федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Уроки жизни Анатолия Никитовича Коптева

Уроки жизни Анатолия Никитовича Коптева

Самарский университет

Сегодня исполняется 85 лет профессору кафедры эксплуатации авиационной техники

Коптев Анатолий кафедра эксплуатации авиационной техники сотруднику студенту юбилей история университета кафедра конструкции и проектирования летательных аппаратов бортжурнал
25.11.2021 2021-11-25

Анатолий Никитович Коптев родился в 1936 г., 25 ноября, в Краснодарском крае, в станице Ходыженская (позже г. Хадыженск). В 1955 г. , после окончания школы, поступал в военно-морское училище (очень хотелось стать военным моряком) , но конкурс был огромный -18 человек на место. Преодолеть его не удалось. В этом же году его забрали в армию. Три года, один месяц и десять дней Анатолий прослужил в Первой армии ПВО особого назначения, защищал Москву. Служба была очень ответственной и непростой. Демобилизовавшись в декабре, поработал на машиностроительном заводе слесарем, а уже в июле поехал поступать далеко от Родины в один из старейших институтов не только СССР, но и России -Томский политехнический институт на факультет электрорадиоуправления летательных аппаратов, на специальность "электрооборудование воздушных судов и летательных аппаратов". В 1960 г. женился и поступил в вуз. Учился очень прилично. Успешно окончив Томский политехнический институт в 1965 году, по направлению, в качестве конструктора прибыл на Куйбышевский машиностроительный завод, который позже стал называться авиационным. (В советские времена выпускники вузов обязательно распределялись на места работы). А уже через месяц молодого специалиста назначили начальником конструкторского бюро. Причиной назначения стало то, что на тот момент на его тему "Автоматизация контроля и испытаний бортового комплекса оборудования" уже работало все конструкторское бюро. Этот факт мне показался удивительным. Не прошло и месяца, и совсем молодой специалист, только что пришедший на завод, придумал что - то экстраординарное, и это стало направлением работы специально созданного конструкторского бюро. Почему? И главное, когда эта тема сформировалась и что это за чрезвычайно важная тема?

А произошло это еще в студенческие годы, когда Анатолий учился в Томском политехническом институте, а точнее во время годичной заводской практики на машиностроительном (позже авиационном) заводе в Куйбышеве. Именно в то время студент-практикант создал свою первую систему автоматического контроля распределительных устройств. И это не осталось без последствий. По окончании практики Анатолия пригласил к себе Давид Абрамович Альтшулер-заместитель по оборудованию главного инженера завода. На Куйбышевском машиностроительном (позже авиационном) заводе он был руководителем дипломного проекта Анатолия на тему: "Автоматизация контроля и испытаний бортового комплекса оборудования". Вот когда родилось перспективное направление работы конструкторского бюро на заводе в Куйбышеве! По окончании практики Давид Абрамович предложил Анатолию остаться работать на заводе. Между ними состоялся деловой разговор:

-Толя, ты приедешь работать на завод?

-Давид Абрамович, куда я приеду? У меня семья: жена, сын, а с жильем здесь сложно.

-А если я тебе гарантирую, что жилье у тебя будет. Квартиру не обещаю, но комнату – да.

Вот так с гарантийным письмом в руках за подписью генерального директора Куйбышевского машиностроительного (авиационного) завода о том, что в течение месяца по прибытии в Куйбышев на завод семейный молодой специалист получит комнату, Анатолий Никитович прибыл на место своего распределения И , действительно , ровно через месяц получил комнату в квартире на проспекте Кирова 153, а через полгода - вторую в этой же квартире. И очень быстро получил трехкомнатную квартиру тоже на Безымянке, на Физкультурной 137. Состав семьи на тот момент увеличился – родился младший сын Вадим. Но это уже другая интересная история.

Анатолия Никитовича назначили старшим на строительстве нового заводского дома, которое велось "хозяйственным способом". Это, когда работники завода, желающие получить квартиры, временно становились подсобными рабочими на строительстве. Не только они, но и строители-профессионалы были отданы в подчинение Анатолию Никитовичу как старшему. Поскольку в строительстве дома Анатолию Никитовичу удалось выбиться в лидеры, его поддерживали, строительство было закончено в короткие сроки - за восемь месяцев. Работы начались в феврале, а уже в декабре все вселились в новые квартиры. Вот таким образом на Безымянке под руководством Анатолия Никитовича Коптева был построен первый девятиэтажный жилой дом.

