9 декабря не стало академика РАН, основателя научной школы "Динамические процессы в двигателях и энергетических установках"
Внутренняя свобода
Родился Владимир Павлович Шорин 27 июля 1939 года в селе Нижний Ломов Пензенской губернии. Володя был третьим сыном в крестьянской семье. Старший брат, Виктор, в юности увлёкся авиацией, стал морским лётчиком. Средний, Юрий, по мнению Владимира Павловича, был прирождённый инженер-механик. Володя тянулся за старшими братьями и в школе увлёкся радиотехникой. "Мы, ломовские пацаны, были свободны, как птицы", – напишет о своём детстве в книге "Становление" Владимир Павлович. Это чувство свободы никогда не покидало его, помогая шире смотреть на вещи, проникая в их суть.
Учёба в закрытом вузе – в Куйбышевском авиационном институте – серьёзно повлияла на формирование характера Владимира Шорина: высочайшая дисциплина и высочайшая ответственность за всё, что ты делаешь, при внутренней свободе, присущей от рождения, и творческой атмосфере.
Встав за кафедру, преподаватель Владимир Шорин перенёс в студенческую аудиторию то, чем жил все эти годы, – поиск, исследования, эксперименты. Его авторитет, по воспоминаниям коллег и студентов, рос не по дням, а по часам. Подкупала его открытость, умение говорить с аудиторией на равных, держать удар, азарт в отстаивании своей точки зрения и вместе с тем умение услышать собеседника.
Воспитывал своим примером
Владимир Павлович никогда не давал пустых обещаний, но если что-то пообещал, обязательно держал слово. Его принципиальное отношение ко всему, что делалось на факультете двигателей, куда он пришёл работать на должность заместителя декана сразу после защиты кандидатской диссертации, снискало ему уважение не только в студенческой среде, но и привлекло внимание руководства вуза.
В конце 60-х он принял предложение декана факультета двигателей летательных аппаратов Валентина Шестакова и стал его заместителем по старшим курсам.
В 1975 году ректор КуАИ Виктор Лукачёв предложил ему занять должность проректора института по вечернему обучению, а затем, в 1983 году, стать проректором по учебной работе.
Во Владимире Павловиче довольно рано стали проявляться черты педагога и наставника. Причём воспитывал он своим примером, что было гораздо убедительнее всяких слов. К нему тянулись, с ним хотели работать.
После защиты докторской диссертации он создал кафедру автоматических систем и возглавил её. К тому времени сложился коллектив единомышленников из молодых кандидатов наук. Владимир Павлович создавал наилучшие условия для профессионального совершенствования сотрудников и их научного роста. Он всегда особо ценил людей увлечённых, которые составили костяк его основных помощников и продолжателей, и был готов помогать им в любых вопросах.
Владимир Павлович не раз признавался, что ему нравилось работать с публикациями студентов и аспирантов: "Я мог прочитать работу, потом отложить её, перечитать вновь, добавить какие-то свои новые мысли".
Ректор ведущего вуза
Приход Владимира Шорина на должность ректора в корне отличался от всех предыдущих. Это был первый на тот момент пример в Самаре, когда ректора выбрали демократическим путём. Более 70 % голосов на расширенном совете вуза были отданы ему. У него уже был опыт большой руководящей работы в ректорате. Став ректором, Владимир Павлович сразу же сосредоточился на ключевых вопросах деятельности вуза, таких как разработка новых учебных планов, оснащение кафедр и лабораторий современным оборудованием и вычислительной техникой и многое другое, что позволяло большому организму института развиваться, двигаться вперёд.
Высокая внутренняя дисциплина и последовательность помогали ему не оставлять науку и преподавательскую деятельность. Его лекции по-прежнему пользовались огромной популярностью среди студентов и аспирантов. Кроме преобразований в самом институте, он с размахом взялся и за социальную сферу. Так, например, воплотилась в жизнь идея Владимира Павловича построить дом для сотрудников. Он сумел найти немалые по тем временам средства, а девятиэтажный дом КуАИ появился на улице Чернореченской уже при его преемнике Викторе Сойфере.
Как руководителя Шорина очень волновали системные проблемы, назревшие к тому времени в системе образования страны, – отсутствие вариативности в отношении образовательных учреждений. Владимир Павлович всегда ставил для себя большие задачи. Искоренить практику финансирования вузов по остаточному принципу, вернуть педагогу и учёному авторитет и значимость. Неудивительно, что такие цели привели его в столицу – к общественной и политической деятельности на самом высоком уровне.
