В ведущем российском журнале по теории и истории литературы "Новое литературное обозрение", в последнем 172-ом номере (декабрь 2021), в знаковой рубрике "книга как событие" вышел пул развернутых рецензий на книгу профессора Самарского университета, доктора философских наук Виталия Лехциера "Поэзия и её иное: философские и литературно-критические тексты" (Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2020).
Героем рубрики "книга как событие" в журнале НЛО становятся работы, вносящие вклад в развитие теории литературы и предлагающие новый аппарат для анализа эстетики и поэтики литературного произведения, явлений актуального литературного процесса. Книга "Поэзия и её иное…" собрана из избранных, опубликованных ранее в центральных научных журналах и заново отредактированных текстов Виталия Лехциера, написанных в течение двадцати лет (2000-2020) - в жанровом диапазоне от научных теоретических статей до рецензий на сборники представителей актуальной поэзии нескольких литературных поколений. Это комплексное и во многом итоговое исследование - результат совмещения многолетней философской и поэтической деятельности автора. Сквозные сюжеты книги – "постметафизическое мышление" в современной поэзии и ее способность становиться антропологическим и феноменологическим исследованием, этическим свидетельством; выход поэзии на границу с нон-фикшн; гибридная природа современного поэтического субъекта; документальная поэзия в разных изводах; эстетика и поэтика черновика; логика социальной поэзии нового типа.
В журнальном номере о книге, презентация которой состоялась в онлайн-формате 12 декабря 2020 г. на площадке Порядок слов" (г. Санкт-Петербург), высказалось шесть известных экспертов в области современной поэзии.
Приведем фрагменты из некторых рецензий…
"Книга В. Лехциера — это событие: и потому, что она в дискуссионном порядке очерчивает границы литературной актуальности, и потому, что в ней теоретически проблематизируется поэзия и поэтическое. Разговор подобного рода давно назрел, но в силу того, что пул исследователей новейшей русской поэзии составляют по преимуществу историки, а не теоретики, никак толком не мог начаться… Возможно, с этой книгой ситуация изменится — и будет хорошо, если она вызовет широкое обсуждение. Гибридная идентичность автора — поэт, исследователь литературы, философ — оказывается в этом случае явным преимуществом, поскольку позволяет не только обозначить новые аналитические подходы, но и сформулировать ключевые тезисы без догматизма, с максимальным вниманием к живой литературной реальности... По-настоящему новой книгу делает опыт радикальной историзации мышления о поэзии. В самых разных вариациях в ней звучит мысль о невозможности в современном гуманитарном знании любого субстанциализма. Эта идея связывает самую раннюю из теоретических работ книги, "Апологию черновика", с ее критикой канонического текста, и самую позднюю, "Экспонирование и исследование", с ее тезисом о необходимости "проблематизации эстетической автономии"... Внимание к "ситуированности" речи делает закономерным исследование не только разных форм "поэтичности", но и "иного" поэзии, которым в контексте книги как раз и оказывается все, что делает высказывание историчным, — "например, исследовательское начало или политическую вовлеченность, или этическую задачу свидетельствовать о страдании совершенно реальных людей"… Это очень важный аналитический ход, который позволяет связать опыт имманентного и социокультурного анализа текста… Эффектной и убедительной кажется трактовка постметафизики как единства трех импульсов — "этизации, лингвизации и политизации", и каждый из них в книге В. Лехциера получает детальный комментарий… Книга В. Лехциера — новое теоретическое высказывание о поэзии, и этим она исключительна. В ряду последних книг о новейшей русской лирике ей принадлежит одно из самых заметных мест…"
Александр Житенев. "Интерпретация поэтической фактичности"
nlobooks.ru
"Написанные в разные годы и по разным поводам, статьи Лехциера опираются на достаточно широкий контекст рефлексии над природой эстетического вообще и поэтического в частности. Помимо социологической поэтики и, шире, академической социологии, важной для Лехциера является феноменологическая традиция философствования… одну из программных статей с красноречивым названием "Поэзия как феноменология" он начинает с сильного тезиса о том, что "поэтический опыт близок опыту феноменолога, а современная поэзия родственна феноменологии по своим задачам"… Лехциер обнаруживает феноменологические операции не только у поэтов, имеющих славу "сложных" и "темных", но и у тех авторов, кто обращается к анализу повседневного опыта в самом привычном его понимании… Так, например, статья о поэзии и феноменологии заканчивается образцовым анализом поэтических травелогов Александра Бараша, который отказывается от оптики туриста в пользу "опыта современного путешественника…"... С повседневным опытом человека работает и документальная поэзия (docupoetry) — одно из самых интересных явлений в актуальной российской литературе последних лет, получившее в статье Лехциера "Экспонирование и исследование, или Что происходит в новейшей документальной поэзии..." оригинальное теоретическое выражение".
Денис Ларионов. "Необходимая работа"
nlobooks.ru
"…В книге неоднократно звучит имя Эзры Паунда в связи с важными для В. Лехциера проблемами включения документальных материалов в поэтический текст, выявления эпистемологического и эстетического статуса документальной и социальной поэзии. Паунд выступает в роли агента нового поэтического высказывания, совмещающего тенденцию к политизации поэзии
с языковым экспериментом. …Пользуясь терминологией Паунда, можно сказать, что основным объектом книги становится "жесткая", актуальная, действенная поэзия, восходящая к перформативному повороту, которая не только анализируется в лицах (это и отдельное эссе, посвященное американскому поэту Марку Новаку, и анализ творчества современных русскоязычных поэтов…); в книге также проводится анализ ключевых составляющих параметров поэзии: дискурсивных, коммуникативных и субъективных. Здесь важно подчеркнуть релевантность аналитической оптики В. Лехциера — взгляд философа на поэзию, который позволяет автору осуществить масштабное междисциплинарное исследование гибридных явлений на границе поэтического и политического дискурсов".
Ольга Соколова. "На границе поэтического высказывания: документ и свидетель" nlobooks.ru
"Виталий Лехциер пишет о включении в письмо чужой речи как об основании социальной поэзии. Такой тип письма производит субъекта поэзии, который теперь действует также и в этическом измерении опыта, иначе говоря эстетическое становится этическим. И именно этот вопрос, на мой взгляд, является нервом всей книги: как поэтический разум может осуществлять этическое действие? Без глубокой феноменологической работы, осуществляемой поэтами, идущими, в отличие от философов, не прямым, а окольным путем, невозможно попасть в ситуацию, где опыт другого становится настолько же значим и приобретает одновременно и эстетический, и этический модус.. Феноменологическая редукция, и это одна из важнейших мыслей в книге, позволяет нащупать особый способ социального действия — не приписывать повседневности те или иные значения, не критиковать ее или отвергать, а рефлексировать, различать и проводить последовательный анализ, выявляя основания нашего опыта. И тогда социальное событие предстает не в своей готовой объектной форме, но как то, что обладает силой проявления реальности, ее оснований, а значит — и возможности социального действия… В эпоху, когда нет своей и чужой речи, а есть информация и память, а на место личностной автономии заступают новые порядки связи людей, работа поэзии заключается в том, чтобы распознать в реальности то, что позволит распутать узлы опыта, увидеть и сказать так, чтобы действие познания отозвалось в реальности изменением. Это и есть этический жест поэзии".
Евгения Суслова. "Поэтический разум и социальное действие"
nlobooks.ru