федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Первым делом совсем не самолеты

Первым делом совсем не самолеты

Самарский университет

Уникальное трехтомное издание рассказывает об истории создания и развития отечественных авиадвигателей

бортжурнал Достижения сотрудников Шахматов Евгений Зрелов Владимир центр истории авиационных двигателей Публикация
08.02.2021 2021-02-11
В Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва прошла презентация уникальной трилогии, посвященной развитию отечественного авиационного двигателестроения. Трехтомное энциклопедическое издание, выпущенное АРТ-холдингом "Медиарост" (г. Рыбинск), содержит подробнейшую информацию по двигателям военных и гражданских самолетов и вертолетов СССР и России и не имеет аналогов в мире по полноте охвата данной темы.
"Это замечательное издание является научно-популярным представлением того великого опыта Советского Союза и России, который нужно сохранять и развивать дальше. Обычно всем известны имена главных конструкторов самолетов - Ильюшина, Туполева, Яковлева, а вот создателей авиадвигателей, к сожалению, знают гораздо меньше, хотя даже сами именитые авиаконструкторы не раз отмечали, что двигатель разработать намного сложнее, чем самолет. Эти книги восполняют этот пробел и будут интересны как молодежи, студентам, так и профессионалам в этой сфере, всем, кто интересуется не только историей техники, но и перспективами ее развития", - подчеркнул на презентации научный руководитель Самарского университета Евгений Шахматов.
О некоторых двигателях в книгах рассказывается как об одушевленных существах - так, как к ним зачастую и относились их создатели и испытатели. У ряда двигателей, кроме сухого буквенно-цифрового обозначения, были еще и неофициальные имена-прозвища. "Француженка", "Солдат", "Гадкий утенок", "Малое дитя Союза" - за каждым из этих названий стоит своя история. Кроме рассказа о двигателях, издание содержит множество занимательных фактов с подробным экскурсом в историю авиации, как отечественной, так и зарубежной, и представляет собой не сборник сухих энциклопедических статей, а единый научно-популярный очерк, написанный понятным и доступным для неспециалиста языком. 
Так, отсюда можно узнать, что на момент начала Первой мировой войны именно у России был самый большой из числа воюющих держав воздушный флот - 244 аэроплана. И только Россия на то время располагала настоящими боевыми самолетами - четырехмоторными бомбардировщиками "Илья Муромец" (кстати, на самом первом пассажирском "Илье Муромце", поднявшемся в воздух в 1914 году, были обустроены ванная комната, ресторан, отдельные спальни и два наружных балкона, на которые можно было выходить во время полета). Далеко не всегда самолеты создавались в заводских цехах - так, один из первых самолетов-амфибий построили прямо в квартире авиаконструктора в Таганроге, а потом самолет спустили из окна на улицу на веревках в разобранном на составные части виде.
Соавтором и научным редактором трилогии является директор Центра истории авиационных двигателей (ЦИАД) имени академика Н.Д. Кузнецова, профессор кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов Самарского университета Владимир Зрелов. По его словам, работа над этими книгами началась еще более двух десятков лет назад, когда в конце 90-х годов прошлого века в университетском издательстве вышло в свет предназначенное для студентов небольшое учебное пособие по двигателям. В 2002 году это пособие вышло в расширенном издании, потом появилась еще более полная версия (позднее ее даже перевели на китайский язык и выпустили в КНР).
«Однако общим признаком всех этих предыдущих изданий была их крайне недостаточная иллюстративная часть. Нынешний трехтомник очень богато иллюстрирован. И в этом заслуга нашего ЦИАД, располагающего крупнейшей в мире коллекцией отечественных двигателей", - сказал Владимир Зрелов.
Как ожидается, уникальная книжная серия будет продолжена и, возможно, из трилогии превратится в ближайшие годы в пенталогию, отметил директор ЦИАД. Так, будущий четвертый том серии расскажет читателям о зарубежных турбореактивных двухконтурных двигателях с форсажной камерой, применяемых на боевых самолетах, а пятый том будет посвящен самым различным двигателям Великобритании, от самых первых до современных. Работа над следующими томами уже началась, подчеркнул Владимир Зрелов.
Справочно
Центр истории авиационных двигателей Самарского университета им. академика С.П. Королёва (ЦИАД), отметивший в январе 2021 года свое 30-летие, является одновременно музеем и научно-образовательным центром, где собрана крупнейшая в мире коллекция советских/российских газотурбинных двигателей и изучается история и закономерности развития аэрокосмического двигателестроения. В экспозиции представлены все типы воздушно-реактивных авиадвигателей (ТРД, ТРДД, ТВД, ТРДДФ, ТВВД, ТВаД, ПВРД), а также вспомогательные и наземные силовые установки, их чертежи, технические описания и другая документация. Кроме двигателей для самолётов тут есть агрегаты, предназначенные для вертолётов, ракет и даже танков. Благодаря огромной базе технических данных, накопленных в ЦИАД, учёные Самарского университета исследуют направления развития основных параметров и элементов конструкции двигателей. Это позволяет прогнозировать пути дальнейшего развития двигателестроения.

Фото: Екатерина Гайдайчук