Работая на заводе, Анатолий Никитович создавал крупные научно-технические проекты. Сначала он создал систему автоматического контроля жгутов бортовых кабельных сетей и сложную систему автоматического контроля распределительных устройств. Это только часть проекта - первая система. Чтобы решить проблему с контролем распределительных устройств, он создал сложную систему автоматического контроля распределительных устройств УМАК. Это - вторая система. Обе системы сразу же были внедрены в производство. Все это создавались в конструкторском бюро под руководством Анатолия Никитовича.

50 лет назад, в 1971 г., Анатолия Никитовича Коптева пригласили на работу в Куйбышевский авиационный институт на должность доцента со средним окладом, который Анатолий Никитович получал на заводе, на кафедру конструкции и проектирование летательных аппаратов (КиПЛА) под руководством профессора А.А.Комарова. И уже в течение первого года работы в вузе на базе созданных систем Анатолий Никитович защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Исследование и разработка методов и средств автоматического контроля электротехнического оборудования самолетов". Фактически свою работу в Куйбышевском авиационном институте он начал как полноценный доцент: у него было не только ученое звание, но и кандидатская диссертация, научная степень.

Все предыдущие и последующие годы Анатолий Никитович одновременно с работой на заводе, а потом и в Куйбышевском авиационном институте сотрудничал с Национальным Институтом Авиационных Технологий (НИАТ). В НИАТе брали его разработки, которые использовались на промышленных предприятиях. Но самое главное событие в его научной жизни, по мнению Анатолия Никитовича, произошло во второй половине 1970-х годов , когда в Ульяновске началось строительство крупнейшего предприятия  СССР (впоследствии России) Ульяновского авиационно-промышленного комплекса имени Д. Ф. Устинова (УАПК ). На предприятии началось создание уникального военно-транспортного самолета Ан-124 "Руслан". Свою лепту внес и Куйбышевский авиационный институт, который получил техническое задание на разработку и создание САПР: системы автоматизированного проектирования конструкции самолетов и технологических систем монтажа, контроля и испытаний. Руководителем направления по САПР был заведующий кафедрой КиПЛА профессор В. А. Комаров, по теме ТЕКУМ - А. Н. Коптев. Работы выполнялись по заданию двух министерств: Министерства авиационной промышленности СССР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР. В Куйбышевском авиационном институте была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория ОНИЛ -16 и в ее составе группа из семи человек под руководством А. Н. Коптева. Для авиационных заводов Кумертау (Башкирия) и Тбилиси (Грузия) была создана и внедрена система контроля. Работы на УАПК были закончены в конце 70-х годов. Это был долгосрочный проект, который выполнялся около десяти лет и лег в основу докторской диссертации А. Н. Коптева, которую он успешно защитил. В 1991 г. А. Н. Коптеву была присуждена ученая степень "Доктор технических наук", тема диссертации: "Гибкие автоматизированные производственные системы монтажа, контроля и испытаний электротехнического оборудования летательных аппаратов". В 1992 г. ему было присвоено ученое звание "Профессор".

Результаты работ были оценены в рамках академической науки, и А. Н. Коптев был избран академиком нескольких профессиональных академий: Международной Академии технологической кибернетики, Российской Академии транспорта, Академии проблем качества РФ.

