федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

На плечах гигантов

На плечах гигантов

Самарский университет

Поставить на крыло новую отрасль и сделать ее безопасной для человека

Прокофьев Андрей Ковалев Михаил Еленев Валерий Шахматов Евгений Богатырев Владимир БПЛА центр беспилотных сиcтем Овакимян Давид
11.03.2024 2024-03-11

Центр беспилотных систем Самарского университета им. Королёва находится в эпицентре развития новой отрасли – отрасли беспилотных авиационных систем. Специалисты Центра не только обучают слушателей из 65 регионов навыкам пилотирования и созданию БПЛА – они стоят у самых истоков и видят дальше других, потому что опираются на плечи гигантов – фундаментальные школы и разработки национального исследовательского университета. О задачах и проектах, над которыми сейчас работает Центр беспилотных систем университета, "Первому" рассказал его руководитель Давид Овакимян.

Авиационный ген есть во всех

Беспилотная авиация в стране стремительно развивается, и Самарский университет им. Королёва находится в мейнстриме. Как вы полагаете, почему?

Во-первых, для этого есть все предпосылки: авиационный ген присутствует, пожалуй, во всех выпускниках университета. Во-вторых, мы включились в эту тему в числе первых в России. Хорошо помню, как в 2013 году начали появляться первые образцы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Тогда на всю страну было всего пять-шесть организаций, которые использовали эту технику, и еще меньше организаций, кто эту технику создавал и разбирался в ней. Но мы уже тогда понимали: то, что другие люди считают далекой перспективой, – вопрос ближайшего времени.

Когда и как появился университетский Центр беспилотных систем (ЦБС)?

— Центр беспилотных систем сформировался в декабре 2016 года как сообщество молодых ученых, студентов, аспирантов. До того момента беспилотники тем или иным образом изучались на всех профильных авиационных специальностях. ЦБС постарался вобрать в себя все эти компетенции.

Но еще до создания ЦБС Самарский университет им. Королёва на всех уровнях власти – местном, региональном, федеральном – развивал отрасль беспилотной авиации. Вуз активно участвовал в разработке "дорожной карты" по развитию БПЛА с начала 2016-го по 2020 годы, затем – с 2020 по 2030 годы. Университет вошел в федеральную ассоциацию "Аэронет" – объединение по разработке и эксплуатации гражданских беспилотных авиационных систем (БАС). И если в 2016 году "Аэронет" насчитывал совсем небольшое количество участников, то в 2020 году – десятки, а сейчас их уже более сотни – актуальность темы поняли все. В нашем же университете поверили в эту историю раньше всех. Евгений Владимирович Шахматов, Андрей Брониславович Прокофьев, Валерий Дмитриевич Еленев, Михаил Анатольевич Ковалев и, конечно, Владимир Дмитриевич Богатырев помогали ЦБС двигаться, доказывая вовне, что у нас есть эти компетенции, и параллельно развивая их изнутри.

Новая профессия в реестре

Когда наступил переломный момент в отрасли для Центра беспилотных систем?

— В конце 2018 года, когда в Реестре профессий страны появилась строчка "оператор БПЛА". В тот момент Валерий Дмитриевич Еленев поддержал нашу инициативу об открытии программы дополнительного профессионального образования (ДПО) в вузе по направлению "Пилотирование БПЛА", и уже в сентябре 2019 года мы набрали первый курс. Первыми слушателями стали инспекторы природоохранной деятельности областного департамента охоты и рыболовства, затем пришли министерство природопользования, службы ЖКХ, правоохранительные структуры, сотрудники дорожного хозяйства, специалисты из министерства сельского хозяйства… Нет, наверное, службы и ведомства региона, представителей которых за это время мы не обучили бы навыкам пилотирования.

Кроме того, ДПО в данной сфере сыграло роль "сарафанного радио" и повысило нашу узнаваемость: у нас обучались слушатели из Москвы, Тюмени, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Казани, Ульяновска. Сравнивая качество образования и условия обучения в своих городах присутствия, они выбирали нас.

А почему идут именно к вам?

