Каким Вы были студентом?
В первую очередь я был трудолюбивым студентом. Это качество сформировал мой отец, который привил мне любовь и развил интерес к авиации и космонавтике. Он был одним из студентов первого набора нашего института в 1942 году и, также как и я, всю жизнь провёл в университете. Каким я был студентом? Любознательным, трудолюбивым, учился на отлично и был Ленинским стипендиатом.
Когда у Вас появилась идея создания межвузовской кафедры космических исследований?
Вы знаете, межвузовская кафедра космических исследований – это уникальная кафедра. Это единственная кафедра в нашем университете, которая в своём названии имеет слово «исследования» – это о многом говорит. И такое название кафедры соответствует статусу национального исследовательского университета имени С.П. Королёва. На рубеже создания кафедры в 2010 году в ведущих университетах мира сформировался тренд развития космического образования в области космических наук и технологий, который предполагает вовлечение студентов во время их учёбы в университете в создание малоразмерных космических аппаратов – наноспутников. Потому что прежняя схема, когда студент учится в университете в основном теоретическим наукам, а потом, придя на предприятие, фактически с нуля осваивает современные космические технологии и реальную космическую технику, уже признана малоэффективной. Слишком большой поток знаний, и слишком быстро стали обновляться космические технологии (темп обновления в среднем 4 года). В нынешних реалиях нельзя ждать ещё 5-10 лет после окончания университета, чтобы человек дорос до уровня хорошего специалиста. Новая парадигма образования – образование через исследования и участие в проектной работе. За рубежом это называется STEM – Science (наука), Technology (технология), Engineering (инженерия), Mathematics (математика). Вот та основа, на которой выстраивается образование в любом серьёзном университете мира. В 2010 году во время встречи с ректором Виктором Александровичем Сойфером я получил предложение подумать над созданием новой кафедры, связанной с космическими исследованиями, которая будет соответствовать тем новым требованиям, которые выдвинуло время. Виктор Александрович активно поддержал мои предложения и дал зелёный свет. Кафедра формировалась с нуля. Была небольшая комната в третьем корпусе, и я один как заведующий пока несуществующей кафедры. За прошедшие почти 12 лет удалось создать хороший коллектив талантливых молодых учёных, открыть новые научные направления и программы подготовки бакалавров и магистров, создать условия для проведения космических исследований, в которые вовлечены студенты. Кроме того, талантливой молодёжи предоставлена возможность самореализоваться в области космических технологий. А межвузовской кафедра была названа потому, что объединила усилия учёных и преподавателей разных университетов. Тогда ещё Самарский аэрокосмический университет не был объединён с Самарским государственным университетом, где был сильный коллектив учёных, занимавшихся космической тематикой и сотрудничающих с РКЦ «Прогресс». Третьим в этом списке стал Ульяновский государственный университет, находящийся не очень далеко от нас, в котором была хорошая школа космофизиков. Три ректора подписали совместное соглашение о создании на базе нашего университета кафедры с таким необычным названием, хотя в последующем межуниверситетские кафедры приобрели популярность.
Какие высоты были достигнуты за время существования кафедры?
Изначально кафедра создавалась как подразделение, которое будет обучать только магистров и аспирантов с одновременным проведением космических исследований. Поэтому мы одними из первых в университете разработали группу магистерских программ, которые ориентировались на две категории студентов: с ярко выраженной инженерной направленностью (направление «Ракетные комплексы и космонавтика») и студентов, хорошо знающих математику и физику, склонных к исследовательской работе (направление «Прикладная математика и физика»). Позже на базе кафедры впервые в университете были созданы три англоязычные программы в области перспективных космических и навигационных технологий. Также мы можем гордиться тем, что на кафедре реализуется программа двойных PhD дипломов нашего университета и университета Тампере (Финляндия), в рамках которой защитилась гражданка Индии. Вскоре для формирования хорошего контингента на входе в магистратуру было принято решение открыть образовательную программу бакалавриата «Малоразмерные космические аппараты и наноспутники» (с 2022 года её название изменилось на «Наноспутниковые системы и технологии»). На нашу специальность поступает много иностранцев по программам государственного сотрудничества, которые после окончания обучения успешно продвигаются по карьерной лестнице у себя на родине. Следующим шагом было создание материальной базы кафедры. В этом вопросе нам помог губернатор. Мы закупили оборудование и создали центр испытаний и отработки наноспутников. Подобные центры испытаний – это единичные явления не только в России, но и за рубежом. Как испытывать – понятно. Следующий вопрос – как сделать спутник, чтобы его испытать? Вначале мы предполагали, что сможем купить комплектующие, собрать как конструктор «Лего» и написать программное обеспечение, но это оказалось ошибочной теорией. Мы быстро поняли, что нужно делать спутник самостоятельно и досконально понимать работу каждой бортовой системы. Для этого было приобретено дополнительное оборудование, благодаря которому в настоящее время мы имеем возможность изготавливать бортовые системы космической платформы нанокласса. Университетом выделены помещения в научном корпусе, которые коллективом кафедры преобразованы в современные лаборатории. Ещё один повод для гордости коллектива – получение в 2020 году гранта Минобрнауки на создание научной лаборатории «Космические исследования». В результате за небольшое время были выполнены необходимые и достаточные условия для участия студентов и аспирантов в реальных проектах: компетентные кадры, оборудование, финансирование. За 8 лет мы прошли тяжёлый путь, благодаря которому стали конкурентоспособными на рынке.
