- Экскурсии в музеи и на факультеты университета, – это не только профориентация, но и продолжение языковой подготовки наших подопечных, – говорит преподаватель Центра довузовской подготовки Ольга Журавлева. – На экскурсиях ребята впервые услышат не адаптированную под их знания русского языка речь преподавателя, а аутентичный монолог экскурсовода, тематически связанный с их будущей специальностью.
Первая экскурсия – в музей авиации и космонавтики. Ребята, приступившие к занятиям в октябре, уже понимают значительную часть информации, которую рассказывает экскурсовод, и даже задают вопросы. Затем начинают самостоятельно осматривать экспонаты.
Мадагаскарский студент Натанаэл Ранутрунаризану, надев шлем летчика, занимает место в катапультируемом кресле. Хади Диб из Сирии и Ассем Алнвайхи из Иордании с интересом осматривают модель двигателя НК 12 с соосными винтами. Будущий аспирант Института информатики и кибернетики Юлиус Вадзанаи Зондаи из Зимбабве изучает информацию, представленную на стендах. А Бенджамин Мбулунгу Мукуна из Демократической Республики Конго после осмотра экспозиции признался, что очень хочет стать летчиком, и стал интересоваться, где в России можно научиться летать.
Будущие магистранты из Китая ведут видеосъемку экскурсии. Видеофильм они в тот же день снабдили китайскими субтитрами выложили в соцсетях своей страны.
- Видео, сделанное китайскими студентами, мы потом посмотрели на занятии, - рассказывает преподаватель Центра довузовской подготовки Наталья Дормидонтова. – Моя группа собралась и приступила к учебе только в начале декабря, поэтому беглую неадаптированную речь экскурсовода ребятам пока понять было трудно. На уроке мы постарались «перевести» экскурсию «с русского на русский», чтобы ребята поняли и усвоили основную информацию.
Спустя неделю будущие студенты инженерных факультетов отправились на экскурсию в музей двигателей. Хорхе Эррера из Боливии и Анвар Пирнапесов из Туркменистана были удивлены размерами нового экспоната музея – двигателя-гиганта НК-93. Шарлиз Ишатсе и Эстер Иракозе из Бурунди особенно поразились тому, что такой большой механизм может быть экономичным. Петер Сайед из Египта и Гао Пэнлинь из Китая заинтересовались личностью конструктора Николая Кузнецова.
Сотрудник музея включает один из двигателей – и слушатели из Китая Цзи Синьюй и Ин Жотянь приступают к видеосъемке, а потом задают вопросы о двигателе для самолета, способного развивать сверхзвуковую скорость.
– В этом году у нас образовалась довольно большая учебная группа, в которую мы включили слушателей, планирующих поступать на направления подготовки, связанные с химией и биологией, а также на различные специальности в Самарский медуниверситет, - рассказывает директор Центра довузовской подготовки доктор филологических наук Евгений Стефанский. – Для этих ребят мы организовали экскурсию на биологический и химический факультеты нашего университета.
Экскурсию для студентов, ориентированных на химию и биологию провели первые лица факультетов. И.о. исполнительного директора биологического факультета кандидат биологических наук Ирина Романова рассказала о кафедрах факультета и об основных направлениях студенческой науки, которой на факультете всегда уделялось большое внимание. Студентам показали кабинеты и лаборатории, рассказали о том, где студенты проходят практику и где смогут работать после окончания университета. Талбонзода Сунатулло Файзулло из Таджикистана был поражен широким спектром возможностей для трудоустройства выпускников биофака. Шаиру Абдуллаеву из Туркменистана заинтересовали препарированные части тела человека и животных в одной из биологических лабораторий, а Азаду Оразметову – рассказ о насыщенной студенческой жизни на биофаке.
Об образовательных программах химфака ребята узнали от его декана доктора химических наук Дениса Пушкина. Декан показал им одну из химических установок, которую используют в научных экспериментах. И здесь слово взял будущий аспирант химфака Алхалил Абдалла Мохамед Ишаг из Судана. Он рассказал, что у себя в стране уже проводил эксперименты на подобных установках, а затем продолжил общение со своим будущим научным руководителем, которым согласился стать декан факультета.
– На занятиях по научному стилю речи я попросила ребят коротко описать свои впечатления об экскурсии, – рассказывает преподаватель Центра довузовской подготовки Александра Ильина. – Экскурсия, несомненно, оказала влияние на планы ребята, потому что некоторые из них, ранее однозначно ориентированные на поступление в Самарский медуниверситет, начали задумываться об обучении на биологическом и химическом факультетах.