Ирина Матвеева преподает в Самарском университете, учится в аспирантуре по специальности «Оптика» и… развивает бизнес-проекты в сфере медицины. Только этой осенью в составе стартап-команды Ирина выиграла два гранта – в 500 000 и 250 000 рублей. Рассказываем все подробности в большом интервью!
– Ира, мы знаем, что ты успеваешь и учиться, и работать, и даже заниматься стартапами. Расскажи обо всем подробнее!
Ирина Матвеева
– Я учусь на 4 курсе аспирантуры на специальности «Оптика». Это значит, что скоро надо защищать кандидатскую диссертацию. Я уже начала писать текст диссертации, правда, сфера моих научных интересов ближе к другой специальности, связанной именно с медицинским применением.
Параллельно с учебой работаю преподавателем, веду лабораторные работы на кафедре лазерных и биотехнических систем. И ещё тружусь младшим научным сотрудником в научно-исследовательская лаборатория «Фотоника».
Я занимаюсь анализом данных. Любой медицинский прибор регистрирует какие-то данные – электрические сигналы, оптические, разные спектры, изображения… Моя задача – преобразовать эти сырые данные таким образом, чтобы избавить их от шума и помех, привести их в удобный для дальнейшего использования вид, найти какие-то интересные закономерности в этих данных, которые помогли бы врачам в постановке диагнозов. В процессе я пользуюсь разными математическими методами, статистикой, методами машинного обучения.
– Ты уже давно занимаешься наукой. А когда в твоей жизни появились стартапы?
– Интерес к науке и исследованиям во мне был с самого детства, а вот r стартапам, бизнесу и всему такому я была холодна какое-то время. Все поменялось после бакалавриата.
Я устроилась на работу в областной Минздрав – в управление, которое занимается медицинской техникой. Там я видела кучи заявок от разных фирм с предложением закупить в самарские больницы их медицинское оборудование и приборы. Тогда я начала задумываться, какой путь проделывает медицинское устройство от идеи до готового продукта, который можно просто взять и купить. Недостаточно просто придумать и собрать у себя дома крутой инновационный медицинский прибор. Нужно еще убедить всех, что он действительно нужен, и заставить покупать его за цену, которая покрыла бы все расходы и труд работников. Последняя задача порой может быть даже сложнее, чем сама разработка.
Если подумать, даже такая крутая компания как Tesla начала свою работу в 2004 году, а вышла в прибыль только в 2019. Мне стало безумно интересно коснуться этой бизнесовой стороны инноваций, поэтому в 2019 году я подала свою первую заявку на грантовый конкурс УМНИК.
– Ты развиваешь целых два стартап-проекта. Что это за разработки?
– Да, сейчас я занимаюсь двумя проектами. Первый проект – мультиспектральный цифровой дерматоскоп. Это такая штуковина, внешне похожая на фен или на бластер. По сути, это фотоаппарат, который делает снимки кожи с хорошим качеством и с разной подсветкой. Разная подсветка позволяет увидеть то, что не видно при обычном свете. Например, при освещении ультрафиолетом некоторые вещества в коже начинают флуоресцировать, то есть слегка светиться. Врачи выяснили, что какие-то из этих веществ накапливаются в коже при развитии опухолей. То есть, увидев высокий уровень флуоресценции, мы можем сделать вывод о начале заболевания.
Если сейчас загуглить «дерматоскоп», то вы найдете много разных моделей этого прибора как зарубежного, так и российского производства. Особенность нашего дерматоскопа в программной начинке. Он не просто фотографирует кожу, но и проводит анализ изображения, строит карту распределения веществ в коже, выделяет область опухоли и даже ставит предварительный диагноз. Для этого в дерматоскоп встроена нейронная сеть. Сейчас она неплохо научилась отличать меланому от других типов опухолей. Мы пытаемся научить ее так же хорошо распознавать другие виды новообразований: базалиому, папиллому, невусы и т.д.
Принцип действия дерматоскопа
Когда у нас это получится и когда мы зарегистрируем наш дематоскоп как медицинский прибор, его можно будет использовать в лечебных учреждениях при обследовании пациентов с подозрением на злокачественные новообразования. Причем, за счет умной программы диагностику может проводить обычный врач-терапевт или дерматолог без опыта работы в сфере онкологии.
– А второй проект?
– Второй проект – система для биохимического анализа кожи. Это более сложный проект, на мой взгляд. Если дерматоскопия – это опробованный метод диагностики, и мы лишь делаем его «умнее», то здесь метод совершенно инновационный для диагностики кожи.
Если светить на кожу лазером, часть изучения рассеется особым образом – это называется рамановским рассеянием. В коже куча разных веществ и химических соединений, их спектры накладываются друг на дружку и образуют один сложный рамановский спектр. Его мы можем зарегистрировать при помощи специального прибора – рамановского спектрографа. Суть проекта – найти способ, как из общего регистрируемого спектра выделить спектры отдельных веществ и оценить их концентрацию.
