Практически все знают, что такое микропроцессор, ведь он стоит в любом персональном компьютере, ноутбуке, телефоне. Многие знают, что такое микроконтроллер – простой миниатюрный компьютер в едином корпусе. Микроконтроллеры используются практически в любом автоматическом устройстве от стиральной машины до детских игрушек. Но немногие знают о таком вычислительном устройстве как FPGA. В отечественной литературе чаще его называют программируемой логической интегральной схемой (ПЛИС).
FPGA – матрица из огромного количества одинаковых логических ячеек – вентилей. Они очень просты сами по себе, но их сила в количестве и множестве возможных комбинаций. В отличии от процессора, который выполняет за раз одну команду, здесь количество одновременно выполняемых операций ограничено только числом вентилей. FPGA позволяют обгонять в производительности современные микропроцессоры при меньшем энергопотреблении и меньших тактовых частотах для немалого числа задач. Единственное "но" – для каждой из них нужно проектировать свою схему.
Вот здесь и появляется острая проблема нехватки квалифицированных специалистов. И именно эту проблему взялись решать организаторы школы – ведущие специалисты отрасли из России, СНГ и даже США. Школа проводилась в первую очередь для школьников старших классов и студентов младших курсов. Всем, кто заблаговременно прошел вводный онлайн курс были выданы отладочные платы с FPGA компании Altera.
Школа проходила преимущественно в онлайн формате. Участники слушали лекции от ведущих специалистов отрасли, а также выполняли практические задания на своих платах. Одним из спикеров был не кто иной, как Илья Александрович Кудрявцев – декан факультета электроники и приборостроения. Кроме того, факультете была организована офлайн площадка, объединившая всех самарских участников школы.
"Электроника XXI века исключительно динамична – практически каждый день появляются новые технологии и новые компоненты, которые требуют от разработчиков новых знаний. Специалист в области электроники должен учиться всю жизнь, чтобы быть профессионалом высокого класса. Для наших студентов мы стараемся создать условия, где они могут попробовать сами новые технологии "на вкус": создать и испытать электронное устройство на базе ПЛИС или микроконтроллера, построить навигационный приемник, разработать топологию микросхемы или микрооптическое устройство, исследовать биологический объект с помощью лазерных технологий и т.п. Факультет электроники и приборостроения предоставляет возможность стать специалистом практически в любой области современной электроники. Регулярно мы проводим лекции и мастер-классы для абитуриентов. Мероприятия, подобные школе цифрового синтеза дают возможность интернационального общения, позволяют сравнить свои успехи и достижения с результатами студентов других вузов, узнать новости из мира электроники непосредственно от тех, кто формирует облик современной электроники. Мы планируем и дальше проводить такие школы, конкурсы и мастер-классы, одним из ближайших событий станет Всероссийский конкурс "Я – профессионал", а летом – международная школа, посвященная космическим экспериментам. Мы надеемся увидеть на наших мероприятиях тех, кто интересуется наукой и современными технологиями, кто хочет формировать технологический облик XXI века вместе с ведущими профессионалами в своем деле со всего мира" – Илья Александрович Кудрявцев.
Активную роль в организации офлайн площадки сыграл клуб молодежного аэрокосмического приборостроения "Космический градиент". Он не только обеспечивал техническую помощь участникам на протяжении всей школы, но и заранее подготовил некоторых участников к тому, что их там ждало.
"FPGA – чрезвычайно сложная технология. Если попытаться окунуться в нее слишком резко – можно сильно обжечься. Именно поэтому мы заблаговременно организовали свой небольшой обучающий курс с нуля для всех желающих. Это были преимущественно наши участники, но ближе к мероприятию подтянулись и внешние ребята. Для нас это был очень интересный опыт. Во-первых, миссия нашего клуба – привлечь как можно больше молодежи к техническому творчеству, преимущественно в области аэрокосмических технологий. Во-вторых, FPGA очень перспективны в космическом применении, так что школа стала отличным поводом подтянуть собственные знания в этой области. На самом деле нам это так понравилось, что мы не против организовать еще занятия для новых желающих, а также продолжить работу с теми, кто уже успел чему-то научиться" – Алексей Андреевич Кумарин, руководитель объединения.
"Во время проведения школы мне понравилось то, что организаторы рассказали очень много теории о том, как создаются чипы и как в этом помогает технология FPGA. Во время занятий нам удалось познакомится с базовыми функциями и задачами, которые решаются на FPGA. Также участникам было предложены такие интересные проекты, как подключение монитора к плате, запуск на ней простой игры, а также реализация микроконтроллера. Технология FPGA довольно сложная и имеет свою специфику, но она может решать вычислительные задачи даже быстрее компьютера. Главный успех школы заключается в том, что участников удалось заинтересовать и замотивировать на дальнейшее изучение технологии" – Ивлев Сергей Дмитриевич – студент гр. 6104-090301D – участник школы.
Ждем новых мероприятий факультета электроники и приборостроения и Космического градиента!
Информацию о грядущих мероприятиях можно найти на сайте университета и группе Космического градиента.
Кроме того, клуб сейчас ведет набор активных студентов в свой состав для выполнения различных технических проектов, более подробная информация в группе.