25 января отмечают Татьянин день — праздник всех российских студентов. Специально к этой дате "Самарская газета" нашла тех, кто достиг высот по своей вузовской специальности. Они рассказали о том, как пришли в профессию и добились успеха, а также чем запомнились годы, проведенные в университете.
Дарья Муромова
Выпускница кафедры теории и истории журналистики Самарского национального исследовательского университета, заканчивает продюсерский факультет ВГИК им. С.А. Герасимова. Сейчас занимает должность креативного продюсера Центрального дома кинематографистов Союза кинематографистов России.
До конца девятого класса я планировала стать врачом, продолжать семейную династию. Это стремление не было моим истинным желанием. Тогда учеба в школе не дала возможности понять, что мне интересно, но внутри чувствовала — хочу работать в творческой сфере. В начале десятого класса все-таки решила, что лучше попробовать себя в той области, которая мне нравится, чем всю жизнь заниматься нелюбимым делом.
Я ушла с химико-биологического профиля в гуманитарный и пошла в госуниверситет на День открытых дверей. Там увидела табличку направления "Журналистика и телевидение". Оно показалось самым творческим, поэтому я записалась в Школу юного тележурналиста. В 11 классе стала ходить на подготовительные курсы при университете, где познакомилась с завкафедрой Натальей Аркадьевной Захарченко. Она сильно повлияла на мое профессиональное становление. В итоге я успешно поступила в вуз. Каждый день мне приходилось преодолевать стеснение и страхи. Моя история не про внезапно прорвавшийся талант, а про огромный труд и работу над собой, благодаря чему я стала журналистом.
Студенческие годы в госуниверситете были самыми прекрасными. С одной стороны, они были беззаботными, а с другой, невероятно продуктивными. Учеба давалась легко, и я получила красный диплом. Все четыре года не прошли в зубрежке и сидении в библиотеках, потому что на моем направлении развита творческая деятельность. Я с теплотой вспоминаю студенческие выезды, посвящение в первокурсники, студвесны.
С первого курса я очень много работала — на телеканале "Скат", в журнале "Глянец", ведущим журналистом в различных интернет-порталах. Благодаря университету я профессионально связалась с Общероссийским народным фронтом, побывала на Тавриде, на Всемирном фестивале молодежи и студентов и много где еще. У меня сложились очень близкие отношения с преподавателями кафедры. Это была моя вторая семья. Мы ездили к ним домой, собирались у меня на даче в неформальной обстановке. Были взлеты и падения, ссоры, несколько раз хотела уйти из университета, но все равно оставалась. Сейчас понимаю, что это было правильное решение. Обучение в нашем вузе дало мне возможность сконцентрироваться и на учебе, и на работе, и на саморазвитии.
Сейчас я работаю креативным продюсером Союза кинематографистов России по своему второму образованию. Журналистом я проработала около семи лет, в том числе в Москве, куда я переехала. В столице моим первым местом работы был телеканал "Звезда". Во многом мои профессиональные и личные успехи — результат знаний, навыков и опыта, полученных в Самарском университете. ВГИК только отшлифовал заложенные во мне основы. Я убеждена, что изначально у всех равные возможности и каждый берет от образования столько, сколько хочет взять. Когда приезжаю в Самару, кафедра постоянно зовет меня встретиться со студентами. Я всегда с удовольствием прихожу и вижу, что сейчас университет дает еще больше возможностей студентам. Это очень здорово.
Креативный продюсер, композитор и инженер в Сколково: чего добились выпускники самарских вузов
Сергей Матвеев
Выпускник института двигателей и энергетических установок Самарского национального исследовательского университета. Сейчас возглавляет конструкторское бюро "Водород СМ".
Когда еще учился в школе и в аэрокосмическом лицее, часто бывал на работе у своего отца. В то время он являлся доцентом на кафедре теплотехники и тепловых двигателей в СГАУ. Периодически я посещал лабораторию, видел, как проводят экспериментальные исследования. К окончанию лицея не было сомнений, что буду поступать в СГАУ на второй факультет (сейчас институт двигателей и энергетических установок).
В ИДЭУ распределение по профилям проходит после завершения первого курса. Я выбрал специальность "Двигатели внутреннего сгорания". Со второго курса начал заниматься научными работами под руководством кандидата технических наук Михаила Юрьевича Орлова. Как раз в период моего обучения стартовала программа поддержки студентов — повышенные стипендии, которые давались, в том числе за опубликованные статьи. Моя стипендия доходила до 15 тысяч рублей плюс я выигрывал различные премии и работал лаборантом. Суммарно доход от ведения научной деятельности достигал 25-30 тысяч рублей, что тогда было неплохо. Работа не отвлекала от учебы, а наоборот, помогала в освоении предметов. После получения диплома бакалавра идти работать на завод или в частный бизнес мне казалось неперспективным, поэтому решил продолжать учебу в магистратуре и в аспирантуре.
Во время обучения в аспирантуре я начал работать в НОЦ Газодинамических исследований. Участвовал в интересных проектах, выигрывал премии и стипендии, повышал свои профессиональные качества. Во время обучения была возможность ездить на российские и международные конференции с докладами. Побывал во многих странах — в Китае, Южной Корее, Германии, Франции, Португалии, Ирландии и других. Мне удалось дважды пройти стажировку у профессора Lund University Александра Коннова в Швеции. Прошло уже больше пяти лет, но мы до сих пор сотрудничаем и публикуем совместные статьи в высокорейтинговых журналах.