Схема отражает принцип действия системы для биохимического анализа кожи
Я начала работу над проектом еще в магистратуре и перепробовала несколько разных методов. Сейчас мы, кажется, нашли подходящий.
В будущем такая система позволит проводить биохимический анализ кожи пациента, как сейчас в лаборатории могут сделать биохимический анализ образца крови. Причем, для этого не обязательно брать у пациента образец кожи, анализ можно будет проводить неинвазивно. Пришел пациент, врач измерил спектр, программа все проанализировала и выдала распечатку с концентрациями компонентов кожи. Это может быть полезно как для той же диагностики новообразований, так и для косметологии, например. Возможности коммерциализации тут гораздо больше, но и научно-исследовательская часть достаточно внушительная. Мы уже так много сделали, но все еще в самом начале.
– Вместе с тобой стартапы развивают ещё две команды. Расскажи, пожалуйста, подробнее об этих людях.
– В последние пару месяцев мы работаем нам мультиспектральным цифровым дерматоскопом небольшой командой. Это я, Андрей Комлев – аспирант 1 курса и Виктория Дерюгина – студентка 4 курса направления «Биотехнические системы и технологии». У Андрея большой опыт в разработке электронных устройств, поэтому и в нашем стартапе он занимается преимущественно электронной частью дерматоскопа. Вика за год освоила новый язык программирования и умеет управляться с нейросетями. В нашей команде она отвечает как раз за нейронную сеть.
Я отвечаю за все помаленьку. Стараюсь погрузиться во все процессы, а также все чаще беру на себя руководящую функцию и функцию обеспечения – стараюсь сделать так, чтобы ребятам было комфортно работать. Работаем мы слаженно, каких-либо проблем у нас нет. Каждый решает свою задачу.
Если говорить в целом про проект дерматоскопа или проект биохимического анализатора, то, конечно же, команда наша намного больше, чем три человека: это сотрудники кафедры лазерных и биотехнических систем и НИЛ «Фотоника», а также мой научный руководитель, заведующий кафедрой лазерных и биотехнических систем, д.ф.-м.н., профессор Захаров Валерий Павлович. Есть у нас и сторонние консультанты по вопросам искусственного интеллекта и медицинские специалисты из Клиник СамГМУ и Самарского онкоцентра. Думаю, если всех пересчитать, пальцев на руках точно не хватит.
Сейчас к нам в команду нужен опытный программист, который смог бы писать программное обеспечение для наших приборов со всеми этими красивыми удобными кнопочками, авторизацией пользователей, отправкой данных в облако… Мы сами такого не умеем, для нас это rocket science. Поэтому если кто-то читает это и захотел к нам – пишите мне.
– В этом году тебе удалось привлечь грантовое финансирование: вы выиграли 250 000 рублей в Грантовом конкурсе Самарского университета и еще 500 000 рублей в конкурсе «УМНИК-Фотоника». Расскажи, как заполнить заявку, чтобы получить финансирование? И на что собираетесь потратить деньги?
– Раньше заполнять заявки было достаточно сложно – много всего нового и неизвестного. Какие-то MVP, рынки, риски, финансовые и бизнес-модели… Разобраться во всем помогают акселераторы. Я, например, до сих пор пользуюсь материалами и опытом, полученными в акселераторе конкурса INRADEL, в котором я участвовала в 2020 году. А вообще, все приходит с опытом. Каждая следующая заявка пишется легче и быстрее. Когда ты знаешь вдоль и поперек свой проект, выступить на конкурсе не сложно.
Денежные средства будем тратить на науку. Нам нужно немного обновить электронную начинку дерматоскопа и сделать новый хороший корпус. По биохимическому анализатору тоже есть вопросы, нужно поменять пару составляющих блоков. Возможно, обновим рабочие места. Остальное потратим на зарплату, ведь на самом деле, главное в проекте – это люди, которые его делают.
На ближайшие полгода-год нам вполне хватит выигранных средств. Дальше будем привлекать ещё финансирование. Всего, по предварительным расчетам, чтобы вывести оба прибора на рынок, нам нужно несколько миллионов рублей. Думаю, будем участвовать в других грантах и конкурсах.
– Сейчас у нас проходит акселератор «Космос для жизни». Больше 300 студентов Самарского университета начинают создавать свои стартапы. Что можешь сказать им с высоты своего опыта?
Я абсолютно уверена: если возникает мысль об участии в чем-то и, более того, появляется возможность, нужно обязательно участвовать! Запишитесь, подайте заявку, подумаете потом, в процессе. Даже если не станете бизнесменами или вам разонравится, с вами останется бесценный опыт и полезные знакомства. Круто, что университет дает нам возможности развиваться в науке и заниматься любимым делом!