В Самарской области с 5 по 7 октября проходит Всероссийский научно-технический форум по двигателестроению и энергетическим установкам имени Н.Д. Кузнецова. Открытие пленарного заседания форума состоялось в среду на площадке Самарского университета им. Королёва.
Авиадвигателестроение относится к одной из самых стратегически важных и сложных отраслей промышленности, которая обеспечивает высокий уровень технологического развития и обороноспособность государства. Именно авиационный двигатель определяет летно-технические характеристики крылатых машин.
Открывая форум, Ольга Михеева, советник губернатора Самарской области, генеральный директор АНО “Институт регионального развития” – управляющей компании НОЦ мирового уровня “Инженерия будущего”, предложила участникам пленарного заседания обсудить как достичь технологического лидерства за счет технологических проектов, проектов по импортоопережению и достижению технологического суверенитета, реализуемых в контуре НОЦ мирового уровня “Инженерия будущего”.
“Рынок двигателестроения является одним из самых инновационных, наукоемких и высокотехнологических секторов, который объединяет различные направления науки и техники. Флагманом отечественного двигателестроения, безусловно, является ПАО “ОДК-Кузнецов”, - подчеркнула Ольга Михеева, передавая слово заместителю генерального директора - управляющему директору «ОДК-Кузнецов» Алексею Соболеву.
“Самарский университет им. Королёва - главная кузница кадров для ПАО “ОДК-Кузнецов” Два года назад вместе с университетом мы начали реализацию беспрецедентного проекта “Крылья Ростеха”. Это специальная программа обучения, ориентированная на новейшие стандарты в области двигателестроения. С первого курса "целевики" трудоустраиваются на “ОДК-Кузнецов”. Сейчас у нас уже работают 54 студента. Таким образом вместе с Самарским университетом им. Королёва мы формируем новое поколение специалистов, максимально адаптированных под задачи, которые решает Госкорпорация Ростех”, - подчеркнул Алексей Соболев. - Сейчас подготовка новых квалифицированных кадров особенно актуальна в свете вызовов, стоящих перед государством - это задачи обеспечения транспортной безопасности, увеличение выпуска гражданской авиации”.
Владимир Богатырев, ректор Самарского университета им. Королёва, в продолжении дискуссии добавил, что вуз работает с “ОДК-Кузнецов” на протяжении десятилетий и рассчитывает на усиление сотрудничества. “У нас есть совместные проекты, которые определяют качество подготовки кадров для инновационной промышленности на годы вперед. Это проект “Передовой инженерной аэрокосмической школы”, победа в котором была бы невозможна без вашей поддержки, как индустриального партнера, и, конечно, без активного участия губернатора Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова, - обратился к Алексею Соболеву ректор. - Это также проект Инжинирингового центра, и программа “Крылья Ростеха”. Мир стремительно меняется, предприятия переходят на “цифру” - все процессы от проектирования до производства, да и всего жизненного цикла в целом идут с использованием цифровых технологий. Другой проект - это поточное массовое производство сложной техники. В сентябре Президент России проводил совещания с представителями ПИШ и особенно отметил актуальность информатизации и налаживания массового производства для обеспечения отечественной авиации собственными двигателями”.
Юрий Шмотин, генеральный конструктор АО “ОДК”, выступая перед участниками форума, отметил, что Самарский университет им. Королёва - один из лучших университетов России, и ОДК всегда его будет поддерживать. Особенное внимание спикер уделил теме обеспечения технологического суверенитета России в области авиационного двигателестроения. “Для нас обеспечение технологического суверенитета означает самостоятельное создание и серийное производство передовых газотурбинных двигателей для авиации, - подчеркнул Юрий Шмотин. - В нашем конструкторском бюро используются лучшее программное обеспечение и технологии для разработки гражданских двигателей. В ближайшие годы ОДК должно внедрить современное отечественное ПО и здесь мы во многом рассчитываем на партнерство с высшими учебными заведениями”.
В завершении дискуссии, Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, остановился на теме создания цифровых двойников и их роли в ускорении производства двигателей. В СПбПУ есть собственная платформа по разработке цифровых двойников, она содержит 288 тыс. проектных решений. “В этой платформе отражены и траектория проектирования, из которой видно - как, кто и когда принимал решения, и виртуальные цифровые испытания, и полигоны, и стенды. Аналога этой цифровой платформы в мире нет, - отметил Алексей Боровков. - Ключевой драйвер развития этой уникальной платформы - разработка и развитие отечественных воздушных морских и наземных газотурбинных двигателей. Наш флагманский проект - разработка цифрового двойника морского газотрубинного двигателя. В рамках него используется эта платформа, кроме того, мы увязали здесь 400 математических моделей разного уровня, где собраны все решения классиков двигателестроения. Это позволяет студентам понять как развивалось проектирование модели двигателя с нуля. Что очень важно, поскольку позволяет управлять системой знаний на самом высоком современном уровне”.
Справочно:
С 5 по 7 октября на двух площадках - в Самарском университете им. Королёва и ПАО “ОДК-Кузнецов” - проходит Всероссийский научно-технический форум по двигателям и энергетическим установкам имени Н.Д. Кузнецова, посвященный 110-летию со дня основания ПАО “ОДК - Кузнецов”. Основная тема форума - вопросы цифровой трансформации двигателестроения. В рамках форума организована открытая площадка для конструктивного взаимодействия ученых, академиков, инженеров и представителей ведущих инновационных промышленных предприятий двигателестроительной отрасли. Синергия ученых и индустрии позволяет формировать новые компетенции: только совместными усилиями ученых и промышленников можно достичь уникальных свойств авиационных и наземных двигателей, которые смогут удовлетворить жестким и постоянно растущим требованиям по экономичности, компактности, габаритно-массовым и экологическим показателям.