Какая работа сейчас ведётся на кафедре?
Запуск первого спутника SamSat-218 в 2016 году был неудачным – спутник не вышел на связь после выведения. Это вызвало насторожённость к продвигаемой нами концепции развития кафедры. Мы поняли, что нужно уделять больше внимания наземным испытаниям, и направили свои усилия на совершенствование центра испытаний и опытной отработки наноспутников. Кстати, помимо этого в настоящее время на кафедре созданы центр наноспутниковых технологий, задачей которого является разработка и создание бортовых систем и элементов научной аппаратуры, и центр управления полётом наноспутников.
Вторым проектом кафедры было участие в крупном молодёжном международном проекте, инициатором которого являлось Европейское космическое агентство – проект QB-50, где мы были единственными представителями от России. По ряду независящих от нас причин изготовленный в 2017 году и испытанный нами второй наноспутник SamSat-QB50 не был запущен. После этого в конце прошлого года мы завершили создание третьего по счёту наноспутника, который ориентирован на изучение ионосферы и магнитосферы Земли. В настоящее время мы ждём ответа от ГК Роскосмос о возможности бесплатного запуска созданного нами спутника в 2022 году.
Параллельно мы работаем над двумя новыми проектами: проект с ИКИ РАН по созданию спутника SamSat-МАЯК для изучения нижних слоёв ионосферы, запуск которого планируется на 2023 год, и проект по созданию спутника SamSat-M, обладающий электротермической двигательной установкой для совершения манёвров в космосе, который хотелось бы запустить в 2024 году.
Перспективы проектов, связанных с применением наноспутников, огромные. Есть ли образовательные программы, которые в будущем планируется реализовывать?
Кроме существующих программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры у нас есть ещё три направления развития, в том числе международного сотрудничества в области образования. Первое – международные летние космические школы «Перспективные космические технологии и эксперименты в космосе», которые проводятся с 2003 года. Сейчас конкурс на участие в них со стороны иностранных студентов составляет 10 человек на место. Второе – усиление работы со школьниками, поиск абитуриентов, интересующихся космонавтикой, которых нужно зажечь, заинтересовать интересной учёбой. Программа представляет собой создание старшими школьниками и бакалаврами 1 и 2 года обучения стратосферных спутников класса CanSat, в рамках которой они имеют возможность приобрести начальные навыки создания реальных объектов. Третье – работа над созданием совместных магистерских программ с ведущими университетами Франции, Испании, Сербии, Белоруссии, работа в рамках комитета по мирному использованию космического пространства ООН – проведение различных образовательных семинаров в Шри-Ланке, Мексике, Перу и других развивающихся странах.
О вас отзываются как о человеке, который разбирается в различных сферах. Что Вы посоветуете читателям для расширения кругозора?
Кругозор – это следствие любопытства. А любопытство на пути к кругозору проходит через прочтение множества книг. У меня большая библиотека, которая уже не помещается дома, и часть книг из неё находится здесь, у меня в кабинете. Поэтому мой основной совет – нужно больше читать и с любопытством оглядываться вокруг. И ещё одно качество необходимое для расширения кругозора – это неравнодушие. Будешь равнодушен – не будешь развиваться.
Как известно, человек всю жизнь учится. Чему Вы научились за последние 5 лет?
Более глубокому пониманию космоса и необходимости его изучения для обеспечения качественной жизни на Земле. Часто можно слышать «космос – дыра, сколько в него денег ни кинь, все сгорит». Однако нужно отдавать себе отчёт, что только через космос можно решить все проблемы, которые возникают и в будущем возникнут на Земл
Если бы Вы вели соцсети, то о чем бы Вы рассказывали своим подписчикам?
Как вы, наверное, догадываетесь, у меня нет времени на соцсети, и жалею тех людей, которые проводят там большую часть своей жизни. Я бы посоветовал меньше пребывать в соцсетях и больше общаться вживую, наблюдать окружающий мир. Найдите себе место и интерес к собственной реализации в реальном мире. Нужно быть в первую очередь созидателем, а уже во вторую очередь потребителем.
Заниматься тем, что приносит удовольствие или заниматься тем, что приносит доход?
Главная задача любого человека – это самореализация в жизни. Она, безусловно, предполагает поиск того, что интересно. Каждый человек рождается с большими возможностями, и очень грустно видеть, когда человек не сумел реализовать свой потенциал. Хотелось бы пожелать каждому иметь интересную работу, которая давала бы моральное удовлетворение, но, конечно, и доход. Но для этого нужно стараться и добросовестно учиться.
БЛИЦ
Опишите свою деятельность тремя словами
Труд, труд и ещё раз труд с удовольствием.
Прийти на 2 часа раньше или опоздать на 5 минут?
В зависимости от значимости встречи. Я 5 минут опоздания всем прощаю.
Почитать книгу или посмотреть фильм?
Почитать книгу.
Какой вы руководитель?
Доверяющий коллегам.
Что для вас лучше: много нерадивых студентов или мало, но способных?
Комбинация – много студентов способных и увлечённых.
Книга про космос
«С.П. Королёв. Факты и мифы», которую написал Ярослав Голованов.
Фильм про космос
«Время первых».
Автор статьи: Святослав Медведев
Фото: Дарья Шишватова