В Самаре проходит Всероссийская выставка рассекреченных архивных документов "Без срока давности", в которой принимают участие студенты Самарского университета, участники поискового отряда "Сокол". Проект посвящен сохранению исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны.
На выставке представлены рассекреченные документы тех страшных времен, которые доказывают геноцид советского народа немцами, а также артефакты из музея Самарского регионального отделения "Поискового движения России", найденные в экспедициях. 22 стенда, каждый про отдельную оккупированную область, с информацией о массовых расстрелах, угонах в Германию, концлагерях.
Проводят экскурсии на выставке участники поискового отряда Самарского университета "Сокол". Их самая разнообразная деятельность служит одной цели — сохранению исторической памяти погибших в годы войны командиров и бойцов Рабоче-крестьянской Красной армии. Они облагораживают воинские захоронения, организовывают выставки, проводят в школах "уроки мужества", на которых рассказывают о поисковом движении и найденных артефактах.
Большое значение имеет архивная работа. Обращаются люди, которые хотят узнать о своих погибших родственниках, сообщают ту малую информацию, которую имеют. И начинается поиск документов о боевом пути, местах захоронения, наградах по сайтам, различным базам данным, в том числе иностранным.
Еще одна важная составляющая деятельности — поисковые экспедиции. Для определения мест, где можно найти бойцов, просматриваются карты ведения боевых действий, накладываются аэрофотосъемки местности того времени на местность настоящего времени. Один из методов поиска — это поиск на металлодетектор. Пряжки от ремня, шлем, котелки и другие металлические предметы могут указать на останки бойца, лежащего в земле. Но в земле есть и много взрывоопасных предметов: гранаты, бутылки с зажигательной смесью, мины, неразорвавшиеся снаряды. Поэтому если натыкаются, действуют по инструкции: вызывают саперов и обходят это место стороной. Когда находят бойца, работают археологическим методом — не просто копают, а делают археологический стол и маленькими лопатками аккуратно снимают слои земли.
Ребята из студенческого поискового отряда "Сокол" Самарского университета подробнее рассказали о вступлении в отряд, выездных экспедициях, выставке и важности поискового движения.
Роман Демахин
О вступлении в отряд
Обучаясь на военной кафедре, я впервые услышал о поисковом отряде "Сокол". Подробнее мне рассказал друг, который уже состоял в нем. Я заинтересовался и решил попробовать себя в этом нелегком деле. Прошел месяц — я еду на обучающий семинар в школу поисковика на остров Вертолетный. Еще через месяц я уже был на своей первой вахте "Волховский фронт. Апраксин". И вот прошло уже два года — в этом апреле будет моя третья экспедиция.
О выездных экспедициях
Вся поездка на вахты — одна большая сложность. Проживание в палаточных условиях, вдали от цивилизации, чаще всего при отсутствии интернета, непогода, разжигание сырых дров. Усложняют работу взрывоопасные предметы, которые могут находиться где угодно: в стрелковых ячейках, в окопах, небольших воронках. Но впечатления от находок, как и от самих поездок, остаются самые яркие, особенно когда попадается что-то редкое. На последней вахте я набрел на медицинский схрон, в нем обнаружились колбы, чашки Петри, непроливайки, медицинские колбы, бутылки из-под спирта, шкалики, фрагменты ртутного и спиртового термометров, палка-мешалка. На одном из шкаликов даже видна надпись: “Точизмеритель Волги XI 1939г.” — указание на завод изготовителя и дату изготовления. Эти находки являются уникальными не только для нашего отряда, но и для всего музея Самарского регионального отделения.
О важности поисковых движений
Мне нравится фраза Суворова: "Война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат". Погибло более 27 миллионов советских граждан, меньше половины которых были мирными жителями. Советские бойцы, герои, защищавшие Родину, бесхозно лежат в земле. Я думаю, мы не имеем права их забывать. Они должны быть захоронены с воинской честью. Для этого мы выезжаем на экспедиции, а чтобы рассказать обо всем людям привозим экспонаты и делаем выставки.
Архивный поиск тоже важен. Пожилым людям, которые только и живут воспоминаниями о своих близких и родных, погибших или пропавших без вести в годы Великой отечественной Войны, важно знать, что с ними случилось. И мы помогаем узнать.
О выставке
На выставке много всего, что может поразить. Меня задевают объемы и масштабы зверства нацистов и их пособников. После поражения под Москвой, немцы взяли курс на всестороннюю экономическую эксплуатацию оккупированных областей. Людей стали угонять в Германию на принудительные работы, была распространена работорговля. В каждой области была своя специфика оккупации. Так, в городе Плавск Белгородской области, которая находилась близ фронта, был создан концентрационный лагерь. В нем содержались не только военнопленные, но и мирные жители со всей окрестности. В сутки две варёные картошки или 200 грамм ячменной каши, вместо воды — снег, постоянные избиения и насилие. Смертность в таких условиях была около 10-15 человек в сутки. Я считаю, что мы обязаны как минимум ознакомиться с этими архивными документами, ведь в них – правда.
