федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Так когда же день рождения "Полёта"?

Так когда же день рождения "Полёта"?

Самарский университет

Газета и её редакторы во время Великой Отечественной войны

Полет (газета) сотруднику бортжурнал история университета Чеботарев Сергей
27.12.2023 1970-01-01
Куйбышевский авиационный институт начал свой первый учебный год 1 октября 1942 года, в октябре – декабре 1942 года стали выходить общеинститутская газета "За авиакадры", факультетские "Самолёт" и "Моторист", а также стенгазеты студенческих групп. В следующем учебном году начал выпускаться сатирический листок "Таран". В 1944/45 учебном году добавились институтская литературная газета и технический бюллетень.
К тому времени в институте уже сложился актив редколлегии.
Как и было положено в те годы, средства массовой информации, пусть и в виде стенной печати, находились в сфере пристального внимания партийной организации института, которая регулярно заслушивала отчёты редактора стенгазеты, высказывались критические замечания по его деятельности и принимались обязательные для исполнения директивы. Партийная организация с учётом того, что общеинститутская газета должна была быть "организатором и воспитателем всего коллектива института"*, обращала особое внимание на освещение в стенгазете партийно-комсомольской жизни, деятельности лучших студенческих групп и отличников учёбы, "разворачивание острой большевистской критики и самокритики"*. 
Кроме того, на редактора общеинститутской газеты, работавшего на общественных началах в рамках весьма ответственного партийного поручения, также возлагались обязанности руководства и контроля за выпуском факультетских газет и стенгазет студенческих групп, а совместно с партбюро и комитетом комсомола – организация и проведение смотров для определения лучших студенческих стенгазет. Во время летнего трудового семестра к обязанностям редактора добавлялась организация редколлегий в студенческих бригадах и выпуск "Молний", освещающих ход сельхозработ, лесозаготовок и так далее.
Первым редактором общеинститутской газеты "За авиакадры" был назначен 32-летний кандидат в члены ВКП(б), к.х.н., доцент кафедры химии Н.Д. Рабинович. Однако общественная и преподавательская работа в Куйбышевском авиационном институте у него не заладилась. На партийном собрании 9 октября 1942 года Натану Давидовичу было указано на несерьёзное отношение к выполнению партийных поручений в связи с тем, что не выпушен ещё ни один номер стенной газеты. В октябре – декабре 1942 года положение с выпуском общеинститутской газеты вроде бы улучшилось и вышли 4 номера стенгазеты, однако в январе 1943 года Рабинович был снова упомянут в числе коммунистов, плохо выполняющих свои обязанности. Ему поставили в вину то, что "газета выходила нерегулярно, вокруг газеты не создан актив и нет должной и острой большевистской критики недостатков отдельных участков работы института"*.
С жёсткой критикой на партийном собрании 16 января 1943 года выступил председатель профсоюзной организации студентов А.В. Кораблин: "Редактор стенгазеты тов. Рабинович не возглавил руководство стенной печатью. У нас нет общеинститутской печати. Выпускаемые номера стенной газеты не отражают действительной работы института. Я надеюсь, что новое партбюро подберёт такого редактора, который полностью обеспечит работу стенной газеты". Кроме того, в конце первого семестра из-за "недостаточно высококачественной работы"* Рабинович был отстранён от чтения лекций, после чего в феврале 1943 года покинул институт.
После его ухода партбюро института назначило редактором 34-летнего декана факультета самолётостроения и заведующего кафедрой аэромеханики, члена ВКП(б), к. т. н., доцента В.И. Путяту. Результативность работы сразу возросла, до окончания 1942/43 учебного года было выпущено 9 номеров стенгазеты. Ещё более впечатляющими выглядят результаты работы редактора в первом семестре 1943/44 учебного года: общеинститутских газет – 7 выпусков, факультетских – 10, групповых – 54, а также выпуски технического бюллетеня и бюллетеня кафедры военно-физкультурной подготовки. Именно Всеволода Иосифовича можно с полным основанием считать создателем общеинститутской газеты, благодаря своим организаторским способностям и энергии он сумел обеспечить её систематический выход.
