федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Вклад Самарского университета в Великую Победу

Вклад Самарского университета в Великую Победу

Самарский университет

Как связаны между собой Великая Отечественная война и университет и как фронтовик Виктор Лукачёв изменил вуз

сотруднику студенту Полет (газета) бортжурнал Научный полк история университета Лукачёв Виктор 80-летие университета
06.05.2022 2022-05-06

Великая Отечественная война и история создания Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва неразрывны.

Куйбышевский авиационный институт (ныне Самарский университет) был открыт в 1942 году - в сложнейшее для страны военное время. В Куйбышев тогда были эвакуированы около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности. Здесь было организовано производство штурмовика Ил-2 - самого массового самолета Второй мировой войны. Фронту требовались самолеты, заводам - инженеры, поэтому и было принято решение о создании КуАИ. Занятия в институте начались в октябре 1942 года, а в 1944 году состоялся первый выпуск специалистов.

Любовь к авиации привлекла в институт ребят, хлебнувших военного лиха на фронте либо в тылу, который тоже «был фронтом». Они ехали в КуАИ с Сахалина, Дальнего Востока, из Сибири, Средней Азии, Поволжья не просто за инженерным дипломом (его можно было получить значительно ближе к родным местам), а за дипломом авиационного инженера.

Именно в этот период - в 1943 году - в КуАИ поступил его будущий легендарный ректор Виктор Павлович Лукачёв.

Начал он свое обучение в 1938 году еще в Ленинграде в Институте инженеров гражданского воздушного флота, который, по его мнению, давал ему прямую путевку в небо. Одновременно учился в аэроклубе, и успел до начала советско-финской войны налетать 50 часов.

А через год началась Великая Отечественная. И Лукачёв с институтскими друзьями добровольцем прорвался на фронт, хотя учеба в его вузе предоставляла ему законную "бронь". С тремя курсами авиационного института он был направлен механиком самолетов в истребительный авиаполк, кочевавший вместе со своей авиадивизией по полевым аэродромам Ленинградского и Волховского фронтов. Сутками под открытым небом, в дождь, снег и мороз, он и его товарищи готовились к вылетам. А когда те, случалось, сбитые "мессерами", падали, вытаскивали их из лесов и болот. В один из таких "болотных походов" осенью 1942 года, почти сутки пробарахтавшись в ледяной жиже, тогда уже сержант Лукачёв сильно застудил почки. Санитарный эшелон попал под бомбежку. К болезни почек прибавилась тяжелая контузия. На лечение он попал в глубокий тогда тыл — в Куйбышев, на Волгу. Здесь его и комиссовали из армии по состоянию здоровья.

Ставший инвалидом 23-летний кавалер ордена Отечественной войны и медали "За оборону Ленинграда" продолжил прерванную учебу.

В институтской среде фронтовик-доброволец и орденоносец Лукачёв сразу был отмечен особым вниманием и уважением. Человек честолюбивый, сильный, с несомненно врожденными организаторскими способностями, он стал ярким общественным лидером — секретарем комитета комсомола, председателем профкома, наконец, секретарем партбюро института.

Целеустремленный, напористый и пробивной Лукачев возглавил начинавший быстро расти КуАИ в 1956 году - именно в тот момент, когда самолетостроители, повинуясь велению времени, начали "превращаться" в создателей ракетно-космических систем. Но до "прорыва в космос" молодого ректора, ему на момент, когда он возглавил вуз было 36 лет, ждали сложнейшие и труднейшие дела на земных орбитах.

Новому ректору нужно было решить очень много проблем: не хватало учебно-производственных площадей, не было ни одного общежития (при контингенте студентов дневного обучения 1350 человек), мало было преподавателей с учеными степенями и званиями, трудно решались вопросы жилья для профессорско- преподавательского состава, только начиналась научно-исследовательская работа.

Со всей энергией молодого руководителя Виктор Лукачёв берется за их решение. За спиной был коллектив, долго ждавший коренного развития и обновления института, и это придавало ему силы и решимости. Виктор Павлович предложил не ждать комплексного строительства института, а получать необходимые площади хотя бы малыми долями.

В 1957-1958 годы институт получил около 4000 кв. м в корпусе по улице Ульяновская, 18, занятых ранее авиационным техникумом и институтом «Гипроавиапром». В 1959 году было завершено строительство жилого дома по улице Галактионовской, и 20 семей профессорско-преподавательского состава в самый канун 1960 года справили новоселье. В 1960 году было построено общежитие № 1, где поселились около 500 студентов.

В эти же годы учёные и специалисты института принимали участие в разработке и освоении производства первых отечественных межконтинентальных баллистических ракет Р­-7, Р­-7А, Р­9; ракет-­носителей "Восток", "Молния", "Союз" и их модификаций; участвовали в создании ракетно-­космического комплекса для обеспечения пилотируемого полёта на Луну "Н1-­Л3" по проекту Сергея Павловича Королёва, воздушно-­космической системы "Энергия-­Буран"; разрабатывали космические аппараты различного назначения, в том числе для космических средств национального контроля земной поверхности; участвовали в подготовке и осуществлении программ на орбитальном комплексе "МИР", в реализации многих других проектов, в том числе по программам международного сотрудничества.

Герой Социалистического Труда, профессор Виктор Павлович Лукачёв возглавлял институт с 1956 по 1988 годы. В этот период институт стал крупнейшим научно-­образовательным центром, создавшим уникальные научные школы, прежде всего в области конструкции и проектирования авиационных двигателей, самолётов, космических аппаратов. За эти годы институт и его ректор достигли выдающихся успехов: из небольшого института вуз превратился в крупный учебно-научный центр, стал в ряд ведущих технических университетов страны.

Материал опубликован в рамках акции "Научный полк"