федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

kp.ru: "Искусственный интеллект не будет за вас думать": филолог рассказала, что ее расстраивает в речи молодежи

kp.ru: "Искусственный интеллект не будет за вас думать": филолог рассказала, что ее расстраивает в речи молодежи

Самарский университет

Кандидат филологических наук из Самары объяснила, стоит ли исправлять чужие ошибки, чем заменить слово "кринж" и почему слова «бык» и "пчела" - однокоренные

наставники Год педагога и наставника Тимошина Дарья СМИ о Самарском университете Универсум (конкурс) управление по формированию контингента женщины в науке
02.10.2023 2024-02-09

Дарья Тимошина с детства увлечена историей родного языка. Сейчас она - кандидат филологических наук, преподает в Самарском университете им. Королева. Она рассказала журналисту "КП-Самара" о том, как говорит сейчас молодежь, как расширить свой словарный запас и почему не стоит доверять искусственному интеллекту писать за вас все тексты.

"Хотела разгадать древний язык"

- Когда и почему возник интерес именно к филологии?

- Я училась в гуманитарной гимназии и с младших классов участвовала в лингвистических олимпиадах. Поняла, что мне очень нравятся задания по истории языка, которые требуют уловить логику появления, использования слов. Я, как дитя 90-х, была воспитана на приключенческих фильмах, в которых главный герой находит какой-нибудь древний город, а там - глиняную табличку с непонятным языком, и разгадывает эту шараду.

В юном возрасте у меня были фантазии стать вторым Кнорозовым, который разгадал язык майя, и тоже заняться каким-нибудь древним языком. Через детский интерес я пришла к профессиональному изучению языка. Сейчас мне нравится его строгость. Понимание того, что любой язык, и русский в частности, развивается не интуитивно, а очень логично. Если понимаешь эту логику, то можешь разгадать в нем что угодно.

- Что увлекает сейчас, с чем связана ваша научная работа?

- Прежде всего, мне интересно изменение языка. В словах фиксируется история народа, культура, социальные установки. По ним можно изучать общество. Мне очень нравится понимать, как было раньше. Узнавать этимологию (происхождение) слов, которая часто удивляет.

В своей научной работе я изучала, как менялся корень "серд" в истории русского языка. С одиннадцати слов в 10-м веке этот корень разросся до ста семидесяти с лишним в 17-м веке. Сейчас однокоренных слов больше девяноста. Этот корень интересен тем, что встречается и в словах, которые описывают и пространство - "средний", "середина", и эмоции - "сердить", и старания - "усердие".

С развитием христианства развился большой комплекс смыслов, связанных с этическими категориями: "милосердие", "милостыня". Сейчас количество этих слов сократилось. Не потому, что люди стали более жестокими. Раньше такие слова чаще употреблялись в религиозном контексте, а в 20-м веке случился крен в сторону науки и технологий. В связи с этим произошел взрыв другой лексики - с корнем "сред". Он стал частью слов-терминов: среднесуточный, средневзвешенный и прочее.

Бъчела и бык

- Происхождение каких слов удивляет, приведите несколько примеров?

- Архаическое мышление представляло время цикличным. В точке, где что-то заканчивается, что-то другое сразу же начинается. Эта логика отразилась в том, что слова "начало" и "конец" произошли от одного корня. Слова "бык" и "пчела" тоже исторически однокоренные: раньше писали "бъчела". Оба слова произошли от корня "бы-/бу-", который имел значение "гудеть, жужжать".

- Какой корень самый популярный в современном языке?

- Это глагольные корни. Корень "да", как в слове "дать". Корень "иметь".

"Русский язык - это не только "жи - ши" пиши с буквой "и"

- Вы курируете конкурс гуманитарных наук, победители которого проводят месяц в "Артеке". Расскажите о нем подробнее, и главное - как принять в нем участие?

- Конкурс называется "Универсум". Он всероссийский, проводит его Самарский университет имени Королева, в котором я преподаю. Он для школьников 8-10 классов. Стартует 1 февраля, в нем несколько блоков: лингвистика (русский и английский), литература, история, психология.

Подать заявку может любой желающий, но на первом этапе нужно пройти тестирование на сайте конкурса, на втором - выполнить исследовательскую работу.

Нам важно показать старшеклассникам: гуманитарные науки - это нечто более глубокое, чем школьные предметы. Что русский язык - это не только про "жи"-"ши" пиши с буквой "и". Сейчас большой крен в сторону технического образования, а к гуманитарному относятся снисходительно, потому что недооценивают его.

В этом году было 3800 заявок из 88 регионов, 50 финалистов отправились в "Артек" отдыхать и углублять свои знания с университетскими преподавателями, в том числе со мной.

"Встречают не только по одежке, но и по речи"

- Важно ли современному человеку быть грамотным, следить за ошибками в речи?

- Многие из нас судят о своем собеседнике в том числе по тому, как он говорит. Встречают не только по одежке, но и по речи. Грамотная речь - это признак уважения к себе и к окружающим.

- Какие ошибки чаще всего встречаются?

