Центр беспилотных систем Самарского университета им. Королёва находится в эпицентре развития новой отрасли – отрасли беспилотных авиационных систем. Специалисты Центра не только обучают слушателей из 65 регионов навыкам пилотирования и созданию БПЛА – они стоят у самых истоков и видят дальше других, потому что опираются на плечи гигантов – фундаментальные школы и разработки национального исследовательского университета. О задачах и проектах, над которыми сейчас работает Центр беспилотных систем университета, "Первому" рассказал его руководитель Давид Овакимян.
Авиационный ген есть во всех
— Беспилотная авиация в стране стремительно развивается, и Самарский университет им. Королёва находится в мейнстриме. Как вы полагаете, почему?
— Во-первых, для этого есть все предпосылки: авиационный ген присутствует, пожалуй, во всех выпускниках университета. Во-вторых, мы включились в эту тему в числе первых в России. Хорошо помню, как в 2013 году начали появляться первые образцы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Тогда на всю страну было всего пять-шесть организаций, которые использовали эту технику, и еще меньше организаций, кто эту технику создавал и разбирался в ней. Но мы уже тогда понимали: то, что другие люди считают далекой перспективой, – вопрос ближайшего времени.
— Когда и как появился университетский Центр беспилотных систем (ЦБС)?
— Центр беспилотных систем сформировался в декабре 2016 года как сообщество молодых ученых, студентов, аспирантов. До того момента беспилотники тем или иным образом изучались на всех профильных авиационных специальностях. ЦБС постарался вобрать в себя все эти компетенции.
Но еще до создания ЦБС Самарский университет им. Королёва на всех уровнях власти – местном, региональном, федеральном – развивал отрасль беспилотной авиации. Вуз активно участвовал в разработке "дорожной карты" по развитию БПЛА с начала 2016-го по 2020 годы, затем – с 2020 по 2030 годы. Университет вошел в федеральную ассоциацию "Аэронет" – объединение по разработке и эксплуатации гражданских беспилотных авиационных систем (БАС). И если в 2016 году "Аэронет" насчитывал совсем небольшое количество участников, то в 2020 году – десятки, а сейчас их уже более сотни – актуальность темы поняли все. В нашем же университете поверили в эту историю раньше всех. Евгений Владимирович Шахматов, Андрей Брониславович Прокофьев, Валерий Дмитриевич Еленев, Михаил Анатольевич Ковалев и, конечно, Владимир Дмитриевич Богатырев помогали ЦБС двигаться, доказывая вовне, что у нас есть эти компетенции, и параллельно развивая их изнутри.
Новая профессия в реестре
— Когда наступил переломный момент в отрасли для Центра беспилотных систем?
— В конце 2018 года, когда в Реестре профессий страны появилась строчка "оператор БПЛА". В тот момент Валерий Дмитриевич Еленев поддержал нашу инициативу об открытии программы дополнительного профессионального образования (ДПО) в вузе по направлению "Пилотирование БПЛА", и уже в сентябре 2019 года мы набрали первый курс. Первыми слушателями стали инспекторы природоохранной деятельности областного департамента охоты и рыболовства, затем пришли министерство природопользования, службы ЖКХ, правоохранительные структуры, сотрудники дорожного хозяйства, специалисты из министерства сельского хозяйства… Нет, наверное, службы и ведомства региона, представителей которых за это время мы не обучили бы навыкам пилотирования.
Кроме того, ДПО в данной сфере сыграло роль "сарафанного радио" и повысило нашу узнаваемость: у нас обучались слушатели из Москвы, Тюмени, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Казани, Ульяновска. Сравнивая качество образования и условия обучения в своих городах присутствия, они выбирали нас.
— А почему идут именно к вам?
