В этом году диплом Самарского университета им. Королёва должны получить 3545 студентов. Средний возраст будущих выпускников не превышает 25 лет. Но среди них заметно выделяются четыре представителя "серебряного возраста". Большинство из них перешагнуло порог 60-ти летия и это энергичные, успешные и целеустремленные люди, которым второе высшее образование позволит ярко реализовать себя, обновиться и прожить новый этап. Решение получить образование в осознанном возрасте окружение всех четверых встретило с удивлением, которое довольно быстро сменились гордостью.
"Я очень хочу помогать людям адаптироваться в социуме"
Ольге Бессоновой 62 года, ее энергии и интереса к жизни хватит на десятерых. В феврале Ольга на "отлично" защитила диплом педагога-психолога инклюзивного образования. И теперь может квалифицированно помогать детям с ограниченными возможностями здоровья.
Для того, чтобы получить эту специальность, Ольга Бессонова поступила в Самарский университет им. Королёва в 2018 году, на тот момент ей исполнилось 59 лет, и по ее словам, многие ее друзья тогда не поняли этого порыва.
"В ответ я только улыбалась. Я 40 лет проработала музыкальным руководителем в детском саду и дело свое очень любила: мы с детьми много пели, ставили мюзиклы по мотивам сказок. Но несколько лет назад у меня нашли онкологию, в 2017 году я оформила инвалидность и поняла, что долго проработать в детском саду не смогу. Мне сделали операцию, которая затронула голосовые связки, и хотя я сделала все, чтобы их снова разработать, ведь я же пою, мне пришлось отказаться от данной профессии ", - рассказывает Ольга.
Успешно сдав все необходимые экзамены - русский язык, математику, биологию, она поступила в университет - впереди было 3,5 года обучения. Студентка быстро нашла общий язык с сокурсниками, которым в среднем было от 18 до 45 лет, и с преподавателями.
"Я люблю учиться и все предметы, особенно педагогика и психология, давались мне легко. Другое дело - сессии, поначалу было трудно", - добавляет Ольга
Помимо учебы Ольга успевала участвовать в конференциях разного уровня, писала методические разработки, публиковала их в научных сборниках. Приняла участие в III Всероссийском сетевом конкурсе проектов с участием студентов с инвалидностью "Профессиональное завтра", где получила диплом "За лучшее ораторское мастерство".
В конце февраля 2022 года, в день защиты диплома Ольга сильно волновалась, но не из-за предстоящего выступления, с этим проблем никогда не было. Ольга переживала за технические моменты. Процедура защиты проходила в онлайн-режиме, и выпускница беспокоилась, все ли вовремя включится, будет ли ее слышно и видно преподавателям. В результате защита прошла блестяще, Ольга ответила на многочисленные вопросы экзаменационной комиссии и была поставлена в пример другим дипломникам.
Теперь выпускница находится в поиске работы. Тема ее диплома - "Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с синдромом Дауна". Ольга хотела бы работать по специальности - в реабилитационном или в профильном образовательном центре.
"Вы знаете, солнечные дети очень творческие, открытые, позитивные и есть множество специальных занятий и методик, которые помогают проявить их таланты, развить способности, а родителям - справиться с моментами, которые вызывают трудности. Такие детишки в последующем могут работать везде, кроме, пожалуй, производства. А мне, как человеку столкнувшемуся с онкологией, и понимающему как порой бывает трудно реализоваться в обществе людям с различными ограниченными возможностями, очень хочется помочь им адаптироваться в социуме"", - рассказывает она.
Ольга Бессонова даже не могла предположить, что станет инвалидом, но, говорит, что жизнь устроена иначе:
"Я не выношу, когда меня жалеют. Я хочу смотреть как растет мой внук, я получила высшее образование и намерена работать по профессии. Мне нравится моя жизнь и другой я не хочу!"
"Хочется попробовать себя в других нишах"
Карьера Ирины Фроловой насыщенна. В свои 63 года у нее 4 диплома об образовании. По первому высшему образованию Ирина врач-педиатр, 20 лет она работала в Самарской областной клинической больнице им. Середавина, 5 лет преподавала в медицинском институте "Реавиз", а сейчас несколько часов в неделю консультирует маленьких пациентов в частной клинике.
Через 20 лет медицинской практики Ирина поняла, что ей тесно в профессии и хочется попробовать себя в других нишах. Она отучилась в начале 2000-ых на маркетолога, затем - на психолога.
"Я всегда повышала свой уровень квалификации, очень тщательно подходила к изучению новой информации, внедряла ее в свою практику, а весной 2020 года попала на "Балинтовские чтения", где выступали преподаватели с кафедры философии Самарского университета им. Королёва, и уже через три месяца поступила сюда в магистратуру на философию", - рассказывает Ирина.
