Целью рабочего визита стало знакомство с научной и образовательной инфраструктурой университета и обсуждение значимых проектов в аэрокосмической сфере, двигателестроении, в области аддитивных технологий и БПЛА.
Гости посетили наземный комплекс управления малыми космическими аппаратами, который действует в Самарском университете им. Королёва с 2015 года, и познакомились с особенностями малых космических аппаратов линейки АИСТ и с теми исследованиями и прикладными задачами, которые выполняются с их помощью.
Директор Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского университета им. Королёва Иван Ткаченко рассказал о планах университета по созданию малого космического аппарата радиолокационного наблюдения "АИСТ-СТ".
"Вместе с нашим партнером ООО "СТЦ" (Санкт-Петербург) мы разрабатываем аппарат на базе двенадцатиюнитового кубсата с радиолокационной аппаратурой. Запуск запланирован на 2024 год. Сейчас идет конструкторская проработка, и именно на этом аппарате мы планируем отрабатывать технологии серийного производства. В рамках Передовой инженерной аэрокосмической школы производится адаптация конструкции аппарата для роботизированной серийной сборки. У предприятия есть амбициозные планы по созданию группировки из 600 подобных аппаратов, мы надеемся, что наши технологии серийного производства именно здесь и пригодятся", - сообщил Иван Ткаченко.
Особое внимание было уделено и вопросам организации серийного производства беспилотных летательных аппаратов. Университет является одним из центров развития компетенций в данной сфере, здесь еще в 2019 году были организованы первые в России образовательные программы для операторов БПЛА. Помимо образовательной деятельности Центр беспилотных систем Самарского университета им. Королева принимает участие в междисциплинарных научных проектах и занимается производственной деятельностью. На базе Центра организовано серийное производство беспилотников, в общей сложности до конца года будет собрано около 1000 беспилотных летательных аппаратов.
"В настоящее время мы собираем аппараты, используя частично импортные комплектующие и собственную полезную нагрузку (хроматографы, гиперспектрометры), но есть запрос на производство на базе университета и самих комплектующих для БПЛА – карбоновых рам, двигателей и т.п. Большое внимание в настоящий момент уделяется к нашему Центру со стороны индустриальных партнеров, которые заинтересованы в организации серийного производства ряда комплектующих для изготовления малоразмерных БПЛА", - прокомментировал Давид Овакимян, руководителя Центра беспилотных систем Самарского университета им. Королёва.
Еще одним пунктом посещения стала Лаборатория аддитивных технологий. Директор института двигателей и энергетических установок Самарского университета им. Королёва Виталий Смелов рассказал о выполнении работ в интересах промышленных предприятий и внедрении импортозамещающих технологий.
С 2014 года Самарский университет им. Королёва является ведущим центром компетенции в области проектирования и испытаний аддитивных технологий производства функциональных изделий различных отраслей промышленности. За это время были разработаны и апробированы: технологии изготовления сложнопрофильных деталей из отечественных материалов для ведущих предприятий Самарской области.
Лаборатория оснащена специализированными установками аддитивного производства: установками селективного лазерного сплавления и прямого лазерного выращивания. С их помощью на базе университета изготавливаются детали с улучшенными функциональными характеристиками, обладающие высокими прочностными свойствами, из отечественных металло-порошковых композиций.
Виталий Смелов рассказал о проекте по созданию газотурбинной установки малой мощности для нужд распределенной энергетики. Подобные энергоустановки могут применяться на объектах энергоснабжения небольших населенных пунктов, микрорайонов, промышленных предприятий, торговых центров, гостиниц, больниц и т.д. В настоящее время в данном сегменте энергетики в нашей стране используются, как правило, микротурбинные электростанции зарубежного производства, в основном, компании Capstone (США). Разработка ученых Самарского университета поможет решить вопрос импортозамещения в России американской установки Capstone С65.
"Мы берем на себя обязательство уже к концу этого года начать испытывать эту установку, подготовить всю необходимую конструкторскую документацию. Проект реализуется совместно с НОЦ мирового уровня "Инженерия будущего" в рамках эксперимента по экспертному сопровождению ФИПС (проектный офис "Федеральный институт промышленной собственности")", - прокомментировал Виталий Смелов.
В рамках визита прошло совещание, посвящённое реализации научно-исследовательских проектов. Заместитель научного руководителя КБ Двигателестроения Григорий Попов презентовал проект "Цифровые двойники двигателей", директор института искусственного интеллекта Артем Никоноров представил "гринфилд" университета в сфере искусственного интеллекта, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности Владимир Платонов рассказал об исследованиях в рамках проекта по созданию аграрного карбонового полигона.
Также гости посетили Центр истории авиационных двигателей, Военный учебный центр и новые образовательные пространства Передовой инженерной аэрокосмической школы – интерактивные комплексы опережающей подготовки инженерных кадров на основе современных технологий VR, робототехники и аддитивных технологий. Главной фронтирной задачей школы является переход от единичного производства высокотехнологичной продукции к серийному массовому производству. "Речь идет о серийном производстве двигателей, малоразмерных ГТД, малых космических аппаратов, беспилотников и самолетов малой региональной авиации на базе концепции "цифрового завода", которая лежит в основе научно-образовательной деятельности передовой инженерной аэрокосмической школы", - сообщил Иван Ткаченко, директор ПИАШ.