После защиты кандидатской диссертации я решил продолжить работать в вузе. Начал выигрывать гранты РФФИ и РНФ, выполнять коммерческие договоры с ведущими предприятиями в области двигателестроения в качестве ответственного исполнителя, а иногда и научного руководителя. В результате в прошлом году основал на базе университета конструкторское бюро "Водород СМ". В нем я и мой коллектив из научных сотрудников, аспирантов и студентов выполняем интересные и перспективные проекты как для предприятий, так и в рамках грантов фондов. Мы исследуем возможности применения водорода в качестве топлива для различных двигателей и решения проблемы по снижению углеродного следа.
Мария Шканакина
Выпускница специальности "Электроника и наноэлектроника" Самарского национального исследовательского университета. Сейчас работает инженером в инновационном центре Сколково — Российском квантовом центре, ООО “Новые Спинтронные Технологии”.
История выбора моей профессии началась с сына маминой подруги, который захотел в девятом классе пройти курсы в аэрокосмическом лицее на базе СГАУ. По этой причине у нас с мамой завязался разговор о том, кем бы я хотела стать. Начали с простого — с обсуждения предметов, которые мне нравятся. Одним из любимых была математика. Выбор направлений, сочетающихся с этой наукой, был невелик, поэтому остановились на физике.
Поэтому я тоже решила пойти на физико-математические курсы в лицей. Там преподавали педагоги из СГАУ, а уровень погружения в предмет был в разы выше, чем в школе. Воодушевившись атмосферой аэрокоса, я захотела стать инженером и задумалась над выбором конкретного направления. Вопрос встал очень остро, поскольку хотелось работать по специальности и не на режимном предприятии. Сразу после получения результатов ЕГЭ я пошла в приемную комиссию и в брошюре заметила интересное название — "Электроника и наноэлектроника". Меня зацепила приставка "нано", что подразумевает критически малый размер элементов микросхем. На такие маленькие размеры элементов влияют квантовые эффекты, которыми как раз я увлекалась в то время. Не раздумывая более, я сделала свой выбор в пользу данной специальности.
Студенческие годы я провела очень весело, так как в стенах СГАУ были знакомые лица — выпускники лицея. Стала активисткой, занималась профсоюзной деятельностью на курсе и была председателем культурно-массового блока на радиотехническом факультете. Такая насыщенная студенческая жизнь была до третьего курса. В дальнейшем поняла, что пора сменить приоритеты и пошла работать, а на третьем курсе уже начала писать диплом. Само обучение в вузе было далеко не легким. Я благодарна педагогам кафедры Владимиру Сергеевичу Павельеву и Виталию Владимировичу Сёмину, чьи лекции воодушевляли меня на дальнейшее развитие.
В последний год учебы я так и не нашла подходящего места работы по специальности в Самаре. Расстроилась, но не отчаялась и попросила работников кафедры помочь. К сожалению, даже рекомендательные письма не повлияли на работодателей — всем нужны специалисты с опытом.
Тогда я решила, что буду поступать в магистратуру в Санкт-Петербург. В то же время случайно появилась возможность поступления в МИЭТ (Московский институт электронной техники), где сразу гарантировали трудоустройство. По великой радости я выиграла конкурс творческих работ в МИЭТе с помощью своего диплома по квантовой механике. Стала учиться на специальности "Проектирование приборов и систем", одновременно с тем устроилась работать в отдел проектирования фотошаблонов в лабораторию RET-решений. Мне все очень нравилось, но спустя время поняла, что все-таки хочу заниматься квантовой физикой.
Я устроилась в инновационный центр Сколково в Российский квантовый центр. Наш отдел занимается спинтроникой и разрабатывает принципиально новые элементы наноэлектроники, основанные на квантовых эффектах, в частности, на эффекте переноса спина. Самым важным фактором принятия моей кандидатуры было знание квантовой физики, которой я усердно занималась в Самарском университете. Таким образом, обучение в вузе сыграло важную роль в становлении моей профессиональной деятельности.
Виолетта Трегуб
Выпускница специальности "Менеджмент организации" Самарского национального исследовательского университета. Сейчас является директором по развитию и управлению талантами Ростелеком ИТ в Москве.
В 2007 году почти все мечтали стать экономистами или юристами, и я в том числе. Моя мама была сотрудником банка, поэтому я захотела пойти по ее стопам. Выбрала поступать на седьмой факультет в СГАУ (сейчас институт экономики и управления). Моя подруга была на два года старше и училась там. Она хвалила педагогический состав и то, что помимо классического образования, связанного с экономикой и финансами, в вузе давали еще углубленно математику и информатику. Это меня и привлекло.
В университете больше всего мне запомнились сильные преподаватели, которые заставляли учиться. Мы постоянно выступали у доски, готовили доклады, вдумчиво работали на практических занятиях. Это было всегда интересно для меня. В то же время педагоги относились к нам по-дружески, многие были еще молодыми. Смотря на них, мы тоже хотели пойти преподавать после окончания вуза. Это казалось очень классным. Я даже хотела поступать в аспирантуру, но на тот момент пришлось пойти работать.
Еще я училась с отличными ребятами. Наш поток всегда весело проводил время — ходили на студвесны и соревнования по танцам, занимались спортом. Это была интересная студенческая жизнь.
Основное, что мне дал университет, — навыки поведения в обществе и не оторванные от реальности знания, которые можно применить на практике. Преподаватели помогали нам выстраивать партнерские отношения, учили договариваться и находить выходы из сложных ситуаций.
Всю свою карьеру я работаю управленцем. Месяц назад перешла в сферу, связанную с управлением талантами, а до этого руководила крупным департаментом в Ростелеком ИТ. В этом мне помогли в том числе знания в сферах психологии, мотивации, инновационного менеджмента, управления риском и производством — то, чему учили в вузе.
Источник: sgpress.ru