Начался развал СССР, во всю шла так называемая "перестройка", происходили изменения и в научно-производственной среде. В стране стали создаваться технопарки. В Куйбышевском авиационном институте это направление курировал проректор по научной работе Дмитрий Евгеньевич Чегодаев. В 1995 г. Д. Е. Чегодаев предложил А. Н. Коптеву возглавить работы по созданию технопарка в КуАИ, назначив его директором. Технопарки в нашей стране появились и начали развиваться в рамках международного сотрудничества. Консультантами выступали иностранные специалисты, которые определили "базовый набор" российских организаций, попавших в эту программу в рамках гранта от правительства Великобритании и Российской Федерации. Финансировала программу Великобритания. В программу вошел наш КуАИ. Если до начала 90-х годов сотрудники вуза были сильно засекречены, были невыездными и не общались с иностранцами, то в 90-е годы российские ученые начали получать зарубежные гранты и проходить стажировки в технопарках Англии. А. Н. Коптев с группой наших специалистов побывал в техническом Варвикском университете Англии, познакомился с их системой образования. Были и другие поездки. Программа "Технопарки РФ" привила к созданию комплекса технопарков в различных регионах Российской Федерации, в том числе и в Самарском аэрокосмическом университете имени академика С. П. Королева (бывшем КуАИ). В нашем, теперь уже Самарском университете, технопарк продолжает свою работу.

Технопарком А. Н. Коптев занимался до тех пор, пока в 2000 г. ему не поступило предложение сначала от проректора по учебной работе профессора Федора Васильевича Гречникова, а затем - и от ректора Самарского аэрокосмического университета профессора Виктора Александровича Сойфера возглавить кафедру эксплуатации летательных аппаратов и двигателей (ЭЛАиД). Анатолий Никитович согласился и оставался заведующим этой кафедры до своего 80-летия (до 2015 г.). Со временем название кафедры изменилось, и она стала именоваться кафедрой эксплуатации авиационной техники, где и продолжает работать А. Н. Коптев в качестве профессора. А будучи в статусе завкафедрой, Анатолий Никитович с большим энтузиазмом и присущей ему энергией начал, как он сам говорит, бурную деятельность по преобразованию кафедры, на которой работали очень хорошие специалисты, но все они были сильно возрастными. Надо было готовить замену из числа молодых сотрудников. В аспирантуре университета была открыта специальность 05.07.07 – контроль и испытания летательных аппаратов и систем. И тогда выпускники, закончившие вуз по специальности кафедры, начали поступать в аспирантуру. В итоге под руководством А. Н. Коптева 10 молодых людей защитили кандидатские диссертации, кроме этого, для промышленности были подготовлены 20 кандидатов технических наук и два доктора технических наук. Часть из них сейчас работает руководителями университетских подразделений. Заведующий отделом сопровождения НИР Альберт Миниасхатович Гареев будет в этом году защищать докторскую диссертацию. Сергей Николаевич Тиц заведует международным отделом. Денис Юрьевич Киселев является руководителем подготовки специалистов механического направления АЭС. Эти первые три механика составили молодой костяк кафедры. А шесть человек, защитившие диссертации по техническому обслуживанию АЭС и ПНК, составили основу преподавательского состава кафедры по новому направлению подготовки, которое формировалось усилиями завкафедрой профессора А. Н. Коптева, доцента В. А. Прилепского и доцента А. А. Зайцева. Для нового направления подготовки специалистов были созданы: учебно-лабораторная база, набор учебных пособий А. Н. Коптева, В. А. Прилепского. Окончившие аспирантуру молодые преподаватели – кандидаты технических наук Н. А. Зотин, А. В. Кириллов и другие – активно включились в учебный процесс по новому направлению подготовки "Техническая эксплуатация авиационных электрических систем и пилотажно-навигационных комплексов".

На сегодняшний день Анатолий Никитович Коптев продолжает работу по совершенствованию учебного процесса и подготовки научно-преподавательского состава для кафедры эксплуатации авиационной техники, а также для других стран. На кафедре активно ведется подготовка иностранных студентов из Африки, Южной Америки, Китая, Монголии, Индонезии, стран СНГ, Таджикистана, Узбекистана, Туркмении, Казахстана.

В последнее время число иностранных студентов растет, и иногда оно превышает количество русских студентов. Одновременно ведется подготовка научных кадров для зарубежных стран.

Общение с людьми для него в радость!

