Дарья Тимошина с детства увлечена историей родного языка. Сейчас она - кандидат филологических наук, преподает в Самарском университете им. Королева. Она рассказала журналисту "КП-Самара" о том, как говорит сейчас молодежь, как расширить свой словарный запас и почему не стоит доверять искусственному интеллекту писать за вас все тексты.
"Хотела разгадать древний язык"
- Когда и почему возник интерес именно к филологии?
- Я училась в гуманитарной гимназии и с младших классов участвовала в лингвистических олимпиадах. Поняла, что мне очень нравятся задания по истории языка, которые требуют уловить логику появления, использования слов. Я, как дитя 90-х, была воспитана на приключенческих фильмах, в которых главный герой находит какой-нибудь древний город, а там - глиняную табличку с непонятным языком, и разгадывает эту шараду.
В юном возрасте у меня были фантазии стать вторым Кнорозовым, который разгадал язык майя, и тоже заняться каким-нибудь древним языком. Через детский интерес я пришла к профессиональному изучению языка. Сейчас мне нравится его строгость. Понимание того, что любой язык, и русский в частности, развивается не интуитивно, а очень логично. Если понимаешь эту логику, то можешь разгадать в нем что угодно.
- Что увлекает сейчас, с чем связана ваша научная работа?
- Прежде всего, мне интересно изменение языка. В словах фиксируется история народа, культура, социальные установки. По ним можно изучать общество. Мне очень нравится понимать, как было раньше. Узнавать этимологию (происхождение) слов, которая часто удивляет.
В своей научной работе я изучала, как менялся корень "серд" в истории русского языка. С одиннадцати слов в 10-м веке этот корень разросся до ста семидесяти с лишним в 17-м веке. Сейчас однокоренных слов больше девяноста. Этот корень интересен тем, что встречается и в словах, которые описывают и пространство - "средний", "середина", и эмоции - "сердить", и старания - "усердие".
С развитием христианства развился большой комплекс смыслов, связанных с этическими категориями: "милосердие", "милостыня". Сейчас количество этих слов сократилось. Не потому, что люди стали более жестокими. Раньше такие слова чаще употреблялись в религиозном контексте, а в 20-м веке случился крен в сторону науки и технологий. В связи с этим произошел взрыв другой лексики - с корнем "сред". Он стал частью слов-терминов: среднесуточный, средневзвешенный и прочее.
Бъчела и бык
- Происхождение каких слов удивляет, приведите несколько примеров?
- Архаическое мышление представляло время цикличным. В точке, где что-то заканчивается, что-то другое сразу же начинается. Эта логика отразилась в том, что слова "начало" и "конец" произошли от одного корня. Слова "бык" и "пчела" тоже исторически однокоренные: раньше писали "бъчела". Оба слова произошли от корня "бы-/бу-", который имел значение "гудеть, жужжать".
- Какой корень самый популярный в современном языке?
- Это глагольные корни. Корень "да", как в слове "дать". Корень "иметь".
"Русский язык - это не только "жи - ши" пиши с буквой "и"
- Вы курируете конкурс гуманитарных наук, победители которого проводят месяц в "Артеке". Расскажите о нем подробнее, и главное - как принять в нем участие?
- Конкурс называется "Универсум". Он всероссийский, проводит его Самарский университет имени Королева, в котором я преподаю. Он для школьников 8-10 классов. Стартует 1 февраля, в нем несколько блоков: лингвистика (русский и английский), литература, история, психология.
Подать заявку может любой желающий, но на первом этапе нужно пройти тестирование на сайте конкурса, на втором - выполнить исследовательскую работу.
Нам важно показать старшеклассникам: гуманитарные науки - это нечто более глубокое, чем школьные предметы. Что русский язык - это не только про "жи"-"ши" пиши с буквой "и". Сейчас большой крен в сторону технического образования, а к гуманитарному относятся снисходительно, потому что недооценивают его.
В этом году было 3800 заявок из 88 регионов, 50 финалистов отправились в "Артек" отдыхать и углублять свои знания с университетскими преподавателями, в том числе со мной.
"Встречают не только по одежке, но и по речи"
- Важно ли современному человеку быть грамотным, следить за ошибками в речи?
- Многие из нас судят о своем собеседнике в том числе по тому, как он говорит. Встречают не только по одежке, но и по речи. Грамотная речь - это признак уважения к себе и к окружающим.
- Какие ошибки чаще всего встречаются?
- Одни из самых распространенных - акцентологические, то есть связанные с ударением. Со "звОнят" все более-менее разобрались, но много других слов, с которыми есть сложности. Например, многие говорят "асиммЕтрия", хотя правильно - "ассиметриЯ", "мИзерный", а нужно - "мизЕрный".
