Воспоминания ветерана университета о Великой Отечественной войне.
Полк укомплектовали личным, по штату, составом. Дело было за малым - самолетами, в которых, увы, армия испытывала острый недостаток. Но нам повезло! Англичане поставили нам первую партию истребителей “Хаукер Харрикейн”, которые мы “окрестили” просто “Харитон”. Летно-технические характеристики “Харитона” были идентичны нашему И-16, но с большими габаритами. Вооружен “Харитон” был восемью пулеметами “Кольт Браунинг” калибра 7.62 мм.
Естественно, после “МиГ-3” этот самолет не вызвал восхищения и радостей у летного состава. Но война есть война!
Полк перебазировали в Иваново, куда прибыли в контейнерах “Харитоны”. Вся техническая документация была на английском языке, который толком в полку никто не знал. Переводчика нам не дали. Но самолеты были собраны и введены в строй.
Освоение самолетов летчиками близилось к завершению. И вдруг... Приказ: Пригнать самолеты одной эскадрильей в Москву на аэродром 1-го авиазавода. Зачем? Тайна за семью печатями.
Через некоторое время пришел другой приказ: пригнать в Москву следующую эскадрилью, забрав первую.
Встречать москвичей вышел весь состав полка.
После заруливания самолетов на стоянку все ринулись осматривать их и были приятно удивлены: “Харитоны” были перевооружены! Вместо восьми “Кольтов” было установлено в крыльях: две пушки “Швак” 20 мм, два пулемета БК-12,7 мм (по одному в каждом крыле) и по две подкрыльевых балки для реактивных снарядов.
“Xаритон”, по вооружению, стал равен Ил-2, кроме двух балок реактивных снарядов и подвесок для бомб.
Такое вооружение, естественно, изменило отношение летчиков к “Харитону”. Хотя “Харитон” и был тихоход, но обретение такого вооружения, в некоторой степени компенсировало этот недостаток. Даже появилась шутка о том, что если одновременно задействовать все стволы, то “Харитон” даст задний ход! На самом деле это было весьма мощное вооружение, что подтвердили боевые действия. Ни Ю-88, ни Хе-111 и Ме-110 было не устоять от этого вооружения.
Вооруженный до зубов полк в июне 1942 года был посажен в Бутурлиновке - для защиты железнодорожного узла и взаимодействия с наземными войсками.
Для немцев перевооружение “Харитона” было новостью, так как самолет знали как англичанина и не очень боялись его “Кольт Браунингов”.
По-видимому, чтобы раскрыть тайну (наши “Харитоны” в тыл к немцам не летали) уже англо-советского “Харитона”, немцы решились на дуэль.
Однажды на аэродром пожаловала пара Ме-109 и бросила вызов с гарантией джентльменского поведения.
Наша дежурная пара его приняла. Бой длился около 5 минут и завершился ничьей. Фрицы отвалили было домой. Наши: ведущий - на посадку, а ведомый (новичок) потянулся за Ме-109 и пульнул в ведомого реактивным снарядом и весьма удачно!
Так фрицы узнали “новинку”.
Авторами этой реконструкции вооружения были конструкторы КБ МиГа, а практическая проверка эффективности перевооружения успешно была осуществлена личным составом 30 Гвардейского, Барановичского, орденов Красного Знамени и Суворова II степени истребительного авиационного полка.
После “Харитонов” полк пересели на “Аэрокобр” - до победы!
По материалам газеты “Полет”, №5, 2000
На фото: 1944 год, Польша 1-й Белорусский фронт. 30-й гвардейский истребительный полк. 3-я авиационная эскадрилья. Инженерно-технический состав и Технический состав.
Фото из архива автора