О концепте предпринимательского университета будущего рассказывает директор Стартап-центра Елена Морозова.
– Прежде всего, очень важно сформировать в наших молодых учёных предпринимательское мышление. Мы сейчас говорим о том, что необходима подготовка инженеров, в том числе новой формации. Эта новая формация подразумевает расширение спектра мышления и умение работать в проектных командах. Поэтому через 30, 40, 50 лет мы, безусловно, будем по-прежнему выпускать высококлассных специалистов, но они смогут ещё и стать предпринимателями на своём рабочем месте. Выпускники будущего смогут открыть собственное дело, так как будут знать, как это сделать, будут владеть инструментарием, у них будет команда, с которой они прошли путь создания стартапов ещё в университете. Они смогут начать свои или развивать проекты в компаниях, в том числе у наших индустриальных партнёров.
Безусловно, предпринимательский университет будущего – это университет с определённой инфраструктурой. Это смарт-кампусы, где студенты смогут проводить большую часть времени, где им комфортно, где в свободной обстановке они могут взять какую-то задачу, выполнить её самостоятельно либо с командой. А значит, нужны будут модульные классы, в которых пространство легко перестраивается, объединяется или зонируется под конкретные задачи.
В предпринимательском университете должны рождаться инновации, выходить за пределы университета и успешно продаваться. И мы можем это сделать совместными усилиями не только студентов, но и сотрудников университета. Поэтому здесь важно сказать о том, что предпринимательским мышлением должны обладать и сотрудники.
– Что вы имеете в виду?
– Важно быть предпринимателем на своём рабочем месте, создавать новые проекты, развиваться в своём направлении, пытаться коммерциализировать то, что разработал, и понимать, что необходимо конечному потребителю, что технология, инновация должны “лечить чью-то боль” и решать проблему.
Мы творим науку, чтобы она была полезной и применимой. Эта перестройка длится не 5, не 10 лет, а вот как раз на горизонте 25-50 лет. И это вполне возможно сделать, так как до 2030 года уже есть программа “Платформа университетского технологического предпринимательства”. Есть показатели, которых должны достичь университеты страны. Сейчас много разговоров ходит о технологическом суверенитете, государство готово поддерживать инициативы.
– Есть мнение, что бизнес-инкубаторы должны пестовать предпринимателей, помогать им, формировать ряд сервисных служб. Как вы считаете, это правильно? Или человек должен сам во всём разбираться?
– Считаю, что предприниматель – это человек-оркестр. Но главная черта характера – быть пробивным. В этом случае он сможет найти все те сервисы и ресурсы, что ему необходимы. И значит, сервисную часть тоже надо развивать.
В сентябре в университетах страны были созданы 20 стартап-студий в рамках программы “Платформа университетского технологического предпринимательства”. На развитие этой инфраструктуры и сервисных служб будут направлены 1,5 млрд рублей.
То есть повезло студентам, которые сейчас учатся на младших курсах и в этом году зашли на акселерационную программу Стартап-центра “Космос для жизни”: к тому моменту, когда они будут готовы к созданию собственного дела, в университете может появиться ещё одна предпринимательская структура – стартап-студия.
– В технологических стартапах очень важно создать прототип. Это можно сделать в лабораториях университета. Но как организовать это взаимодействие с лабораториями?
– Мы уже сейчас движемся к созданию фаб-лабов – пространств с необходимым оборудованием для коллективной работы студентов. Предтеча такого пространства – лаборатории студенческих клубов, например RoboTIC. Чтобы сделать такие фаблабы массовыми и доступными, нужны изменения в кампусной инфраструктуре. И мы над этим работаем. В будущем, когда студент захочет создать прототип своего продукта, у него будет доступ к оборудованию, материалам, а также знаниям квалифицированных инструкторов.
Хотя такая возможность у студента есть уже и сейчас. В этом году мы провели внутренний грантовый конкурс. Девятого сентября у нас определились первые четыре победителя. Благодаря финансовой поддержке университета студенты пропишут ТЗ на прототипы или элементы, которые будут изготавливаться на базе лабораторий университета. Получается внутренний трансфер университета: университет финансирует работы в лабораториях, но MVP выполняет команда студентов. Если первый шаг будет успешным, то конкурс грантов продолжит своё существование. Разработчикам стартапов станет проще зайти в лаборатории, а лабораториям такое сотрудничество будет выгодно.
– Наиболее яркие проекты рождаются в междисциплинарных командах. Как университет будущего будет создавать такие команды?
– И снова мы уже это делаем! В будущем, надеемся, это явление будет масштабировано. Как всё организовано сейчас? В этом году были заявлены индивидуальные образовательные траектории и максимальный набор – 240 человек пришло на ИОТ “Стартап в профессиональной деятельности”. Из 240 студентов различных направлений начали формироваться первые команды. Думаем, что масштабирование получится за счёт междисциплинарных магистратур.
– Пока мы говорим, у меня создаётся образ университета-наседки, из-под крыла которой выглядывают стартапы-цыплятки…
– Нам важно, чтобы эти цыплята не забывали про университет. У нас есть эндаумент-фонд. Думаю, предпринимательский успех может быть монетизирован именно в этом фонде. И об этом мы начинаем говорить со второго курса. И это смена мышления внутри коллектива. Важно верить и вдохновлять студентов, показывать им успешный опыт – а он у нас есть, как показали прошедшие защиты ВКР в форме стартапа.
Сарафанное радио начинает работать, и на наши программы приходят студенты. Всех, кто ещё не с нами, приглашаю!
Беседовала Елена Памурзина