В 2021 году профессору кафедры прочности летательных аппаратов исполнилось бы 100 лет.
В 2021 году исполнилось бы 100 лет со дня рождения Хацкеля Соломоновича Хазанова, человека, которого уважали и даже боготворили многие поколения студентов, преподавателей и коллег Куйбышевского авиационного института.
Окончив МАИ и защитив кандидатскую диссертацию, он в 1951 году приехал на работу в Куйбышеский авиационный институт. Системный, вдумчивый подход к образователь-
ному процессу, постоянный поиск нетрадиционных приёмов в преподавании и организации научно-исследовательского процесса обусловили назначение Хацкеля Соломоновича на заведование кафедрой прочности летательных аппаратов, создание которой он инициировал, пестовал, развивал на протяжении всей своей жизни, сначала в качестве заведующего с 1953-го по 1988 год, а затем профессора кафедры.
Х.С. Хазанов отличался полной самоотдачей, ответственностью, стремлением не просто довести каждое дело до конца, но сделать это наилучшим образом, с творческим подходом. Так действовал он сам и того же требовал от сотрудников кафедры. При этом высокая требовательность сочеталась у него с доверием к подчинённым и умением точно определить для каждого из них наиболее подходящую сферу деятельности.
В результате на кафедре и в научно-исследовательской лаборатории, также руководимой Х. С. Хазановым, сложилась совершенно особая творческая атмосфера. Этот единый сплочённый коллектив общей численностью около сотни человек занимал в институте передовые позиции во всём, касалось ли это учебной работы, научной деятельности или, скажем, спорта. Неудивительно, что кафедра неизменно занимала призовые места в соревновании кафедр института. Кафедра прочности одна из двух кафедр (другая – кафедра ректора В. П. Лукачёва), которой передано на вечное хранение знамя победителя в социалистическом соревновании. Работа в таком коллективе и постоянное общение с Хацкелем Соломоновичем служили всем сотрудникам, в особенности молодым, замечательной школой жизни.
Особым, инновационным подходом отличалась работа кафедры со студентами. Хазанов создал и успешно реализовал систему приёма экзаменов. На экзамен приходила сразу вся группа, лектор раздавал билеты, и часа полтора студенты готовили ответы. Затем в аудиторию входили ещё два или три преподавателя, и каждый из них наравне с лектором принимал экзамены у 5-8 студентов, в зависимости от величины группы. В итоге экзамен заканчивался довольно быстро, студенты были избавлены от томительного ожидания своей очереди за дверью, как это часто бывает. Но такая система предъявляет высокие требования к преподавателям, которые должны в деталях знать не только собственные курсы лекций, но и смежные дисциплины, чтобы обеспечить единство требований на экзаменах.
Достижением Х. С. Хазанова является уникальная система подготовки специалистов в области прочности конструкций, которая неизменно удостаивалась самых высоких оценок со стороны промышленных предприятий и научных организаций. Её создание восходит к началу 60-х годов, когда была организована подготовка инженеров-прочнистов по индивидуальным учебным планам. Студенты осваивали специальные дисциплины не только по учебникам, но изучая монографии, статьи из научных журналов. Существенным звеном подготовки было участие студентов в хоздоговорных работах, выполняемых на кафедре. Темы дипломных работ также
вытекали из запросов предприятий. Всё это, а также участие в студенческих конференциях и конкурсах студенческих научных работ давало возможность готовить молодых специалистов, способных к самостоятельной и ответственной творческой работе.
Накопленный опыт позволил перейти в 1977 году к специализации по динамике, прочности и надёжности конструкций летательных аппаратов на базе традиционных учебных специальностей. Учебный план специализации ориентировался на фундаментальную теоретическую подготовку в сочетании с практическими приложениями к расчёту на прочность конструкций летательных аппаратов.
Непременным элементом обучения, как и прежде, оставалась студенческая научная работа с участием в хоздоговорных работах. Глубина подготовки и воспитываемая в студентах самостоятельность служили развитию их кругозора и творческого отношения к делу. Из года в год выполненные на кафедре студенческие работы награждались медалями и дипломами на всесоюзных (всероссийских) конкурсах. Многие выпускники были оставлены для работы на кафедре в качестве инженеров. После окончания аспирантуры они зачастую становились преподавателями на своей или иной кафедре.
Х. С.Хазанов отличался особым стилем работы. Даже когда наваливалось сразу много срочных дел, он сохранял присутствие духа, не хватался за всё сразу, а последовательно исполнял дела одно за другим. Он казался неспешным, потому что прежде чем приступить к делу, всесторонне его обдумывал. Но затем садился и быстро его исполнял, да так, что потом не было необходимости возвращаться к нему снова и что-либо доделывать или переделывать.
Много внимания уделял Х. С. Хазанов работе с аспирантами. Из-за его замечаний нередко приходилось по нескольку раз переписывать текст, казалось бы, готовой диссертации, что вызывало иной раз недовольство. Но когда был готов окончательный вариант, самому аспиранту становилось ясно, каким убогим был первоначальный вариант.
Благодаря своей мудрости и рассудительности, умению проникнуть в самую суть проблемы Х. С. Хазанов пользовался большим авторитетом как у подчинённых, так и у коллег. Этот невысокий человек мог так посмотреть на двухметрового ученика, что и без слов становились ясными ошибки и огрехи в работе. Его слово было весомым и солидным, он никогда не высказывал скоропалительных суждений.
Хацкель Соломонович вёл активную общественную работу. Много лет он возглавлял областной совет по научно-исследовательской работе студентов. Был редактором сборников научных трудов "Вопросы прочности и долговечности элементов авиационных конструкций", сборников научных статей аспирантов "Вопросы прикладной механики в авиационной технике", трудов Всесоюзной научно-технической конференции "Современные проблемы строительной механики". За свой труд профессор Х. С. Хазанов награждён орденами и медалями, удостоен почётных званий.
Да, работа на кафедре, руководство научными исследованиями занимали (не отнимали) много времени у Хацкеля Соломоновича, но это не мешало ему быть внимательным мужем и заботливым отцом, откликаться на трудности других людей и не выставлять напоказ оказанную поддержку.
В памяти своих учеников и последователей он остаётся Учителем, Человеком с большой буквы, образцом для подражания.
Леонид Савельев, Валентин Филатов, кафедра космического машиностроения