- Одни из самых распространенных - акцентологические, то есть связанные с ударением. Со "звОнят" все более-менее разобрались, но много других слов, с которыми есть сложности. Например, многие говорят "асиммЕтрия", хотя правильно - "ассиметриЯ", "мИзерный", а нужно - "мизЕрный".

Справедливости ради хочу сказать, что навряд ли даже филологи знают все правила. Например, я всю жизнь говорила "куркумА" и только недавно узнала, что правильно - "куркУма".

В письменной речи у многих проблемы со знаками препинания. У людей интуитивное представление о том, как их расставлять. Некоторые умудряются ставить запятую между подлежащим и сказуемым или сказуемым и дополнением. На днях открываю домовой чат, вижу сообщение: "Кто потерял, куртку". Не смогла сразу понять, что автор имел в виду. Если в устной речи значение можно быстро считать из контекста, то в письменной это сложнее, и автору следует относиться внимательней.

"Это же криж какой-то!"

- Если говорить про молодежь, то есть ли у нее какие-то специфические проблемы с русским языком?

- Скудный словарный запас и связанное с ним неумение пользоваться стилистическим разнообразием речи. Сужу по своим студентам: им тяжело переключать регистры в общении. Они как привыкли общаться друг с другом на перемене с использованием сленга, в такой же манере могут продолжить говорить и на занятии. Например, к популярному сейчас слову "кринж" не могут подобрать нейтральный синоним. Обсуждаем какую-нибудь рекламу, слышу:

- Это же кринж какой-то!

- Ребята…

- Ну что скажешь, если это кринж!

Хотя у этого слова есть русские синонимы - нелепо, неуместно.

Еще речь современной молодежи отличает появление непонятной связки "то что" в предложениях: "Он мне сказал, то что завтра не пойдет на занятия".

"Желанием исправлять ошибки надо переболеть"

- Стоит ли ошибки исправлять?

- Если это не затрудняет коммуникацию и человек в этом не заинтересован, у него нет на это запроса, то нет, не стоит. Какие-то ошибки режут слух, но поправлять все-таки невежливо. Желанием их исправлять надо переболеть, с филологами это происходит курсе на третьем.

Если человек настойчиво делает ошибки в хрестоматийных случаях вроде "звОнит", то это говорит о безразличии к языку, лености, и лезть к нему тем более не стоит.

- Какие изменения в языке расстраивают?

- Тенденция к вульгаризации речи. Обилие не только жаргонизмов, но и бранной лексики. Раньше эти слова чаще использовались в кругу близкого общения, а сейчас проникают даже в публичную коммуникацию.

- Мат лучше запретить?

- Эта лексика имеет право на существование, но мы должны понимать, когда она уместна. Одно дело не удержаться от матерной реакции, когда на ногу упадет что-то тяжелое. Она подходит для того, чтобы выплеснуть эмоции. Изначально обсценная лексика считалась сакральной, была для особого употребления, а когда она становится частью повседневной речи, то теряет свое назначение.

- Как развивать свою грамотность, увеличивать словарный запас? Есть ли какие-то еще способы кроме чтения книг, на которое у многих нет времени?

- Лучший способ проверить правильность ударения - это все-таки заглянуть в словарь. Что касается расширения словарного запаса, то на помощь тем, у кого нет времени на книги, пришли подкасты. Для улучшения культуры речи и расширения вокабуляра советую выбирать именно лингвистические. Один из моих любимых - "Розенталь и Гильденстерн".

"Искусственный интеллект не будет за вас думать"

- Зачем уметь писать, когда появился искусственный интеллект?

- Чат-боты могут помочь, когда уже сформирован навык письма. Его обязательно надо приобретать, ведь когда мы пишем любой текст, мы учимся структурировать свою речь и свое мышление - важные качества, которые надо тренировать. Искусственный интеллект за вас этого не сделает.

- Какие слова в русском языке обладают для вас особым шармом?

-Люблю территориальные словечки, вроде нашего "курмыши". Хотя узнала, что оно не только самарское, его используют и в Саратове, например. Мне нравится слово "родина", потому что знаю его значение в польском языке - "семья". Притягивает, когда два смысла пересекаются в одном слове. Еще люблю слово, которое становится редкоупотребимым, - "отнюдь".

- Сталкивались ли с какими-то предрассудками в связи с тем, что вы гуманитарий?

- Да! Не знаю, когда появились эти стереотипы, но они живы до сих пор: люди, которые связаны с гуманитарной сферой, не приспособлены к жизни; они не умеют считать; у них не развито аналитическое мышление. На самом деле лингвистика - это математика. Без аналитического мышления не выучить ни один язык.

- Сформулируйте свою жизненную философию в 5 тезисах.

- Не предавай себя, свои принципы.

Полюби то, что ты делаешь, даже если на первый взгляд это кажется невозможным.

Не останавливайся на достигнутом.

Если что-то делаешь, то делай хорошо.

Гуманитарий - это не тот, кто не умеет считать.

Источник: samara.kp.ru