? В какой стадии эти проекты?
— Проект под рабочим названием "Институт искусственного интеллекта" уже стартовал. Первые результаты его реализации мы планируем получить уже в 2021 году, а в 2024 году выйти на необходимые компетенции.
В ближайшее время мы собираемся заявить о гринфилде в направлении биотехнологий (на стыке инженерии, медицины и биологии). Еще одним направлением станет социогуманитарная кибернетика, ориентированная на исследования в области психологии, социологии с использованием инструментов информатики и компьютерных наук. Здесь мы рассчитываем получить значимые результаты в более отдаленной перспективе.
— Видите ли вы какие-то плюсы в карантинном опыте?
— Вся эта ситуация показала, что очень многие процессы уже сегодня можно перевести в цифру. Электронные зачетки, взаимодействие через личные кабинеты, удаленный контроль выполнения, дальнейшее согласование курсовых и выпускных квалификационных работ - отдельные элементы цифровизации для многих скептиков внезапно стали понятными и обыденными инструментами повседневного обучения.
Это касается не только процесса преподавания, но и системы управления образованием и университета в целом. Например, в апреле-мае в дистанционном режиме мы провели защиту программ развития институтов. Это был открытый конкурс, в котором приняли участие как наши сотрудники, так и представители сторонних научно-образовательных центров. Любой работник университета в режиме реального времени мог следить за выступлениями претендентов, задавать им вопросы, участвовать в дискуссии.
— На ваш взгляд, как опыт дистанционной работы скажется на университете и системе образования в целом?
— Думаю, после отмены ограничений цифровизация образования будет только нарастать. Постепенно университеты все больше будут становиться цифровыми платформами (по аналогии с банками).
Все, что может быть оцифровано, обязательно уйдет в онлайн. Это позволит насытить процесс обучения новыми возможностями: создаст понятные механизмы для реализации индивидуальных траекторий обучения, высвободит время для творческого взаимодействия студентов и преподавателей, погружения их в исследовательские и проектные методы обучения.
Все это позволит не просто "заполнять" студентов специализированными знаниями, но и поможет раскрывать их способности и влиять на образ мышления.
Источник: ria.ru