Редакция газеты «Полёт» пригласила директоров институтов порассуждать о том, каким им видится развитие технологий. Мнения сложились в формат заочного круглого стола, который открывает директор социально-гуманитарного института Александр Нестеров, как специалист в области философии техники.
Надеюсь, что научный метод не уступит обыденно-мистическому
– Философ Фридрих Дессауэр сформулировал список фундаментальных открытий Нового времени, радикально изменивших наши представления о порядке мироздания, о космосе. Он выделил два момента: индуктивный, или научный, метод и дифференциальное исчисление Ньютона – Лейбница, то есть способность математически схватывать время. Я добавил бы ещё два момента: таблицу Менделеева – как ответ на вопрос о внутренней форме материи, и четвёртое открытие – кибернетику, которая позволяет посредством математических языков создавать миры. То есть мы знаем, как спрашивать природу, мы знаем, как исчислять самые сложные ответы природы (мы можем выражать их математически), мы знаем, как устроена материя, мы можем с помощью языка алгоритмов создавать новые миры. Я надеюсь, что научный метод не уступит обыденно-мистическому отношению к миру. Будем исходить из того, что рациональные методы, способность к экспериментальному познанию никуда не уйдут, а будут только расширяться.
Прогноз № 1: математика и НБИКС-конвергенция
Думаю, нам следует рассчитывать на прогресс математики как чистой формы знания, как чистого языка. И состояние исследований в сфере математики в Самарском университете даёт надежду на то, что усложнение этого языка будет только нарастать. От химиков, физиков, синтетических биологов мы ждём того, что в Курчатовском институте называли НБИКС-конвергенцией – конвергенцией нано-, био-, информационных, когнитивных и социальных технологий. Это движение можно назвать следующим шагом в познании материи и управления ею.
Прогноз № 2: что там у квантов?
Уже 120 лет прошло с тех пор, как Планк сформулировал понятие кванта, и мы говорим, что за пределами атомарного уровня реальность носит квантовый характер. Что это за реальность? Что там происходит? Как эти процессы, энергии, скрывающиеся на квантовом уровне, влияют на нашу жизнь? Здесь ждём если не научных открытий, то хотя бы популяризации того, что уже открыто, чтобы можно было учитывать эту квантовую реальность в решении практических задач.
Прогноз № 3: метаматериалы
Прогресс, связанный с открытием Дмитрия Ивановича Менделеева, влечёт то, чем наш университет занимается многие годы, – создание новых материалов с заданными свойствами, разработка летательных аппаратов с новыми аэродинамическими характеристиками – всё это так или иначе упирается в материаловедение и химию – способность комбинировать свойства материи под те или иные задачи.
Тренды, предсказанные киберпанком
Кибернетика будет прогрессировать сама собой, и здесь цель всех наших технических структур – отслеживать тренды и оставаться на гребне волны.
Мультивёрс – словечко, которое придумал поэт киберпанка Нил Стивенсон в романе “Лавина”. И сейчас мы видим, что современные корпорации всерьёз взялись за реализацию мира, описанного в романах этого жанра. Может, стоит присмотреться и к другим авторам киберпанка? Роджер Желязны предложил идею технического метемпсихоза – машинного переселения душ, что ведёт к технологическому бессмертию. Уильям Гибсон придумал нанофабрики – исполнительский уровень производственного процесса будет полностью автоматизирован, мы получим возможность воплощать изобретения в момент формулировки ТЗ, пропадут из процесса этапы создания чертежей, конструкций, сложной организации производства.
Мне кажется, что в этом направлении какие-то шаги университет может сделать, и они должны быть сделаны: развёртывание мультивёрса при коммуникациях уровня 5G и выше, которые обеспечивают потоковое присутствие человека в сети, появление в сети новых форм жизни, связанных с переносом бытовых процедур в виртуальную реальность, – под всё это нужны технологические платформы, софт. Считаю, что наши сотрудники могут создавать и нужное железо, и разрабатывать необходимые программы. Директор Института искусственного интеллекта Артём Никоноров к этому стремится. Нанофабрики – это в целом перечень задач, решаемых кафедрой Фёдора Васильевича Гречникова. ИАРКТ и ИДЭУ будут совершенствовать технологии производства.