Справедливости ради хочу сказать, что навряд ли даже филологи знают все правила. Например, я всю жизнь говорила "куркумА" и только недавно узнала, что правильно - "куркУма".
В письменной речи у многих проблемы со знаками препинания. У людей интуитивное представление о том, как их расставлять. Некоторые умудряются ставить запятую между подлежащим и сказуемым или сказуемым и дополнением. На днях открываю домовой чат, вижу сообщение: "Кто потерял, куртку". Не смогла сразу понять, что автор имел в виду. Если в устной речи значение можно быстро считать из контекста, то в письменной это сложнее, и автору следует относиться внимательней.
"Это же криж какой-то!"
- Если говорить про молодежь, то есть ли у нее какие-то специфические проблемы с русским языком?
- Скудный словарный запас и связанное с ним неумение пользоваться стилистическим разнообразием речи. Сужу по своим студентам: им тяжело переключать регистры в общении. Они как привыкли общаться друг с другом на перемене с использованием сленга, в такой же манере могут продолжить говорить и на занятии. Например, к популярному сейчас слову "кринж" не могут подобрать нейтральный синоним. Обсуждаем какую-нибудь рекламу, слышу:
- Это же кринж какой-то!
- Ребята…
- Ну что скажешь, если это кринж!
Хотя у этого слова есть русские синонимы - нелепо, неуместно.
Еще речь современной молодежи отличает появление непонятной связки "то что" в предложениях: "Он мне сказал, то что завтра не пойдет на занятия".
"Желанием исправлять ошибки надо переболеть"
- Стоит ли ошибки исправлять?
- Если это не затрудняет коммуникацию и человек в этом не заинтересован, у него нет на это запроса, то нет, не стоит. Какие-то ошибки режут слух, но поправлять все-таки невежливо. Желанием их исправлять надо переболеть, с филологами это происходит курсе на третьем.
Если человек настойчиво делает ошибки в хрестоматийных случаях вроде "звОнит", то это говорит о безразличии к языку, лености, и лезть к нему тем более не стоит.
- Какие изменения в языке расстраивают?
- Тенденция к вульгаризации речи. Обилие не только жаргонизмов, но и бранной лексики. Раньше эти слова чаще использовались в кругу близкого общения, а сейчас проникают даже в публичную коммуникацию.
- Мат лучше запретить?
- Эта лексика имеет право на существование, но мы должны понимать, когда она уместна. Одно дело не удержаться от матерной реакции, когда на ногу упадет что-то тяжелое. Она подходит для того, чтобы выплеснуть эмоции. Изначально обсценная лексика считалась сакральной, была для особого употребления, а когда она становится частью повседневной речи, то теряет свое назначение.
- Как развивать свою грамотность, увеличивать словарный запас? Есть ли какие-то еще способы кроме чтения книг, на которое у многих нет времени?
- Лучший способ проверить правильность ударения - это все-таки заглянуть в словарь. Что касается расширения словарного запаса, то на помощь тем, у кого нет времени на книги, пришли подкасты. Для улучшения культуры речи и расширения вокабуляра советую выбирать именно лингвистические. Один из моих любимых - "Розенталь и Гильденстерн".
"Искусственный интеллект не будет за вас думать"
- Зачем уметь писать, когда появился искусственный интеллект?
- Чат-боты могут помочь, когда уже сформирован навык письма. Его обязательно надо приобретать, ведь когда мы пишем любой текст, мы учимся структурировать свою речь и свое мышление - важные качества, которые надо тренировать. Искусственный интеллект за вас этого не сделает.
- Какие слова в русском языке обладают для вас особым шармом?
-Люблю территориальные словечки, вроде нашего "курмыши". Хотя узнала, что оно не только самарское, его используют и в Саратове, например. Мне нравится слово "родина", потому что знаю его значение в польском языке - "семья". Притягивает, когда два смысла пересекаются в одном слове. Еще люблю слово, которое становится редкоупотребимым, - "отнюдь".
- Сталкивались ли с какими-то предрассудками в связи с тем, что вы гуманитарий?
- Да! Не знаю, когда появились эти стереотипы, но они живы до сих пор: люди, которые связаны с гуманитарной сферой, не приспособлены к жизни; они не умеют считать; у них не развито аналитическое мышление. На самом деле лингвистика - это математика. Без аналитического мышления не выучить ни один язык.
- Сформулируйте свою жизненную философию в 5 тезисах.
- Не предавай себя, свои принципы.
Полюби то, что ты делаешь, даже если на первый взгляд это кажется невозможным.
Не останавливайся на достигнутом.
Если что-то делаешь, то делай хорошо.
Гуманитарий - это не тот, кто не умеет считать.
Источник: samara.kp.ru