Народный депутат
В 1990 году Шорин был избран народным депутатом РСФСР от Октябрьского округа Самары. Член Президиума Верховного Совета РСФСР, председатель Комитета Верховного Совета РСФСР по науке и народному образованию (1990–1993). Для него и для всей страны это был период больших надежд, связанных с наступлением демократии, и больших разочарований.
Энергия и настойчивость Владимира Павловича пригодились в работе над законодательной базой реформирования сферы науки и образования. Многое было сделано. Указ № 1 Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР", подготовленный под непосредственным руководством самарского учёного, пакет законов о защите интеллектуальной собственности, статьи законов о налоговых льготах для сферы науки и образования... Принят ряд постановлений Верховного Совета, которыми была запрещена приватизация учреждений образования и академических институтов. За вузами и академическими институтами была закреплена земля – в бессрочное безвозмездное пользование.
Благодаря личным усилиям Шорина в бюджете России появилась строка "Региональные научно-исследовательские программы и проекты", что, по сути, дало дополнительные источники финансирования для провинциальных вузов, находившихся на грани выживания, позволяло поддерживать и сохранять региональную науку. Другая строка бюджета, связанная с государственными научно-техническими программами, тоже обязана ему своим рождением. И головной организацией ГНТП, объединившей на тот момент 75 организаций, стал родной для Владимира Павловича Самарский государственный аэрокосмический университет (КуАИ был переименован в 1992 году).
Немало было сделано для развития интеграции науки и образования, которая объединила потенциал учёных институтов РАН, отраслевых НИИ и вузов. Владимир Шорин был исполнительным директором федеральных целевых программ "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки" (1997–2001), "Интеграция науки и образования России" (2002–2006). При его участии были подготовлены документы, определяющие основы создания исследовательских университетов высоких технологий – ИУВТ, что в дальнейшем легло, по сути, в юридическую базу создания национальных исследовательских университетов. Это взаимодействие академических и других НИИ с ведущими вузами России позволило на федеральном уровне сформировать такие научно-технические программы развития высшего образования, как "Инновационная образовательная программа" (2006–2007), "Национальные исследовательские университеты" (2008–2010), проект "5–100" (2012–2020).
Отсутствие робости и заискивания перед самыми высокими авторитетами власти, целеустремлённость и "пробивные" способности – те качества, которые особенно ярко проявились в период его депутатской деятельности.
Институт акустики машин
Ещё одно любимое детище Шорина – Институт акустики машин (ИАМ), созданный в 1994 году на базе НИЛ-34 СГАУ и объединивший высокопрофессиональных специалистов в области динамики и акустики гидрогазовых систем различного назначения.
Деятельность Института акустики машин охватывает как теоретические, экспериментальные, так и практические аспекты виброакустики машин. Под руководством академика Шорина здесь проводились фундаментальные исследования в области взаимодействия виброакустических полей гидравлических и механических подсистем сложных технических объектов, развития теории подавления колебаний в газовых и гидромеханических системах, развития теории управления лазерными установками и многое другое.
Одним из важнейших направлений деятельности ИАМ было снижение пульсаций, вибраций и шума. Полученные результаты исследований специалистов института используются для снижения виброакустических нагрузок в системах авиационной, ракетно-космической техники, трубопроводного транспорта нефти и газа, в машиностроении, различных технологических производствах. Разработки Шорина и его учеников нашли практическое применение в системах авиационных двигателей и летательных аппаратов, в технологическом оборудовании российских и зарубежных предприятий.
На переднем крае мировой науки
С 1994 года Владимир Шорин являлся председателем Президиума Самарского научного центра РАН (СамНЦ РАН).
Как у председателя Самарского научного центра РАН у Владимира Павловича было много дел. Живя в Москве, он часто бывал в Самаре, помогал самарским учёным, способствовал реализации их инициатив. Самарский научный центр РАН курировал учреждения РАН, расположенные в Самарской области, среди которых Институт экологии Волжского бассейна, Институт систем обработки изображений, Самарский филиал ФИАН и др. В составе центра функционировало Поволжское отделение секции прикладных проблем при Президиуме РАН, через которое осуществлялась определённая смычка с военными программами. Под руководством академика Шорина СамНЦ РАН не только сохранил свой потенциал, но и получил дальнейшее развитие: по его предложению в Самаре были открыты Институт проблем управления сложными системами (1996), Волжский филиал Института металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова (1998), Поволжский филиал Института российской истории РАН (2004).
Задачи Шорина как руководителя центра академической науки были обширными: развитие научных исследований по междисциплинарным государственным и региональным программам; координация фундаментальных научных исследований, финансируемых за счёт средств федерального и региональных бюджетов; развитие международного научного сотрудничества; реализация научно-технической и инновационной политики, формируемой федеральными и региональными органами власти.
