федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Университет как цифровая платформа

Университет как цифровая платформа

Самарский университет

Интервью Дмитрия Пашкова и Дмитрия Еленева о том, как сервисы помогли перейти университету на дистант

студенту бортжурнал абитуриентам Пашков Дмитрий Еленев Дмитрий Интервью Полет (газета) противодействие COVID-19
10.06.2020 1970-01-01
О том, какие технические решения помогли университету в кратчайшие сроки перейти на полноценный дистанционный формат обучения рассказали проректор по информатизации Дмитрий Пашков и начальник управления информатизации и телекоммуникаций Дмитрий Еленев.

– Что такое электронная информационно­образовательная среда (ЭИОС)?

Д.П.:
Электронная информационно­образовательной среда университета – среда, в которой мы живём и работаем. Она включает в себя все наши информационные ресурсы: портал, корпоративную электронную почту, систему хранения данных, систему единой авторизации, личные кабинеты обучающихся и работников, инструмент мониторинга и многое другое. Это площадка для организации работы каждого сотрудника и студента, их взаимодействия друг с другом и подразделениями университета.
На момент объявления ограничительных мер в университете были разработаны все необходимые сервисы, которые обеспечивают как коммуникацию обучающихся и преподавателей, так и фиксацию цифровых следов образовательного процесса.

– Какие сервисы обеспечения образовательного процесса вы бы отметили в первую очередь?

Д.Е.:
Безусловно, личные кабинеты. В них сконцентрированы все необходимые инструменты для организации учебного процесса: расписание занятий, электронная зачётка, журнал посещаемости и успеваемости доступ к электронным ресурсам библиотеки, мессенджер и многое другое.
С помощью электронной зачётки (сервис в личных кабинетах действует с начала 2020 года для всех студентов) обучающийся всегда знает, какие ему были проставлены оценки.
Оценки, или как их ещё называют, результаты промежуточной аттестации, участвуют в формировании нескольких разделов в личных кабинетах. У студентов – это электронная зачётка, у преподавателей – электронные ведомости.
Оценки также позволяют контролировать процесс освоения знаний. Так, раздел "Результаты освоения основной образовательной программы" иллюстрирует, насколько сформированы те или иные компетенции.
С началом текущего семестра запустили электронный журнал. В режиме дистанционного обучения этот сервис стал основным средством контроля текущей успеваемости и посещаемости студентов. Причём контролировать данные могут и сами студенты в режиме онлайн.
В совокупности электронный журнал и раздел результатов промежуточной аттестации дают полную картину об учёбе каждого студента, доступную в любое время как самому обучающемуся, так и деканатам.

– Есть ли сервис, который можно назвать всеобъемлющим?

Д.Е.:
У обучающегося это электронное портфолио. Оно формируется из достижений за всё время обучения в университете. Но в портфолио можно добавить и свои внеучебные успехи, в том числе накопленные до поступления в университет. В систему вносится информация о достижениях в любой сфере деятельности – научной, учебной, творческой, спортивной, саморазвитии. Таким образом, персональная образовательная траектория фиксируется в портфолио: учебный путь в университете, изученные курсы и оценки (информация поступает из модуля электронной зачётки), согласования курсовых, практик и выпускных квалификационных работ.
Причём последний этап в свою очередь связан с репозиторием нашей библиотеки. Студент загружает работу в личном кабинете, преподаватель её проверяет, согласовывает, и затем она размещается в электронном репозитории – хранилище всех учебных работ. Оцифрованный архив студенческих работ позволяет учитывать достижения прошлые лет, а также приучает студентов к самостоятельной оценке оригинальности своих работ.
Кстати, данные для научной части портфолио берутся из модуля публикационной активности, в котором фиксируются публикации как студентов, так и аспирантов, сотрудников.

– Зачем нужно такое портфолио?

Д.П.:
Во­первых, этот сервис позволяет уже сейчас сформировать грамотное резюме выпускника для работодателя. Во­вторых, это же портфолио формирует данные для конкурса на получение повышенной государственной академической стипендии (ПГАС).

– Правильно ли понимаю, что пока портфолио и ПГАС не полностью интегрированы между собой?

Д.Е.:
В прошлом семестре мы сделали первый шаг. Рейтинг студента для ПГАС формируется на основе данных об успеваемости, публикационной активности и других достижений, отражённых в том или ином разделе портфолио. Этим данным система присваивает определённый вес на основе критериев, прописанных в порядке назначения ПГАС. Затем экспертная комиссия оценивает достоверность достижений и их соответствие критериям.
Систему мы запустили в январе по результатам зимней сессии. Заявление на ПГАС формируется в электронном виде через личный кабинет, затем его необходимо распечатать, подписать и отдать в стипендиальную комиссию. Вскоре обучающиеся будут заходить в свои личные кабинеты, проверять данные на корректность, в личном кабинете отправлять заявку на ПГАС и после её рассмотрения экспертной комиссией получать повышенную стипендию без оформления бумажных документов.
Подобная схема у нас уже отлажена в системе эффективных контрактов: все достижения работников учитываются автоматически. По этому же пути мы идём в конкурсе молодых преподавателей и научных работников.

– В связи с переходом на дистанционное обучение, были ли созданы какие­то новые сервисы?

Д.П.:
Речь идёт, скорее, не о создании новых, а о модернизации существующих. Увеличение онлайн­коммуникаций продиктовало необходимость развития внутривузовского мессенджера. Этот сервис мы фактически переделали. Также дополнили несколько разделов личных кабинетов, запустили сервис по успеваемости – он формируется на основе данных сессии.
Новые электронные сервисы способствуют соблюдению ограничительных мер во время пандемии. Так, в течение июня мы собираемся запустить электронный обходной лист для выпускников. Он также будет располагаться в личном кабинете. Структурные подразделения – управление студенческих общежитий, библиотека, управление занятости и карьеры – будут проставлять отметки об отсутствии или наличии долгов у выпускника. А выпускник сможет, не выходя из дома, удостовериться, что у него нет задолженностей.

– Как ЭИОС сочетается с цифровым кампусом?

Д.П.:
У нас появились кампусные карты. Сейчас запускаются в работу турникеты в корпусах. По кампусной карте можно будет войти в любой корпус, расплатиться в столовой, а позже мы подключим к ней другие сервисы и таким образом объединим цифровой кампус и ЭИОС.

– Каковы первые результаты работы ЭИОС в режиме дистанционного обучения?

Д.П.:
Один из главных выводов: мы видим, что студенты и преподаватели прекрасно взаимодействуют в цифровой среде. Посещаемость занятий выросла – она сейчас на уровне 90%. Онлайн­лекции идут через комнаты на платформе BigBlueButton. Такие комнаты способны вместить до сотни человек, что хорошо для организации потоковых лекций. В системе Moodle мы регистрируем всплеск по размещению онлайн­курсов. За месяц их стало больше примерно в два раза – более пятисот курсов.
Но мы предоставили преподавателями широкие академические свободы для поиска инструментов наиболее эффективной организации образовательного процесса, и они не ограничиваются названными выше инструментами. В результате в дистанционном формате преподаватели могут передать такой же объём знаний, как и при очной форме обучения.
В общем, могу утверждать: университет успешно справился с переходом на дистанционный формат обучения.

– Сейчас студенты получают справки об обучении и получаемых стипендиях с помощью совета старост. Можно ли этот процесс автоматизировать?

Д.Е.:
Заказ справок об обучении уже разработан, но вследствие изменений в режиме работы на данный момент не запущен в личных кабинетах. Однако личные кабинеты позволяют заказать справки для военкоматов военнообязанным обучающимся.


Елена Памурзина