Безусловным событием стал курс "Эмпирический анализ в этнометодологии", который провел к.с.н., старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Высшей школы экономики Андрей Михайлович Корбут. Кроме того что Андрей Корбут – ведущий российский социолог, специалист по уникальному направлению в современной социологии (этнометодология и конверсационный анализ), он входит в редколлегию топового журнала "Социологическое обозрение" (WoS), является научным редактором издательства "Элементарные формы", специализирующегося на выпуске ключевых книг по социальным наукам, а также переводчиком книг и статей Эрвина Гоффмана, Герберта Блумера, Гарольда Гарфинкеля, Уильяма Джеймса, Харви Сакса, Мэри Дуглас, Джона Ло, Билла Ридингса и многих других классиков социальной и гуманитарной мысли.
Для чтения этого курса планировался приезд Андрея Корбута в Самару, но наступившая эпоха ковида заставила изменить характер коммуникаций – курс (и лекции, и семинары) состоялся онлайн, на платформе ZOOM. Причем в занятиях приняли участие магистранты обоих курсов магистратуры, а также аспиранты и преподаватели социологического факультета, поскольку и им было чему в этом курсе поучиться.
Этнометодология и конверсационный анализ - это исследование тех методов, которые люди придумывают спонтанно, чтобы упорядочивать свои взаимодействия в самых разных повседневных коммуникативных ситуациях – от коммуникации врач-пациент или преподаватель-студент до коммуникации в метро или при переходе дорожного перекрестка. Классики этнометодологии (прежде всего, Гарольд Гарфинкель), говорят нам о том, что несмотря на институциональные регламентации наших взаимодействий, социальная реальность каждый раз собирается людьми здесь-и-сейчас, в локальных мирах, что люди сами своими действиями – вербальными, телесными, коммуникативными – упорядочивают свою совместную жизнь, делают возможным социальный порядок. Вот как они это делают? Для ответа на этот вопрос как раз и нужен тот особый, ни на что не похожий инструментарий радикально эмпирического микроанализа человеческих взаимодействий, о котором рассказал Андрей Корбут. Студенты не только прослушали курс, но и провели по его итогам свое собственное исследование в духе этнометодологии. Эти исследования получили детальную экспертную оценку Корбута.
Отдельно отметим еще один тип активности, состоявшейся в рамках онлайн-курса – дата-сессию. Это коллективный анализ видеоданных, в данном случае задокументированного взаимодействия между врачом и пациентом во время первичного приема в клинике. Оказывается, полторы минуты такого видеодокумента при его внимательном и многократном анализе (дата-сессия может длиться два часа и более) и, конечно, при опытном, искусном модерировании аналитической сессии (модератором был Андрей Корбут) могут рассказать фантастически много о том, как "устроена" социальная действительность на самом деле, что делают люди, когда вступают во взаимодействия, даже если они сами этого не замечают.
"Для меня было большой честью не только прослушать курс лекций настоящего этнометодолога, но и быть – хотя бы на время – его ученицей, - говорит Ханум Костанян, магистрантка второго курса магистратуры "Социологический анализ коммуникаций". - Этот курс я ждала с трепетом, и он оправдал все мои ожидания. Самым захватывающим был момент, когда мы всей группой должны были анализировать запечатленную на видео (с соблюдением всех этических норм исследования) реальную коммуникацию между врачом и пришедшими к нему пациентами (это были женщина с ребенком). Мы анализировали происходящее практически посекундно, руководствуясь той научной оптикой, которую предлагают этнометодология и конверсационный анализ. Удивительно, как за счет микродействий (реплики, ключевые слова, телодвижения, взгляды) люди распределяют властные отношения внутри коммуникации, подтверждают или опровергают все внешние институциональные предписания, сами выстраивают локальный порядок. Мы как бы погрузились в то невидимое пространство, в котором создается ткань социальных отношений".
Пандемия короновируса изменила все наши привычные, рутинные коммуникации, затронула абсолютно все сферы жизни, как публичной, так и частной, продиктовала необходимость вырабатывать новые правила взаимодействий людей на повседневном уровне: дистанции, маски, изменения в ритуалах приветствия и прощания, санитайзеры, всеобщий онлайн, ограничения количества участников на мероприятиях и так далее - возникло огромное поле для проведения этнометодологических исследований. Они обязательно будут продолжены в нашем университете. В том числе благодаря курсу Андрея Михайловича Корбута, который запланирован и на следующий учебный год.