28 декабря 1943 года партийное бюро заслушало отчёт редактора стенгазеты института. К позитивным моментам в деятельности редколлегии был отнесён регулярный выпуск стенгазеты, помощь в разворачивании стенной печати на факультетах и в учебных группах. Однако в адрес редакции прозвучало много критики: газета не отвечала требованиям и запросам студенчества, слабая связь с массами, недостаточная работа с активом факультетских и групповых редколлегий, мало критики и самокритики.
По поводу последнего замечания возникает большое сомнение: статья в общеинститутской газете доцента С.С. Межевикина с критикой недостатков в деятельности директора института, связанных с проблемами работы аспирантов над диссертациями и подготовкой лабораторий к учебному году, размещённая в газете предположительно в конце сентября 1943 года, привела её автора к продолжительному конфликту с Ф.И. Стебиховым, в который впоследствии были вовлечены редакции газет "Правда" и "Волжская Коммуна", Куйбышевский обком ВКП(б), Главное управление учебных заведений НКАП. В результате полугодового разбирательства, в котором сложившийся к тому времени актив института поддержал директора, возмутитель спокойствия Межевикин был переведён в Воронежский сельскохозяйственный институт и в марте 1944 года покинул Куйбышев.
На упомянутом выше заседании партбюро произошло знаковое событие – секретарь партийной организации Евдокия Захаровна Яковлева озвучила "предложение изменить название институтской газеты и вместо "За авиакадры" дать название "Полёт"*. Партбюро единогласно поддержало это предложение и с 1 января 1944 года присвоило институтской газете новое название – "Полёт", приняло решение выпускать её не реже двух раз в месяц, а также организовать при редакции выпуск бюллетеня "Молния".
Путята возглавлял редакцию до начала 1944/45 учебного года, когда партбюро в связи с сильной его загруженностью основной работой (руководство факультетом, кафедрой, участие в научно-исследовательской и преподавательской работе, а кроме того, ещё и значимая общественная должность – первый заместитель секретаря партбюро и ответственный за пропаганду и агитацию) назначило на должность редактора того самого А.В. Кораблина, активно критиковавшего Рабиновича и добивавшегося его замены.
Александр Васильевич, которому на тот момент было 26 лет, в то время студент-дипломник факультета самолётостроения, успешно учился и активно занимался общественной работой. На момент назначения он также исполнял обязанности второго заместителя секретаря парторганизации института. Он продолжил дело старшего товарища по партийной организации, и ему удалось создать работоспособную редколлегию общеинститутской газеты.
Интересно, что 18 февраля 1946 года Кораблина сменил в редакторском кресле 25-летний Виктор Павлович Лукачёв (в тот день он был принят в ряды ВКП(б), одну из рекомендаций для приёма в партию ему дал тот же Кораблин), впоследствии легендарный ректор КуАИ, Герой Социалистического Труда, при руководстве институтом которого газета "Полёт" стала многотиражным изданием – 1 мая 1958 года был выпущен первый номер.
Послевоенная судьба Н.Д. Рабиновича неизвестна, а В.И. Путята и А.В. Кораблин сыграли заметную роль в организации и становлении Куйбышевского авиационного института.
Путята прибыл в Куйбышев в августе 1942 года из Актюбинска, куда был эвакуирован с Киевским авиационным институтом. До 1947 года возглавлял факультет самолётостроения, в 1947 году был назначен заместителем директора института по учебной и научной работе, по совместительству возглавлял кафедру аэромеханики. В 1953 году Всеволод Иосифович уволился из института и вернулся в Киев, продолжил свою трудовую деятельность в Киевском государственном университете, где впоследствии работал деканом и проректором.
Кораблин, воспитанник Ульяновского детского дома, в 1937 году после окончания Пензенского землеустроительного техникума работал техником Куйбышевского областного земельного отдела. В 1938 году поступил в Куйбышевский индустриальный институт. В июне 1941 года в связи с началом войны был направлен на работу на Чапаевский завод № 15 (завод взрывчатых веществ). В 1942 году решением Наркомата боеприпасов, как отличник учёбы, был возвращён на учёбу и в октябре поступил в Куйбышевский авиационный институт. Окончил институт в феврале 1945 года, работал сначала инженером кафедры конструкции самолётов, потом ассистентом кафедры. В сентябре 1946 года в возрасте 27 лет был избран секретарём партийной организации института. В феврале 1948 года Александр Васильевич перешёл на партийную работу в Ленинский райком ВКП(б).  
Сергей Чеботарёв, начальник управления имущественных отношений
* Приведена терминология, использованная в документах партийной организации КуАИ военного периода.