Отвечая на вопрос, почему она выбрала для себя именно это направление, Ирина Фролова объясняет:
"У зрелых людей есть потребность в осмыслении жизни, поиске ответов на самые главные вопросы бытия, сделать это в рамках получения философского образования кажется мне логичным".
Учится Ирина увлеченно, будучи преподавателем установила контакт с сокурсниками сразу, есть строгие профессора, которые ее очень вдохновляют и подсказывают в каком направлении развиваться. Используя накопленные знания в области медицины и психологии о связи матери и ребенка, Ирина ищет и находит параллели в философии для того, чтобы подготовить диплом на тему "Образ матери в культуре".
"Я пытаюсь понять, как представлено материнство в нашей культуре, как воспринимается женщина в России, я много поездила по миру, неоднократно бывала в Европе, сравниваю положение женщины в других культурах с нашей и пришла к любопытным выводам", - заключила Ирина.
"Когда мои друзья узнают о том, что я учусь – говорят: "Молодец!"
Ирине Кошелевой 61 год, в июне она будет защищать дипломную работу, в которой опишет поворот орбиты космического аппарата на этапе снижения на Землю. Этим расчетам учат в Институте авиационной и ракетно-космической техники Самарского университета им. Королёва на направлении "Системы управления движением и навигация". Для Ирины это второе высшее образование, свой первый диплом она тоже получила здесь - только в конце 20 века.
В 80-ых она училась в Куйбышевском авиационном институте (ныне Самарский университет им. Королёва) на инженера-системотехника на факультете информатики. Сразу по окончании вуза работала старшим инженером на авиационном заводе "Авиакор". Ирина занималась математическим моделированием поверхностей агрегатов воздушного судна, работа по специальности ее вдохновляла. Но в 90-ые годы ключевые отрасли, в том числе, авиационную промышленность, стране сохранить не удалось и любимую работу пришлось оставить. Тем не менее полученные в институте знания Ирине пригодились - в непростые 90-ые чем только не приходилось заниматься, от простого оператора до системного администратора в различных компаниях. А будучи по натуре лидером Ирина работала и на руководящих постах, несколько лет она возглавляла строительную компанию.
Выйдя на пенсию, Ирина Кошелева, как человек пытливый и неравнодушный снова потянулась к "крыльям". Она учится в магистратуре очно, в вечернее время. Ее однокурсникам чуть больше 20-ти и поначалу это вызывало небольшой дискомфорт, но постепенно тяга к новым знаниям перетянула внимание на себя.
"Вы знаете, сравнивать качество образования в нашем университете в 80-ых годах и сейчас - трудно. У меня сейчас совершенно другое мировосприятие и жизненный опыт. Тогда, первые два курса, кроме учебы для меня ничего не существовало, было очень сложно, я себя вообще не помнила. Я боялась преподавателей, страшно было лишний раз поднять руку и неправильно ответить. А сейчас все эти барьеры ушли, я отвечаю, даже если не совсем уверена в правильности ответа. Когда мои друзья узнают о том, что я учусь – сначала шок, не верят, потом говорят: "Молодец!" . Конечно моим сокурсникам полегче, мне было непросто сначала, но я справилась. Когда получается, то горжусь, что решилась на этот шаг", - рассказывает Ирина.
"Философское образование меня изменило - я смотрю на связь событий под другим ракурсом"
Для 53-летнего Сергея Гулина стены Самарского университета им. Королёва стали альма-матер во второй раз. В 1992 году он получил красный диплом, закончив юридический факультет Самарского государственного университета.
Всю жизнь он работал юристом, в том числе в качестве адвоката. И в силу специфики своей работы столкнулся с вопросами, ответы на которые за много лет так и не нашел. Например, почему люди идут на сознательное нарушение закона, когда для этого нет никаких причин - ни материальных, ни моральных, ни психологических? Почему люди поступают неожиданным образом в совершенно разных ситуациях? Сергей счел, что ответы на эти вопросы лежат в философском поле и сдав экзамены, поступил на одноименное направление.
"Поймите, никто этой темой никогда не занимался. Не могу сказать, что нашел ответы на свои вопросы, я по-прежнему в поиске. Но признаюсь, философское образование меня изменило - я смотрю на жизнь, на связь событий под другим ракурсом. Философское образование недооценивают, не всегда считают его нужным для жизни, а зря! Философия это способ постижения мира. И если бы я получил это образование хотя бы лет 15 назад, мне бы оно очень помогло в работе", - говорит Сергей Гулин.
За время учебы на очном отделении Сергей изучил антропологию, медицину, социологию, психологию:
"Единственная для меня трудность это академический французский язык, в остальном мне все далось не скажу, что легко, но учеба очень меня увлекла. Каждый преподаватель здесь - это целостная личность, умеющая так подать информацию, что новые знания меняют тебя навсегда".
Тема выпускной квалификационной работы Сергея Гулина сформулирована нетривиально - "О здравом смысле". Свои выводы экзаменационной комиссии студент изложит уже в июне.