По словам самого Владимира Павловича, судьба РАН всегда относилась для него к категории очень личных переживаний. Российская академия наук для него – это то, что даёт повод для гордости за свою страну. Это мощнейшее собрание научных работников, интеллекта страны. Квинтэссенция их деятельности – это решение важнейших вопросов действительности, нуждающихся в научном обосновании. Без этого немыслимо будущее, как без РАН, по мнению Шорина, немыслимо развитие науки.
Надежда Сергеенкова
Комментарии
Виктор Сойфер, президент Самарского университета им. Королёва, академик РАН:
– Последние три десятилетия Владимир Павлович жил в Москве, но никогда не прерывал связи с родным вузом, который когда-то окончил и много сделал для его развития.
Нас связывала многолетняя дружба, много совместных хороших дел и увлекательных поездок. Его отличало неравнодушное отношение к жизни и к людям, которые его окружали.
Владимир Богатырев, ректор Самарского университета им. Королёва, профессор:
– На протяжении многих лет вместе с учениками и последователями Владимир Павлович Шорин работал над созданием и совершенствованием передовой авиационной и космической техники.
Он основал научную школу российского масштаба, внёс неоценимый вклад в создание актуальных образовательных программ. Благодаря его достижениям университет стал центром генерации инноваций, ключевых компетенций и точкой роста Самарского региона.
Евгений Шахматов, научный руководитель Самарского университета им. Королёва, академик РАН:
– Владимир Павлович Шорин был не просто моим учителем и наставником, он был моим другом. Почти 50 лет назад он пригласил меня, студента третьего курса, на разговор в деканат факультета двигателей летательных аппаратов КуАИ, убедил перейти на новую специализацию и пригласил в ОНИЛ-1 заниматься наукой.
Владимир Павлович жил очень насыщенной, интересной жизнью, каждый из её этапов может быть описан отдельной книгой, так как включает массу созидательных дел. Из небольшой научной группы, которой он руководил, выросли институт акустики машин и кафедра АСЭУ, появились десятки кандидатов и докторов наук.
Первый Указ "Об образовании" Президента РФ, давший гарантии для материального обеспечения системы образования, закон о создании Российской академии наук – всё это плоды работы Владимира Павловича.
Фёдор Гречников, научный руководитель Самарского федерального исследовательского центра Российской академии наук, академик РАН:
– Владимир Шорин стал мне учителем "по жизни". Я не сидел на его лекциях, не защищал под его руководством диплом и диссертацию, но считаю его своим наставником. Глядя на его активную деятельность, я понимал, как правильно поставить административную работу. Он всегда был неутомимым, деятельным, творческим, шумным – в хорошем смысле этого слова. Его доброжелательность и отзывчивость проявлялись к каждому человеку, каждому сотруднику. Он заботился о тех людях, которые окружали его, которые работали с ним. Эти качества ценны во все времена, потому что открывают человеческую суть.
Андрей Прокофьев, первый проректор – проректор по научно-исследовательской работе Самарского университета им. Королёва, профессор:
– В декабре 1995 года я готовил дипломный проект и параллельно работал лаборантом на кафедре АСЭУ, которую Владимир Павлович создал в 1982 году и которой продолжал руководить, хотя был уже государственным деятелем федерального уровня.
Я шёл на красный диплом, занимался наукой – и мне предложили остаться на кафедре, поступить в аспирантуру.
И вот однажды, под конец дня, занимаюсь текущей работой. В комнате обычный рабочий фон – кто-то спорит, кто-то говорит по телефону. И вдруг – абсолютная тишина, и все встают. Я обернулся, и оказалось, что это Владимир Павлович зашёл.
Я хорошо помню это ощущение от первой личной встречи с ним. Владимир Павлович был человеком такой харизмы, в нём так явно чувствовались все лидерские компетенции, что все сразу замолчали и готовы были слушать его со всем вниманием, хотя он ещё не успел произнести ни слова. Кстати, в ходе обсуждения он быстро и глубоко вникал в детали и принимал решения, куда двигаться дальше.
Руководитель лаборатории представил меня Владимиру Павловичу, и я рассказал о своих научно-исследовательских работах, которые были продолжением его разработок и касались гасителей колебаний давления рабочей жидкости. Владимир Павлович внимательно всё выслушал и одобрил мою кандидатуру для поступления в аспирантуру.
Тема моей кандидатской диссертации, опять же не без участия Владимира Павловича, оказалась на стыке двух специальностей. Так что у меня было два научных руководителя – академик РАН Шорин и его ученик Евгений Владимирович Шахматов, который тоже стал академиком РАН. Моя научная карьера, безусловно, связана с научной школой, которую основал Владимир Павлович.