С Анатолием Никитовичем Коптевым я знаком почти 15 лет. Мы вместе работаем на кафедре эксплуатации авиационной техники, которую Анатолий Никитович возглавлял много лет. Наше общение началось и проходило в научных дискуссиях. В результате этих совместных встреч и обсуждений родились идеи, которые обладали научной новизной и были развиты в моей докторской диссертации. Потом появились совместные научные проекты. И я благодарен судьбе за то, что она подарила мне встречу с этим человеком, который принял большое участие в моей жизни. Уверен, что огромное уважение и чувство благодарности также испытывают по отношению к Анатолию Никитовичу Коптеву более тридцати человек, которые защитили диссертации под его руководством. Он является одним из рекордсменов университета по количеству подготовленных кандидатов наук и фактическим лидером, флагманом в научной работе кафедры эксплуатации авиационной техники. Под его руководством защитили диссертации не только многие уважаемые люди нашего университета (а это начальники отделов, управлений, других подразделений), но и руководители различных предприятий. Благодаря Анатолию Никитовичу расширились научные горизонты этих людей, у них также появились новые возможности в продвижении по службе.

У Анатолия Никитовича Коптева двойной юбилей: 85-летие со дня рождения и 50-летие его работы в нашем университете. До этого он много лет занимал высокие должности, был конструктором на авиационном заводе, где у него родились и были внедрены в производство множество научно-технических проектов. Весь свой колоссальный опыт научно-практической деятельности на авиационном заводе он использует и в работе со студентами.

Если говорить о личностных качествах Анатолия Никитовича, прежде всего, поражают его работоспособность, острый ум, научная плодовитость. В свои 85 лет как профессор он работает с полной учебной нагрузкой: читает лекции, много работает с аспирантами, активно занимается наукой.

Жизненный путь, который прошел Анатолий Никитович, не назовешь легким, но, преодолевая трудности, которых было немало, и при этом оставаясь Человеком, он достиг высоких результатов. "Благодаря чему?" - спросите вы. Благодаря тому, что он очень талантливый человек. А еще, я думаю благодаря тому, что он сохранил прекрасное здоровье и бодрость духа.

Анатолий Никитович человек коммуникабельный, интеллигентный. Общение с людьми для него в радость! Дай Бог ему здоровья. Надеюсь, что мы вместе отметим еще много его юбилеев!

Михаил Анатольевич Ковалев, проректор по общим вопросам Самарского университета, профессор кафедры эксплуатации авиационной техники.

На пути к цели

С Анатолием Никитовичем Коптевым я познакомился, когда был студентом. В то время он был заведующим кафедрой эксплуатации авиационной техники и преподавал нам дисциплину "пилотажно-навигационные комплексы". В университете я учился на специалитете (пять с половиной лет), а после его окончания в 2008 г. устроился работать на авиационный завод инженером-испытателем.

Анатолий Никитович предложил мне пойти учиться в аспирантуру (куда я поступил в 2009 г.) и стал моим научным руководителем. Моя кандидатская диссертация на тему "Совершенствование технологических процессов функционального контроля и испытаний пилотажно-навигационных комплексов летательных аппаратов" была выполнена и защищена в трехлетний срок - 25 ноября 2011г. - как раз в день рождения Анатолия Никитовича! Так получилось благодаря тому, что как научный руководитель Анатолий Никитович сделал все от него зависящее, и даже больше, чтобы защита прошла вовремя и успешно.

Диссертация была тесно связана с авиационным заводом, и ее целью было повысить эффективность наземной отработки самолётов, чтобы выявить как можно больше дефектов на этапе окончательной сборки, не дожидаясь дорогостоящих летных испытаний.

Анатолий Никитович многому меня научил и продолжает "давать уроки" в каждой нашей беседе. Но главным его наставлением считаю следующее: "Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, какой бы грандиозной ни казалась на тот момент цель, надо ее поставить перед собой и каждый день стремиться к ее осуществлению. Не просто думать о ней, а делать конкретные дела – и тогда все получится!".