— Мы первыми в стране запустил дополнительное образование в сфере БПЛА на базе университета. К примеру, Московский авиационный институт открыл это направление позже. Более того, в 2020 году, когда бушевал COVID, мы разработали уникальный тренажер для слушателей – учебно-тренировочный комплекс для пилотов БПЛА, объединяющий в себе виртуальную реальность и реальный дрон. Разработка позволила учащимся с помощью Интернета дистанционно подключиться к тренажеру в моменты, когда возможности тренироваться в полевых условиях не было, и отработать навыки пилотирования – увидеть, как дрон летает и падает, переворачивается в воздухе, – с помощью клавиатуры на своих компьютерах. Поскольку курс у нас состоит из теории и практики (нельзя же научить плавать в пустом бассейне!), эта разработка очень пригодилась. Позже мы стали использовать тренажер как испытательный стенд, и эту разработку у нас начали активно покупать. В итоге мы передали право на разработку изобретения по лицензионному соглашению нашему индустриальному партнеру "Внуково-Авиатех", и, по условиям соглашения, с каждой продажи университет получает роялти в установленном размере.

А вам не жалко было отдавать права на тренажер?

— Все результаты научно-исследовательских разработок должны быть внедрены в индустрию и коммерциализированы – это политика университета, патенты должны приносить деньги, а не красиво висеть в рамочке на стене.

Обучить пилотированию школьников

Направление ДПО касается только обучения навыкам пилотирования?

— Нет. Недавно мы открыли новое направление ДПО – оно связано уже со сборкой, настройкой и программированием БПЛА. Также мы записали массовый открытый онлайн-курс на базе вуза, и он пользуется большим спросом: за 2023 год его прошло около тысячи человек. Пишем мы программы и под конкретных заказчиков, например, сейчас для областного минобра готовим курс для обучения педагогов школ, которые с июня 2024 года два месяца будут учиться основам сборки и пилотированию БПЛА.

В 2023 году слушателями программы ДПО по пилотированию БПЛА стали люди из 65 регионов. Таким образом, сейчас мы ведем подготовку пилотов БПЛА, сборщиков БПЛА и педагогов учебных заведений, которые будут учить детей основам сборки и пилотированию БПЛА.

Пул заказчиков ширится

Как с 2018 года изменился пул ваших партнеров и, соответственно, ваши задачи?

К примеру, сейчас мы работаем с Российскими железными дорогами по трем программам, в рамках которых с помощью беспилотников мониторится состояние и целостность земельного полотна под шпалами, грунт, обвально-скальные участки, особенно там, где есть горы (к примеру, Урал), а также участки с мостами и переездами.

Специалистам в сфере ЖКХ и энергетикам мы помогаем проверять состояние крыш, ведь если наверху образуется повреждение, оттуда уходит тепло, при этом утечки можно обнаружить с помощью тепловизора, установленного на БПЛА.

Специалистам из департамента экологии мы помогаем детектировать состояние атмосферного воздуха с помощью газового анализатора, созданного также в университете и установленного на БПЛА. Если классические службы замеряют состав воздуха не выше 15 метров, то мы поднимаемся на более высокую отметку, где, как правило, можно отследить выбросы в воздухе.

А есть ли среди ваших заказчиков партнеры по отрасли?

Конечно, мы не только обучаем пилотированию – в интересах заказчиков мы разрабатываем и системы управления БАС, и отдельные узлы (модули) для автопилотов, и регуляторы, и электронную начинку, и многое другое. В число наших партнеров вошел производитель беспилотных авиационных систем ООО "Финко" из Ижевска – города, где производится 4% всех дронов в мире! Это и завод "Радар ммс" из Санкт-Петербурга, один из лидеров в области создания радиоэлектронных систем, который занимается в том числе и БАС. Сотрудничаем и с самарской компанией "Пегас-Агро", производящей сельхозтехнику.

Испытываем коды

Получается, что внимание индустриальных партнеров к вам растет.

