Куйбышевский авиационный институт начал свой первый учебный год 1 октября 1942 года, в октябре – декабре 1942 года стали выходить общеинститутская газета "За авиакадры", факультетские "Самолёт" и "Моторист", а также стенгазеты студенческих групп. В следующем учебном году начал выпускаться сатирический листок "Таран". В 1944/45 учебном году добавились институтская литературная газета и технический бюллетень.
К тому времени в институте уже сложился актив редколлегии.
Как и было положено в те годы, средства массовой информации, пусть и в виде стенной печати, находились в сфере пристального внимания партийной организации института, которая регулярно заслушивала отчёты редактора стенгазеты, высказывались критические замечания по его деятельности и принимались обязательные для исполнения директивы. Партийная организация с учётом того, что общеинститутская газета должна была быть "организатором и воспитателем всего коллектива института"*, обращала особое внимание на освещение в стенгазете партийно-комсомольской жизни, деятельности лучших студенческих групп и отличников учёбы, "разворачивание острой большевистской критики и самокритики"*.
Кроме того, на редактора общеинститутской газеты, работавшего на общественных началах в рамках весьма ответственного партийного поручения, также возлагались обязанности руководства и контроля за выпуском факультетских газет и стенгазет студенческих групп, а совместно с партбюро и комитетом комсомола – организация и проведение смотров для определения лучших студенческих стенгазет. Во время летнего трудового семестра к обязанностям редактора добавлялась организация редколлегий в студенческих бригадах и выпуск "Молний", освещающих ход сельхозработ, лесозаготовок и так далее.
Первым редактором общеинститутской газеты "За авиакадры" был назначен 32-летний кандидат в члены ВКП(б), к.х.н., доцент кафедры химии Н.Д. Рабинович. Однако общественная и преподавательская работа в Куйбышевском авиационном институте у него не заладилась. На партийном собрании 9 октября 1942 года Натану Давидовичу было указано на несерьёзное отношение к выполнению партийных поручений в связи с тем, что не выпушен ещё ни один номер стенной газеты. В октябре – декабре 1942 года положение с выпуском общеинститутской газеты вроде бы улучшилось и вышли 4 номера стенгазеты, однако в январе 1943 года Рабинович был снова упомянут в числе коммунистов, плохо выполняющих свои обязанности. Ему поставили в вину то, что "газета выходила нерегулярно, вокруг газеты не создан актив и нет должной и острой большевистской критики недостатков отдельных участков работы института"*.
С жёсткой критикой на партийном собрании 16 января 1943 года выступил председатель профсоюзной организации студентов А.В. Кораблин: "Редактор стенгазеты тов. Рабинович не возглавил руководство стенной печатью. У нас нет общеинститутской печати. Выпускаемые номера стенной газеты не отражают действительной работы института. Я надеюсь, что новое партбюро подберёт такого редактора, который полностью обеспечит работу стенной газеты". Кроме того, в конце первого семестра из-за "недостаточно высококачественной работы"* Рабинович был отстранён от чтения лекций, после чего в феврале 1943 года покинул институт.
После его ухода партбюро института назначило редактором 34-летнего декана факультета самолётостроения и заведующего кафедрой аэромеханики, члена ВКП(б), к. т. н., доцента В.И. Путяту. Результативность работы сразу возросла, до окончания 1942/43 учебного года было выпущено 9 номеров стенгазеты. Ещё более впечатляющими выглядят результаты работы редактора в первом семестре 1943/44 учебного года: общеинститутских газет – 7 выпусков, факультетских – 10, групповых – 54, а также выпуски технического бюллетеня и бюллетеня кафедры военно-физкультурной подготовки. Именно Всеволода Иосифовича можно с полным основанием считать создателем общеинститутской газеты, благодаря своим организаторским способностям и энергии он сумел обеспечить её систематический выход.
28 декабря 1943 года партийное бюро заслушало отчёт редактора стенгазеты института. К позитивным моментам в деятельности редколлегии был отнесён регулярный выпуск стенгазеты, помощь в разворачивании стенной печати на факультетах и в учебных группах. Однако в адрес редакции прозвучало много критики: газета не отвечала требованиям и запросам студенчества, слабая связь с массами, недостаточная работа с активом факультетских и групповых редколлегий, мало критики и самокритики.
