– Что такое электронная информационнообразовательная среда (ЭИОС)?
Д.П.: Электронная информационнообразовательной среда университета – среда, в которой мы живём и работаем. Она включает в себя все наши информационные ресурсы: портал, корпоративную электронную почту, систему хранения данных, систему единой авторизации, личные кабинеты обучающихся и работников, инструмент мониторинга и многое другое. Это площадка для организации работы каждого сотрудника и студента, их взаимодействия друг с другом и подразделениями университета.
На момент объявления ограничительных мер в университете были разработаны все необходимые сервисы, которые обеспечивают как коммуникацию обучающихся и преподавателей, так и фиксацию цифровых следов образовательного процесса.
– Какие сервисы обеспечения образовательного процесса вы бы отметили в первую очередь?
Д.Е.: Безусловно, личные кабинеты. В них сконцентрированы все необходимые инструменты для организации учебного процесса: расписание занятий, электронная зачётка, журнал посещаемости и успеваемости доступ к электронным ресурсам библиотеки, мессенджер и многое другое.
С помощью электронной зачётки (сервис в личных кабинетах действует с начала 2020 года для всех студентов) обучающийся всегда знает, какие ему были проставлены оценки.
Оценки, или как их ещё называют, результаты промежуточной аттестации, участвуют в формировании нескольких разделов в личных кабинетах. У студентов – это электронная зачётка, у преподавателей – электронные ведомости.
Оценки также позволяют контролировать процесс освоения знаний. Так, раздел "Результаты освоения основной образовательной программы" иллюстрирует, насколько сформированы те или иные компетенции.
С началом текущего семестра запустили электронный журнал. В режиме дистанционного обучения этот сервис стал основным средством контроля текущей успеваемости и посещаемости студентов. Причём контролировать данные могут и сами студенты в режиме онлайн.
В совокупности электронный журнал и раздел результатов промежуточной аттестации дают полную картину об учёбе каждого студента, доступную в любое время как самому обучающемуся, так и деканатам.
– Есть ли сервис, который можно назвать всеобъемлющим?
Д.Е.: У обучающегося это электронное портфолио. Оно формируется из достижений за всё время обучения в университете. Но в портфолио можно добавить и свои внеучебные успехи, в том числе накопленные до поступления в университет. В систему вносится информация о достижениях в любой сфере деятельности – научной, учебной, творческой, спортивной, саморазвитии. Таким образом, персональная образовательная траектория фиксируется в портфолио: учебный путь в университете, изученные курсы и оценки (информация поступает из модуля электронной зачётки), согласования курсовых, практик и выпускных квалификационных работ.
Причём последний этап в свою очередь связан с репозиторием нашей библиотеки. Студент загружает работу в личном кабинете, преподаватель её проверяет, согласовывает, и затем она размещается в электронном репозитории – хранилище всех учебных работ. Оцифрованный архив студенческих работ позволяет учитывать достижения прошлые лет, а также приучает студентов к самостоятельной оценке оригинальности своих работ.
Кстати, данные для научной части портфолио берутся из модуля публикационной активности, в котором фиксируются публикации как студентов, так и аспирантов, сотрудников.
– Зачем нужно такое портфолио?
Д.П.: Вопервых, этот сервис позволяет уже сейчас сформировать грамотное резюме выпускника для работодателя. Вовторых, это же портфолио формирует данные для конкурса на получение повышенной государственной академической стипендии (ПГАС).
– Правильно ли понимаю, что пока портфолио и ПГАС не полностью интегрированы между собой?
Д.Е.: В прошлом семестре мы сделали первый шаг. Рейтинг студента для ПГАС формируется на основе данных об успеваемости, публикационной активности и других достижений, отражённых в том или ином разделе портфолио. Этим данным система присваивает определённый вес на основе критериев, прописанных в порядке назначения ПГАС. Затем экспертная комиссия оценивает достоверность достижений и их соответствие критериям.
Систему мы запустили в январе по результатам зимней сессии. Заявление на ПГАС формируется в электронном виде через личный кабинет, затем его необходимо распечатать, подписать и отдать в стипендиальную комиссию. Вскоре обучающиеся будут заходить в свои личные кабинеты, проверять данные на корректность, в личном кабинете отправлять заявку на ПГАС и после её рассмотрения экспертной комиссией получать повышенную стипендию без оформления бумажных документов.
Подобная схема у нас уже отлажена в системе эффективных контрактов: все достижения работников учитываются автоматически. По этому же пути мы идём в конкурсе молодых преподавателей и научных работников.
– В связи с переходом на дистанционное обучение, были ли созданы какието новые сервисы?
Д.П.: Речь идёт, скорее, не о создании новых, а о модернизации существующих. Увеличение онлайнкоммуникаций продиктовало необходимость развития внутривузовского мессенджера. Этот сервис мы фактически переделали. Также дополнили несколько разделов личных кабинетов, запустили сервис по успеваемости – он формируется на основе данных сессии.
Новые электронные сервисы способствуют соблюдению ограничительных мер во время пандемии. Так, в течение июня мы собираемся запустить электронный обходной лист для выпускников. Он также будет располагаться в личном кабинете. Структурные подразделения – управление студенческих общежитий, библиотека, управление занятости и карьеры – будут проставлять отметки об отсутствии или наличии долгов у выпускника. А выпускник сможет, не выходя из дома, удостовериться, что у него нет задолженностей.
– Как ЭИОС сочетается с цифровым кампусом?
Д.П.: У нас появились кампусные карты. Сейчас запускаются в работу турникеты в корпусах. По кампусной карте можно будет войти в любой корпус, расплатиться в столовой, а позже мы подключим к ней другие сервисы и таким образом объединим цифровой кампус и ЭИОС.
– Каковы первые результаты работы ЭИОС в режиме дистанционного обучения?
Д.П.: Один из главных выводов: мы видим, что студенты и преподаватели прекрасно взаимодействуют в цифровой среде. Посещаемость занятий выросла – она сейчас на уровне 90%. Онлайнлекции идут через комнаты на платформе BigBlueButton. Такие комнаты способны вместить до сотни человек, что хорошо для организации потоковых лекций. В системе Moodle мы регистрируем всплеск по размещению онлайнкурсов. За месяц их стало больше примерно в два раза – более пятисот курсов.
Но мы предоставили преподавателями широкие академические свободы для поиска инструментов наиболее эффективной организации образовательного процесса, и они не ограничиваются названными выше инструментами. В результате в дистанционном формате преподаватели могут передать такой же объём знаний, как и при очной форме обучения.
В общем, могу утверждать: университет успешно справился с переходом на дистанционный формат обучения.
– Сейчас студенты получают справки об обучении и получаемых стипендиях с помощью совета старост. Можно ли этот процесс автоматизировать?
Д.Е.: Заказ справок об обучении уже разработан, но вследствие изменений в режиме работы на данный момент не запущен в личных кабинетах. Однако личные кабинеты позволяют заказать справки для военкоматов военнообязанным обучающимся.
Елена Памурзина