федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Идея сообщества и новые формы обучения  социальному исследованию:  педагогическое ноу-хау в магистратуре

Идея сообщества и новые формы обучения социальному исследованию: педагогическое ноу-хау в магистратуре

Самарский университет

О Специфике обучения в магистратуре "Социологический анализ коммуникаций"

Социологический факультет магистратура по социологии кафедра методологии социологических и маркетинговых исследований Готлиб Анна
03.11.2021 2021-11-03
Обучение в социологической магистратуре должно, как и в других магистратурах, заканчиваться защитой ВКР. Эта внешне невзрачная аббревиатура на самом деле обозначает весьма серьезное академическое явление – реальное исследование, которое должен провести магистрант как правило в течение полутора лет обучения (первые полгода обычно даются на то, чтобы осмотреться в соответствующей науке и выбрать тему). За два года магистрант должен научиться проводить социальное исследование нашей общей совместной жизни, одного из ее проблемных аспектов. При этом магистерская работа должна быть не только грамотной с методологической точки зрения, но и актуальной для науки и самой жизни. 
Как этого добиться, не снижая планку? Тем более, если учесть набирающую обороты тенденцию, согласно которой на социологические магистратуры приходят все больше студентов, не являющихся социологами по базовому образованию, слабо себе представляющих даже основы социальных наук?
В какой-то момент к нам, на кафедре методологии социологических и маркетинговых исследований, пришла идея: учить исследованию лучше всего "из первых рук". Преподавание социологических дисциплин, пусть даже самых инновационных, само по себе не способствует научению исследованию и формированию мотивации к нему. Даже профессиональный теоретический рассказ о различных социологических методах оказывается эффективным только тогда, когда обрастает конкретными кейсами, примерами применения этих методов. Особую педагогическую ценность поэтому приобретает "исследовательская автоэтнография". Это когда в аудиторию приходит не просто преподаватель, а человек, который уже провел хорошее эмпирическое исследование и/или проводит их регулярно, и готов поделиться бесценным опытом. Только из такого неформального рассказа магистрант может узнать о том, как на самом деле происходит знакомство с полем, его изучение, какие трудности возникают у социолога-эмпирика в общении с заказчиком, во время интервью с информантом, какие подводные камни встречаются на этом пути и какая подлинная награда ожидает настоящего ученого. 
Чтобы реализовать эту педагогическую идею, почти два года назад мы включили в учебный план магистратуры "Социологический анализ коммуникаций в сферах труда, потребления и политики" (руководитель – проф., д.c.н. А.С. Готлиб) особый формат семинара, назвав его научно-исследовательским, на который стали приглашать наших бывших магистров-отличников, которые в предыдущие годы уже провели и блестяще защитили свои работы, сильных выпускников нашего факультета и нашей кафедры. Например, за последний год на семинаре выступили давние выпускники социологического факультета Самарского госуниверситета, успешно закончившие нашу аспирантуру, кандидаты социологических наук, уже ставшие доцентами Высшей школы экономики (Москва и Санкт-Петербургский филиал) и известными социальными исследователями в России Оксана Запорожец, Яна Крупец, Анна Савинова. Даже наши собственные преподаватели на научно-исследовательском семинаре получили возможность вести занятия не по учебникам или теоретическим монографиям, а по собственным диссертациям, познакомить магистрантов со своим собственным эмпирическим исследованием, поделиться личным опытом изучения жизни. 
Мы очень рады, что наше педагогическое ноу-хау получило позитивный отклик у магистрантов. "Социологии рассказывают о своих исследованиях, новых наработках в полевых исследованиях, а также приглашают магистров к сотрудничеству – написала в своем отзыве на новый формат занятий магистрантка 2-го курса Мария Борисова. Такая форма проведения семинаров является настоящей находкой руководителей магистратуры. Кроме получения новой интересной информации, студенты понимают и осознают перспективность получения данного образования, перспективы занятия научной деятельностью…Ведь перед нами выступают не какие-то незнакомые люди, а социологи, учившиеся на нашей кафедре". "Приятно понимать, - говорит магистрантка второго курса Татьяна Коблякова,  - что  социологическое образование, образование на нашей кафедре, не просто так. Такой формат отлично дает понять, в каких сферах ты можешь развиваться далее и, в принципе, что эта область знаний довольно многогранна и разнообразна. В первую очередь приглашенные выпускники - это пример того, как возможно приложить социологическое знание к своей повседневной жизни, к своей работе за пределами университета, в саморазвитии. Вдохновляет - одним словом...".
Вдохновляет еще и то – мы это поняли по ходу дела, - что практика подобного семинара является лучшим способом производства и воспроизводства работающего сообщества – на факультете, на кафедре, в магистратуре. Сообщества, в котором бывших магистрантов и аспирантов не бывает. Новым магистрантам, которым только предстоит провести и защитить свое исследование, гораздо легче психологически идентифицировать себя с бывшими выпускниками той же кафедры, той же магистратуры, того же факультета. Сообщество – это мотивирующее пространство, это координаты, в которых задается планка, в которых вырабатываются научные и этические критерии социологической науки.  
Социологи любят говорить, что жизнь нуждается в исследовании. Однако, это не так просто сделать. Чтобы вырабатывать строгое и ответственное знание о жизни, необходимо многое уметь. Магистратура – лучший способ получить подобное умение. Особенно когда взыскательное, но доброжелательное научное сообщество готово тебе в этом помочь.