Своим видением поделились студенты социально-гуманитарного института, а также доцент кафедры динамики полёта и систем управления Павел Фадеенков.
Они отвечали на два вопроса: «Каким вы видите университет через 50 лет?», «Какие технологии будут созданы за эти полвека и войдут в нашу повседневную жизнь?».
Павел Фадеенков:
– Университет – площадка по отработке новейших технологий во всех сферах жизни. Выпускники создают экспериментальные производства, идеи для которых рождаются и прорабатываются уже на этапе дипломного проектирования. Старшекурсники ставят задачи студентам младших курсов, а те работают со школьниками. Многие технологии применяются самим университетом, что позволяет ему работать максимально эффективно. Университеты города и области активно взаимодействуют, внося в сообщество свои лучшие практики. Студенты приходят в университеты апробировать свои идеи, тем самым активно участвуя в реконструкции страны, воплощают в жизнь образ своей страны будущего.
Луиза Манукян:
– Мне кажется, что университет за эти 50 лет будет только совершенствоваться. Думаю, что спустя столько лет знания отойдут на второй план, а главным будет наличие освоенных навыков. Также, так как сейчас век технологий, то, думаю, обучение будет только в онлайн-формате и студентам будут предоставлены все возможности для того, чтобы получать необходимую информацию в полной мере.
В будущем я вижу в университете больше роботов. Сейчас во многих странах уже есть практика использования роботов, в России тоже такое встречается, но не в полной мере. Так что через 50 лет жду роботов во всех сферах жизни. Не будут исключением и университеты. Роботы будут выполнять большую часть работы. Также неудивительно, что уже будут летающие автобусы и другие виды транспорта.
Илья Попов:
– Мне кажется, что даже через полвека особо ничего не поменяется, ибо технологический прогресс в данный момент сильно замедлился, всё меньше изобретений внедряется именно в повседневную жизнь. Думаю, что техническое оснащение станет приятнее, но каких-то кардинальных изменений не случится.
Почему я так думаю? Слишком долгий процесс тестирования, подгонки под реалии жизни. Как пример – автопилот в такси до сих пор не внедрён. Да и цены на новые изобретения не способствуют их массовому распространению. Однако кто знает, быть может, ещё будет нечто инновационное, что сделает жизнь комфортнее для каждого из нас.
Вероника Пудовкина:
– Я представляю себе, во-первых, людей, которые придут учиться в Самарский университет через 50 лет. Это люди, которые с ранних лет полностью погружены в высокие технологии, усваивают информацию быстрее и эффективнее, совершенно не боятся чего-то нового.
Конечно же, университетские корпуса, преподавательский состав, внутренняя инфраструктура будут соответствовать потребностям студентов. Я будто вижу саму себя, только намного умнее, смелее, приближённее к ответам на популярные в нашу эпоху глобальные вопросы, в более технически оснащённом, обновлённом университете.
Однако Самарский университет никогда не потеряет своих маленьких особенностей, своей уникальности, даже если выглядеть по-другому будут как здания, так и люди. В это я твёрдо верю.
Мне видятся целый корпус для робототехников, огромный центр космических исследований, общеуниверситетская открытая система для совместной работы над открытиями. Мне всегда хотелось, чтобы в будущем студенты технических, гуманитарных и естественно-научных направлений могли работать совместно над большими проектами. Например, археологи находили бы останки древних людей, а химики делали анализ датирования (наверное, уже не радиоуглеродный) с помощью оборудования, которое создали ребята с технических специальностей. Это звучит утопически, но многие изобретения человечества изначально появились из фантазий, изложенных на бумаге.
Андрей Чистяков:
– Будет больше корпусов, от Зелёной крыши и до самой Ново-Садовой, каждый под какой-
нибудь институт отведён. Здания будут этажей по 4-5 примерно. Внутри почти всё будет цифровизировано и автоматизировано, при этом можно будет гораздо проще ориентироваться в университете, и использование новейших технологий будет интуитивно понятным для новичка.
Я думаю, нормальной практикой станет использование голограммы для передачи объёмного изображения, будут развиты технологии дополненной реальности настолько, что их можно будет активно использовать для различных целей. Также появятся принципиально новые источники энергии, которые позволят использовать гораздо меньше ресурсов, выдавая намного больше энергии, и при этом будут достаточно компактны, чтобы их можно было разместить где угодно, в том числе и в университете.
Александр Виноградов:
– Через полвека я вижу наш университет кузницей кадров для строительства прекрасной России будущего.
За это время свершится революция в атомной промышленности, благодаря чему совершится энергетический переход к ультрадешёвой энергии, которая обеспечит новую высокотехнологичную индустриализацию и максимально сократит издержки на логистику и транспорт внутри страны.
Благодаря этому прогрессу углеводороды и уголь из главных источников сжигаемого топлива станут главным источником для углехимии (в том числе для создания новых прогрессивных материалов и удешевления существующих) и удобрений для сельского хозяйства.
Григорий Замыцкий:
– Через 50 лет я вижу университет, который смог достичь небывалых высот в области подготовки специалистов высочайшего класса. Всё это будет возможно благодаря прогрессу технологий. Если говорить про конкретные изменения, которые могут произойти, то я уверен на сто процентов, что будут открыты новые учебные корпуса, не говоря о том, что имеющиеся сейчас площадки будут оборудованы по последнему слову техники.
Я считаю, что ключевым фактором развития выступит всеобъемлющая цифровизация, которая коснётся всех сфер нашей жизни, включая и обучение. Этот процесс активно происходит уже сегодня, при этом он набирает внушительные темпы, поэтому я уверен, что через 50 лет данный фактор выйдет вперёд. К этому можно отнести, к примеру, полный отход от работы с бумагой во время учебных занятий и переход на использование мультимедийных устройств, также можно представить использование тех самых устройств на каждом занятии в качестве презентации своего ответа.
Собирал мнения Григорий Замыцкий