— Мы первыми в стране запустил дополнительное образование в сфере БПЛА на базе университета. К примеру, Московский авиационный институт открыл это направление позже. Более того, в 2020 году, когда бушевал COVID, мы разработали уникальный тренажер для слушателей – учебно-тренировочный комплекс для пилотов БПЛА, объединяющий в себе виртуальную реальность и реальный дрон. Разработка позволила учащимся с помощью Интернета дистанционно подключиться к тренажеру в моменты, когда возможности тренироваться в полевых условиях не было, и отработать навыки пилотирования – увидеть, как дрон летает и падает, переворачивается в воздухе, – с помощью клавиатуры на своих компьютерах. Поскольку курс у нас состоит из теории и практики (нельзя же научить плавать в пустом бассейне!), эта разработка очень пригодилась. Позже мы стали использовать тренажер как испытательный стенд, и эту разработку у нас начали активно покупать. В итоге мы передали право на разработку изобретения по лицензионному соглашению нашему индустриальному партнеру "Внуково-Авиатех", и, по условиям соглашения, с каждой продажи университет получает роялти в установленном размере.
— А вам не жалко было отдавать права на тренажер?
— Все результаты научно-исследовательских разработок должны быть внедрены в индустрию и коммерциализированы – это политика университета, патенты должны приносить деньги, а не красиво висеть в рамочке на стене.
Обучить пилотированию школьников
— Направление ДПО касается только обучения навыкам пилотирования?
— Нет. Недавно мы открыли новое направление ДПО – оно связано уже со сборкой, настройкой и программированием БПЛА. Также мы записали массовый открытый онлайн-курс на базе вуза, и он пользуется большим спросом: за 2023 год его прошло около тысячи человек. Пишем мы программы и под конкретных заказчиков, например, сейчас для областного минобра готовим курс для обучения педагогов школ, которые с июня 2024 года два месяца будут учиться основам сборки и пилотированию БПЛА.
В 2023 году слушателями программы ДПО по пилотированию БПЛА стали люди из 65 регионов. Таким образом, сейчас мы ведем подготовку пилотов БПЛА, сборщиков БПЛА и педагогов учебных заведений, которые будут учить детей основам сборки и пилотированию БПЛА.
Пул заказчиков ширится
— Как с 2018 года изменился пул ваших партнеров и, соответственно, ваши задачи?
— К примеру, сейчас мы работаем с Российскими железными дорогами по трем программам, в рамках которых с помощью беспилотников мониторится состояние и целостность земельного полотна под шпалами, грунт, обвально-скальные участки, особенно там, где есть горы (к примеру, Урал), а также участки с мостами и переездами.
Специалистам в сфере ЖКХ и энергетикам мы помогаем проверять состояние крыш, ведь если наверху образуется повреждение, оттуда уходит тепло, при этом утечки можно обнаружить с помощью тепловизора, установленного на БПЛА.
Специалистам из департамента экологии мы помогаем детектировать состояние атмосферного воздуха с помощью газового анализатора, созданного также в университете и установленного на БПЛА. Если классические службы замеряют состав воздуха не выше 15 метров, то мы поднимаемся на более высокую отметку, где, как правило, можно отследить выбросы в воздухе.
— А есть ли среди ваших заказчиков партнеры по отрасли?
— Конечно, мы не только обучаем пилотированию – в интересах заказчиков мы разрабатываем и системы управления БАС, и отдельные узлы (модули) для автопилотов, и регуляторы, и электронную начинку, и многое другое. В число наших партнеров вошел производитель беспилотных авиационных систем ООО "Финко" из Ижевска – города, где производится 4% всех дронов в мире! Это и завод "Радар ммс" из Санкт-Петербурга, один из лидеров в области создания радиоэлектронных систем, который занимается в том числе и БАС. Сотрудничаем и с самарской компанией "Пегас-Агро", производящей сельхозтехнику.
Испытываем коды
— Получается, что внимание индустриальных партнеров к вам растет.