Анатолий Никитович никогда не отказывает в помощи. Он любит делать добрые дела. Поэтому у него так много друзей и знакомых, которые любят и уважают его и тоже всегда готовы прийти на помощь. Анатолий Никитович всегда старается как-то посодействовать, чтобы решить возникшую проблему. Также было и со мной. Когда я был аспирантом, у меня уже была семья. Зарплата на заводе в то время, да и стипендия аспиранта были невысокие, денег не хватало. Конечно, подворачивались возможности сменить работу на более оплачиваемую, но тогда об обучении в аспирантуре пришлось бы забыть. Анатолий Никитович отнесся к ситуации с полной серьезностью – взял меня на кафедру эксплуатации авиационной техники преподавать лабораторные и практические работы студентам и также договорился с кафедрой конструкций и проектирования летательных аппаратов, где я приступил к работе по техническому обслуживанию ученого стендового оборудования. Несмотря на то что я работал в трех местах, я много времени проводил в университете и у меня была возможность встречаться с Анатолием Никитовичем для консультаций! И таких примеров множество: помощь в организации и публикации статей, помощь по созданию учебных курсов дисциплин и многое другое!

У Анатолия Никитовича огромная домашняя библиотека, которая содержит очень редкие книги. Обычно бывает так. Если рабочего времени не хватает, чтобы, например, срочно закончить научную статью, Анатолий Никитович всегда пригласит к себе домой, где по вечерам, не жалея личного времени, поможет с подготовкой статьи для публикации.

Анатолий Никитович очень начитанный, образованный и мудрый человек. Часто в повседневном разговоре цитирует слова известных философов, ученых, правителей. Например, когда в работе возникают трудности, чаще всего создавшуюся ситуацию он комментирует словами царя Соломона: "Все пройдет".

…Но не пройдет наша любовь и уважение к Анатолию Никитовичу. С этим согласится большое количество людей, прекрасно знающих профессора Анатолия Никитовича Коптева.

Алексей Владимирович Кириллов, замдиректора института авиационной и ракетно-космической техники по заочному обучению и организации практик, к.т.н., доцент кафедры эксплуатации авиационной техники

Феномен Анатолия Никитовича Коптева

Анатолию Никитовичу Коптеву 85 лет! В это трудно поверить, глядя на этого активного, энергичного, инициативного, работоспособного, целеустремленного, радующегося жизни человека. Таким набором качеств не могут похвастаться наши и более молодые коллеги. Мы с Анатолием Никитовичем рядом без малого 50 лет (по некоторым сведениям, мы родились в одном роддоме г.Хадыженска с разницей в 10 лет), поэтому я могу себе позволить высказать своё понимание этого феномена.

Ключевым словом в этом перечне я бы посчитал – целеустремленность.

В науке, образовательной деятельности, вне работы Анатолий Никитович всегда ставит перед собой конкретные задачи.

Я, понятно, не могу перечислить всего сделанного им, только то, что для меня стало наиболее ярким.

Создал, в своё время, лучшую в стране лабораторию авиационного оборудования при кафедре конструкций и проектирования летательных аппаратов.

Разработал широко применявшийся в промышленности комплект оборудования для контроля жгутов электрооборудования летательных аппаратов. После этих слов хочется вспомнить его ближайших соратников по этим работам: Николая Александровича Кузьмичева и Василия Андреевича Прилепского, светлая им память.

У Анатолия Никитовича много учеников. Среди них умудренные опытом руководители предприятий авиационной промышленности и молодые аспиранты.

Возглавив кафедру эксплуатации авиационной техники в трудное для неё время, Анатолий Никитович сумел за короткое время подготовить из выпускников кафедры группу молодых преподавателей-кандидатов наук. В настоящее время это костяк кафедры.

И главной движущей силой всех его начинаний является его семья.

Жена Нина Андреевна, дети, внуки – предмет его постоянного внимания и заботы.

Анатолий Никитович инициатор многих неформальных встреч сотрудников кафедры. Самые замечательные из них прошли у него на даче, обустроенной им вместе с Ниной Андреевной.

Самое приятное, что те качества Анатолия Никитовича, которые я отметил в начале, легко передаются собеседникам. Пообщаешься - и что-нибудь и подхватишь.

Доброго здоровья на долгие годы, Анатолий Никитович. Ты хороший образец для подражания. Я рад, что смог сказать тебе эти слова

Геннадий Алексеевич Резниченко, доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Самарского университета, Кандидат технических наук

Автор: Нина Окоркова
Фото: А.Стройкин, А.Данилин, С.Плахтюрин