федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Университет как цифровая платформа

Университет как цифровая платформа

Самарский университет

Интервью Дмитрия Пашкова и Дмитрия Еленева о том, как сервисы помогли перейти университету на дистант

студенту бортжурнал абитуриентам Пашков Дмитрий Еленев Дмитрий Интервью Полет (газета) противодействие COVID-19
10.06.2020 1970-01-01
О том, какие технические решения помогли университету в кратчайшие сроки перейти на полноценный дистанционный формат обучения рассказали проректор по информатизации Дмитрий Пашков и начальник управления информатизации и телекоммуникаций Дмитрий Еленев.

– Что такое электронная информационно­образовательная среда (ЭИОС)?

Д.П.:
Электронная информационно­образовательной среда университета – среда, в которой мы живём и работаем. Она включает в себя все наши информационные ресурсы: портал, корпоративную электронную почту, систему хранения данных, систему единой авторизации, личные кабинеты обучающихся и работников, инструмент мониторинга и многое другое. Это площадка для организации работы каждого сотрудника и студента, их взаимодействия друг с другом и подразделениями университета.
На момент объявления ограничительных мер в университете были разработаны все необходимые сервисы, которые обеспечивают как коммуникацию обучающихся и преподавателей, так и фиксацию цифровых следов образовательного процесса.

– Какие сервисы обеспечения образовательного процесса вы бы отметили в первую очередь?

Д.Е.:
Безусловно, личные кабинеты. В них сконцентрированы все необходимые инструменты для организации учебного процесса: расписание занятий, электронная зачётка, журнал посещаемости и успеваемости доступ к электронным ресурсам библиотеки, мессенджер и многое другое.
С помощью электронной зачётки (сервис в личных кабинетах действует с начала 2020 года для всех студентов) обучающийся всегда знает, какие ему были проставлены оценки.
Оценки, или как их ещё называют, результаты промежуточной аттестации, участвуют в формировании нескольких разделов в личных кабинетах. У студентов – это электронная зачётка, у преподавателей – электронные ведомости.
Оценки также позволяют контролировать процесс освоения знаний. Так, раздел "Результаты освоения основной образовательной программы" иллюстрирует, насколько сформированы те или иные компетенции.
С началом текущего семестра запустили электронный журнал. В режиме дистанционного обучения этот сервис стал основным средством контроля текущей успеваемости и посещаемости студентов. Причём контролировать данные могут и сами студенты в режиме онлайн.
В совокупности электронный журнал и раздел результатов промежуточной аттестации дают полную картину об учёбе каждого студента, доступную в любое время как самому обучающемуся, так и деканатам.

– Есть ли сервис, который можно назвать всеобъемлющим?

Д.Е.:
У обучающегося это электронное портфолио. Оно формируется из достижений за всё время обучения в университете. Но в портфолио можно добавить и свои внеучебные успехи, в том числе накопленные до поступления в университет. В систему вносится информация о достижениях в любой сфере деятельности – научной, учебной, творческой, спортивной, саморазвитии. Таким образом, персональная образовательная траектория фиксируется в портфолио: учебный путь в университете, изученные курсы и оценки (информация поступает из модуля электронной зачётки), согласования курсовых, практик и выпускных квалификационных работ.
Причём последний этап в свою очередь связан с репозиторием нашей библиотеки. Студент загружает работу в личном кабинете, преподаватель её проверяет, согласовывает, и затем она размещается в электронном репозитории – хранилище всех учебных работ. Оцифрованный архив студенческих работ позволяет учитывать достижения прошлые лет, а также приучает студентов к самостоятельной оценке оригинальности своих работ.
Кстати, данные для научной части портфолио берутся из модуля публикационной активности, в котором фиксируются публикации как студентов, так и аспирантов, сотрудников.

– Зачем нужно такое портфолио?

Д.П.:
Во­первых, этот сервис позволяет уже сейчас сформировать грамотное резюме выпускника для работодателя. Во­вторых, это же портфолио формирует данные для конкурса на получение повышенной государственной академической стипендии (ПГАС).

– Правильно ли понимаю, что пока портфолио и ПГАС не полностью интегрированы между собой?

Д.Е.:
В прошлом семестре мы сделали первый шаг. Рейтинг студента для ПГАС формируется на основе данных об успеваемости, публикационной активности и других достижений, отражённых в том или ином разделе портфолио. Этим данным система присваивает определённый вес на основе критериев, прописанных в порядке назначения ПГАС. Затем экспертная комиссия оценивает достоверность достижений и их соответствие критериям.
Систему мы запустили в январе по результатам зимней сессии. Заявление на ПГАС формируется в электронном виде через личный кабинет, затем его необходимо распечатать, подписать и отдать в стипендиальную комиссию. Вскоре обучающиеся будут заходить в свои личные кабинеты, проверять данные на корректность, в личном кабинете отправлять заявку на ПГАС и после её рассмотрения экспертной комиссией получать повышенную стипендию без оформления бумажных документов.
Подобная схема у нас уже отлажена в системе эффективных контрактов: все достижения работников учитываются автоматически. По этому же пути мы идём в конкурсе молодых преподавателей и научных работников.

– В связи с переходом на дистанционное обучение, были ли созданы какие­то новые сервисы?

Д.П.:
Речь идёт, скорее, не о создании новых, а о модернизации существующих. Увеличение онлайн­коммуникаций продиктовало необходимость развития внутривузовского мессенджера. Этот сервис мы фактически переделали. Также дополнили несколько разделов личных кабинетов, запустили сервис по успеваемости – он формируется на основе данных сессии.
Новые электронные сервисы способствуют соблюдению ограничительных мер во время пандемии. Так, в течение июня мы собираемся запустить электронный обходной лист для выпускников. Он также будет располагаться в личном кабинете. Структурные подразделения – управление студенческих общежитий, библиотека, управление занятости и карьеры – будут проставлять отметки об отсутствии или наличии долгов у выпускника. А выпускник сможет, не выходя из дома, удостовериться, что у него нет задолженностей.

– Как ЭИОС сочетается с цифровым кампусом?

Д.П.:
У нас появились кампусные карты. Сейчас запускаются в работу турникеты в корпусах. По кампусной карте можно будет войти в любой корпус, расплатиться в столовой, а позже мы подключим к ней другие сервисы и таким образом объединим цифровой кампус и ЭИОС.

– Каковы первые результаты работы ЭИОС в режиме дистанционного обучения?

Д.П.:
Один из главных выводов: мы видим, что студенты и преподаватели прекрасно взаимодействуют в цифровой среде. Посещаемость занятий выросла – она сейчас на уровне 90%. Онлайн­лекции идут через комнаты на платформе BigBlueButton. Такие комнаты способны вместить до сотни человек, что хорошо для организации потоковых лекций. В системе Moodle мы регистрируем всплеск по размещению онлайн­курсов. За месяц их стало больше примерно в два раза – более пятисот курсов.
Но мы предоставили преподавателями широкие академические свободы для поиска инструментов наиболее эффективной организации образовательного процесса, и они не ограничиваются названными выше инструментами. В результате в дистанционном формате преподаватели могут передать такой же объём знаний, как и при очной форме обучения.
В общем, могу утверждать: университет успешно справился с переходом на дистанционный формат обучения.

– Сейчас студенты получают справки об обучении и получаемых стипендиях с помощью совета старост. Можно ли этот процесс автоматизировать?

Д.Е.:
Заказ справок об обучении уже разработан, но вследствие изменений в режиме работы на данный момент не запущен в личных кабинетах. Однако личные кабинеты позволяют заказать справки для военкоматов военнообязанным обучающимся.


Елена Памурзина