Егор Шепелев
О вступлении в отряд
Я всегда интересовался историей, вступил в отряд сразу как поступил на первый курс в 2019 году. На вузовском мероприятии, где рассказывали о существующих в университете возможностях, я подошел к поисковикам: в боксах лежат артефакты, на столе – макеты оружия, парни, конечно, толпятся. Подхожу, а там кто-то из отряда рассказывает об экспонатах, и что-то мне показалось неправильным — начал спорить. Так я и понял, что это мое. Это нужная работа, благодаря ей у меня есть ощущение, что я делаю действительно полезные для страны и для народа вещи. И я говорю не только про полевую работу, когда удается помочь людям найти следы их родственника, пропавшего в войну на фронте, чувствуешь, что делаешь что-то важное.
О выездных экспедициях
Я участвовал в осенней экспедиции "Ржев. Калининский фронт" прошлого года. Почти три недели сентября мы жили в палаточном лагере. Все время выезжали по местам боев, искали останки погибших. Ржевская битва — одна из самых кровопролитных в ходе войны. Местные даже на огородах осколки нет-нет да находят, что тут говорить о полях и лесах, где люди бывают редко. За время экспедиции все отряды подняли около 400 человек, наш — четверых из них. Сложностей во время экспедиции хватает, природа щедро сыплет грязью, камнями и корнями, которые мешают копать. Стоит помнить не только о взрывоопасных предметах, но и что можно свалиться в яму, незакрытую прошлыми экспедициями, наткнуться на колючую проволоку или гадюку.
О важности поисковых движений
Я - верующий человек, и считаю, что каждый должен быть захоронен как положено. Уж кто-кто, а погибшие солдаты точно заслужили не лежать в отвале рва. И конечно, это нужно не столько мертвым, сколько живым. Главная наша цель - установить личность погибшего и сообщить родственникам, где он захоронен и как погиб.
О выставке
Мы стараемся к каждому найти подход. Детям рассказываем больше в общих чертах, без ошеломляющих подробностей про оккупацию, комендантском часе и угоне в Германию. Показываем немецкие объявления об опасности партизан и артефакты. Каждый экспонат – целая история. Взрослым наоборот, больше рассказываем про стенды и факты. Один раз нас интервьюировала журналистка, и когда мы рассказали про Ейский детский дом, в котором были дети–инвалиды, она даже расплакалась. Немцы их вывезли за город и уничтожили. У нацистов была программа "Т-4" по уничтожению своих инвалидов. Выставка однозначно сильная.
Даниил Богданов
О вступлении в отряд
Я учусь на историческом факультете, сначала я дважды побывал на выставках нашего отряда. Первый раз — в день 75-летия окончания Сталинградской битвы, а второй — на фестивале студентов к столетию университетского образования в Самаре в 2018 году. Я увидел, что поисковики показывают артефакты, найденные во время экспедиций. Тогда и захотел вступить, понял — поисковое дело близко к истории.
О выездных экспедициях
Я лично участвовал в двух поисковых экспедициях: в 2019 году в экспедиции "Волховский фронт. Апраксин" в Ленинградской области мы нашли одного бойца и в 2020 году в экспедиции "Ржев. Калининский фронт" осенью, где нашли четверых. Сложнее работать в августе-сентябре, потому что к этому времени в лесах уже выросла высокая трава. А в апреле еще почва не проросла травой, поэтому легче ее копать.
Также я много занимаюсь архивным поиском. Больше всего заявок поступает нам во время проведения всероссийской акции "Судьба солдата". В прошлом году из-за ограничений организовали проект "Судьба солдата. Онлайн", в ходе него с апреля по декабрь 2020 года мы обработали 198 заявлений. Из них полную информацию по захоронениям и наградам удалось найти по 31.
О важности поисковых движений
Значение поисковых отрядов трудно переоценить. Мы помогаем потомкам фронтовиков заполнить "белые пятна" их семейных историй для того, чтобы они не оставались "Иванами, не помнящими родства". Для семей узнать любую ранее неизвестную информацию о своих героях — важнейшее событие.
О выставке
Информация на выставке не может не шокировать. Больше всего меня поразили преступления против детей: массовое убийство 214 воспитанников детского дома в Ейске и принудительный забор крови у местных жителей, в том числе детей, для немецких солдат в Смоленской области.
Слушатели экскурсий задают много вопросов по артефактам, интересуются деятельностью нашего движения. Больше всего мне запомнилось, когда командир поискового отряда "Сокол" Евгений Ривкинд проводил экскурсию для тележурналистки Ольги Кардашевской и ее детей, а трансляция шла в прямом эфире во ВКонтакте. Это был первый опыт, когда в таком формате рассказывается о нашей работе.
Сейчас выставка развернулась в Самарской областной универсальной научной библиотеке по адресу: пр. Ленина, д. 14а, 2 этаж. Посетить ее можно до 30 апреля с 10:00 до 18:00 ежедневно.
Заявку на поиск сведений о воинах, не вернувшихся с фронта, можно отправить:
на сайте "Поискового движения России"
на электронную почту: PDR63@yandex.ru
в группе ВКонтакте: vk.com/pdr63 или vk.com/mpo_sokol
по номеру: +7(927)717-78-01 или +7(996)620-41-52.
на сайте "Поискового движения России"
на электронную почту: PDR63@yandex.ru
в группе ВКонтакте: vk.com/pdr63 или vk.com/mpo_sokol
по номеру: +7(927)717-78-01 или +7(996)620-41-52.
Текст: Ирина Синегубова
Фото из личного архива поискового отряда "Сокол"
Фото из личного архива поискового отряда "Сокол"