— Только один пример. В 2023 году мы установили рекорд: изготовили в университете более 800 БПЛА. Но я бы сказал, что внимания стало в разы больше к самой отрасли. В тему входят наука, бизнес, образование. И в этом смысле Самарская область находится в выигрышном положении – в регион приходят компании с многомиллионными инвестициями. Появился крупный инвестор – компания "Транспорт будущего", и в губернии сформировался кластер по беспилотной авиации, строится завод по производству БПЛА и комплектующих. На базе завода "Авиакор" ведется активное производство деталей для БПЛА, развиваются такие компании, как "Дельтатех" – производящая малоразмерные БПЛА с защищенными системами связи, "Автоком" – специализирующаяся на создании компонентной базы и целого модельного ряда БПЛА – с ними заключены договоры о сотрудничестве.

А что вы делаете для "Транспорта будущего"?

— Мы делаем для них испытательные стенды, системы управления БПЛА, участвуем в проектах по искусственному интеллекту, а именно испытываем коды и программы, которые разрабатывает для "Транспорта будущего" институт искусственного интеллекта университета, на реальном "железе" и даем им обратную связь – по тому, как ведут себя БПЛА в полете.

А какие беспилотники вы испытываете?

— Сейчас речь идет о создании "Транспортом будущего" линейки БПЛА, в которую входят дроны сельхозназначения для распыления удобрений, а также дроны для логистических перевозок.

А что вы делаете для "Автокома"?

— "Автоком" занимается разработкой нового для себя направления – компонентной базы для дронов, хотя традиционно они ее производят для отечественного автопрома. Мы же изготавливаем для "Автокома" опытный образец (рабочий прототип) электронных компонентов БПЛА со всей сопутствующей конструкторско-технологической документацией – для того, чтобы можно было сразу передать ее главному инженеру на завод и пустить в серию.

"Зеленый свет" на развитие БПЛА

В 2023 году о развитии беспилотников в регионе заговорили все. Почему?

— 2023 год стал определяющим для всей отрасли и особенно для нашего региона. В 2023 году в стране появился новый национальный проект – "Беспилотные авиационные системы", в котором прописано развитие БПЛА до 2030 года. Внутри нацпроекта пять федеральных программ: по созданию БПЛА, по разработке перспективных видов летательных аппаратов, по подготовке кадров для отрасли, по фундаментальным исследованиям в этой области. Как видите, в нашем университете есть все для реализации этого нацпроекта – и искусственный интеллект, и электроника, и программирование, и математика, и физика, и химия, и множество других наук. Мы гордимся тем, что у нас действуют компетенции прикладного характера, основанные на мощной фундаментальной базе и востребованные страной.

И именно в 2023 году за рекордно короткий срок (всего за восемь месяцев) Самарская область получила статус региона с экспериментальным правовым режимом (ЭПР) для тестирования БАС. На получение статуса повлияли наличие серьезного инвестора, компетенции и потенциал в области авиации, выгодное географическое положение и, конечно, развитие новых рынков, связанных с беспилотниками.

— Что дает этот статус региону?

— Создаются новые технологии, продукты, товары в области БАС, но механизмы их использования законом пока не отрегулированы. Яркий пример: дрон может доставить медикаменты (а это продукт высокой срочности) из одной точки в другую за три минуты, без пробок и курьеров. Но летать вольным образом БПЛА сейчас нельзя, нужно запрашивать разрешение за три дня до полета. И для того, чтобы отработать эти и другие нормы в правовом и техническом поле, в отдельных регионах создаются ЭПР.

На какой высоте могут работать такие беспилотники?

— До 150 метров. И как раз в рамках ЭПР нужно определить безопасный для людей коридор полетов дронов. Для этого нужен "зеленый свет", и у региона он есть. Начать такие испытания планируется на землях сельхозназначения, а также в Тольятти, "Жигулевской долине" и частично в Самаре.

В том же 2023 году Самарская область выиграла конкурс на создание первого регионального научно-производственного центра (НПЦ) гражданских беспилотных авиационных систем. В рамках работы этого НПЦ под Тольятти будет открыт испытательный сертификационный центр для БПЛА. Сейчас как раз мы занимаемся подготовкой кадров для НПЦ, выполняем научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разрабатываем электронику, готовим испытательные стенды.

Так что по всем направлениям развития беспилотной авиации Самарская область – в обойме.

Источник: firstsamara.ru