— Только один пример. В 2023 году мы установили рекорд: изготовили в университете более 800 БПЛА. Но я бы сказал, что внимания стало в разы больше к самой отрасли. В тему входят наука, бизнес, образование. И в этом смысле Самарская область находится в выигрышном положении – в регион приходят компании с многомиллионными инвестициями. Появился крупный инвестор – компания "Транспорт будущего", и в губернии сформировался кластер по беспилотной авиации, строится завод по производству БПЛА и комплектующих. На базе завода "Авиакор" ведется активное производство деталей для БПЛА, развиваются такие компании, как "Дельтатех" – производящая малоразмерные БПЛА с защищенными системами связи, "Автоком" – специализирующаяся на создании компонентной базы и целого модельного ряда БПЛА – с ними заключены договоры о сотрудничестве.
— А что вы делаете для "Транспорта будущего"?
— Мы делаем для них испытательные стенды, системы управления БПЛА, участвуем в проектах по искусственному интеллекту, а именно испытываем коды и программы, которые разрабатывает для "Транспорта будущего" институт искусственного интеллекта университета, на реальном "железе" и даем им обратную связь – по тому, как ведут себя БПЛА в полете.
— А какие беспилотники вы испытываете?
— Сейчас речь идет о создании "Транспортом будущего" линейки БПЛА, в которую входят дроны сельхозназначения для распыления удобрений, а также дроны для логистических перевозок.
— А что вы делаете для "Автокома"?
— "Автоком" занимается разработкой нового для себя направления – компонентной базы для дронов, хотя традиционно они ее производят для отечественного автопрома. Мы же изготавливаем для "Автокома" опытный образец (рабочий прототип) электронных компонентов БПЛА со всей сопутствующей конструкторско-технологической документацией – для того, чтобы можно было сразу передать ее главному инженеру на завод и пустить в серию.
"Зеленый свет" на развитие БПЛА
— В 2023 году о развитии беспилотников в регионе заговорили все. Почему?
— 2023 год стал определяющим для всей отрасли и особенно для нашего региона. В 2023 году в стране появился новый национальный проект – "Беспилотные авиационные системы", в котором прописано развитие БПЛА до 2030 года. Внутри нацпроекта пять федеральных программ: по созданию БПЛА, по разработке перспективных видов летательных аппаратов, по подготовке кадров для отрасли, по фундаментальным исследованиям в этой области. Как видите, в нашем университете есть все для реализации этого нацпроекта – и искусственный интеллект, и электроника, и программирование, и математика, и физика, и химия, и множество других наук. Мы гордимся тем, что у нас действуют компетенции прикладного характера, основанные на мощной фундаментальной базе и востребованные страной.
И именно в 2023 году за рекордно короткий срок (всего за восемь месяцев) Самарская область получила статус региона с экспериментальным правовым режимом (ЭПР) для тестирования БАС. На получение статуса повлияли наличие серьезного инвестора, компетенции и потенциал в области авиации, выгодное географическое положение и, конечно, развитие новых рынков, связанных с беспилотниками.
— Что дает этот статус региону?
— Создаются новые технологии, продукты, товары в области БАС, но механизмы их использования законом пока не отрегулированы. Яркий пример: дрон может доставить медикаменты (а это продукт высокой срочности) из одной точки в другую за три минуты, без пробок и курьеров. Но летать вольным образом БПЛА сейчас нельзя, нужно запрашивать разрешение за три дня до полета. И для того, чтобы отработать эти и другие нормы в правовом и техническом поле, в отдельных регионах создаются ЭПР.
— На какой высоте могут работать такие беспилотники?
— До 150 метров. И как раз в рамках ЭПР нужно определить безопасный для людей коридор полетов дронов. Для этого нужен "зеленый свет", и у региона он есть. Начать такие испытания планируется на землях сельхозназначения, а также в Тольятти, "Жигулевской долине" и частично в Самаре.
В том же 2023 году Самарская область выиграла конкурс на создание первого регионального научно-производственного центра (НПЦ) гражданских беспилотных авиационных систем. В рамках работы этого НПЦ под Тольятти будет открыт испытательный сертификационный центр для БПЛА. Сейчас как раз мы занимаемся подготовкой кадров для НПЦ, выполняем научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разрабатываем электронику, готовим испытательные стенды.
Так что по всем направлениям развития беспилотной авиации Самарская область – в обойме.
Источник: firstsamara.ru