По поводу последнего замечания возникает большое сомнение: статья в общеинститутской газете доцента С.С. Межевикина с критикой недостатков в деятельности директора института, связанных с проблемами работы аспирантов над диссертациями и подготовкой лабораторий к учебному году, размещённая в газете предположительно в конце сентября 1943 года, привела её автора к продолжительному конфликту с Ф.И. Стебиховым, в который впоследствии были вовлечены редакции газет "Правда" и "Волжская Коммуна", Куйбышевский обком ВКП(б), Главное управление учебных заведений НКАП. В результате полугодового разбирательства, в котором сложившийся к тому времени актив института поддержал директора, возмутитель спокойствия Межевикин был переведён в Воронежский сельскохозяйственный институт и в марте 1944 года покинул Куйбышев.
На упомянутом выше заседании партбюро произошло знаковое событие – секретарь партийной организации Евдокия Захаровна Яковлева озвучила "предложение изменить название институтской газеты и вместо "За авиакадры" дать название "Полёт"*. Партбюро единогласно поддержало это предложение и с 1 января 1944 года присвоило институтской газете новое название – "Полёт", приняло решение выпускать её не реже двух раз в месяц, а также организовать при редакции выпуск бюллетеня "Молния".
Путята возглавлял редакцию до начала 1944/45 учебного года, когда партбюро в связи с сильной его загруженностью основной работой (руководство факультетом, кафедрой, участие в научно-исследовательской и преподавательской работе, а кроме того, ещё и значимая общественная должность – первый заместитель секретаря партбюро и ответственный за пропаганду и агитацию) назначило на должность редактора того самого А.В. Кораблина, активно критиковавшего Рабиновича и добивавшегося его замены.
Александр Васильевич, которому на тот момент было 26 лет, в то время студент-дипломник факультета самолётостроения, успешно учился и активно занимался общественной работой. На момент назначения он также исполнял обязанности второго заместителя секретаря парторганизации института. Он продолжил дело старшего товарища по партийной организации, и ему удалось создать работоспособную редколлегию общеинститутской газеты.
Интересно, что 18 февраля 1946 года Кораблина сменил в редакторском кресле 25-летний Виктор Павлович Лукачёв (в тот день он был принят в ряды ВКП(б), одну из рекомендаций для приёма в партию ему дал тот же Кораблин), впоследствии легендарный ректор КуАИ, Герой Социалистического Труда, при руководстве институтом которого газета "Полёт" стала многотиражным изданием – 1 мая 1958 года был выпущен первый номер.
Послевоенная судьба Н.Д. Рабиновича неизвестна, а В.И. Путята и А.В. Кораблин сыграли заметную роль в организации и становлении Куйбышевского авиационного института.
Путята прибыл в Куйбышев в августе 1942 года из Актюбинска, куда был эвакуирован с Киевским авиационным институтом. До 1947 года возглавлял факультет самолётостроения, в 1947 году был назначен заместителем директора института по учебной и научной работе, по совместительству возглавлял кафедру аэромеханики. В 1953 году Всеволод Иосифович уволился из института и вернулся в Киев, продолжил свою трудовую деятельность в Киевском государственном университете, где впоследствии работал деканом и проректором.
Кораблин, воспитанник Ульяновского детского дома, в 1937 году после окончания Пензенского землеустроительного техникума работал техником Куйбышевского областного земельного отдела. В 1938 году поступил в Куйбышевский индустриальный институт. В июне 1941 года в связи с началом войны был направлен на работу на Чапаевский завод № 15 (завод взрывчатых веществ). В 1942 году решением Наркомата боеприпасов, как отличник учёбы, был возвращён на учёбу и в октябре поступил в Куйбышевский авиационный институт. Окончил институт в феврале 1945 года, работал сначала инженером кафедры конструкции самолётов, потом ассистентом кафедры. В сентябре 1946 года в возрасте 27 лет был избран секретарём партийной организации института. В феврале 1948 года Александр Васильевич перешёл на партийную работу в Ленинский райком ВКП(б).
Сергей Чеботарёв, начальник управления имущественных отношений
* Приведена терминология, использованная в документах партийной организации КуАИ военного периода.