федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Зоя Морина приехала учиться в Самару из Новокуйбышевска. И в 2023 году она завершила обучение на бакалавриате Самарского университета им. Королёва с красным дипломом, через пару месяцев получила диплом о втором высшем в Малой академии государственного управления, поступила в магистратуру, победила в конкурсе "Роскосмоса" "Орбита молодёжи", а в 2024 году стала стипендиатом благотворительного фонда Владимира Потанина. Девушка ведёт исследования в области теоретической механики, работает в Самарском университете им. Королёва и организовывает научные бои учёных "Science Slam | Самарский Университет". Как ей удаётся всё успевать и добиваться успехов, она рассказала газете "Полёт".

– Я из города, который тесно связан с нефтяной промышленностью, но понимала, что с нефтянкой жизнь связывать не хочу. И с результатами ЕГЭ отправилась изучать сайт Самарского университета им. Королёва. Пришла с запросом: "Мне математики и физики, пожалуйста. И побольше!" Выбрала несколько наиболее понравившихся направлений, а когда приехала в приёмную комиссию, познакомилась с руководителем направления "Механика и математическое моделирование" – Русланом Сергеевичем Пикаловым. И вот я учусь в институте авиационной и ракетно-космической техники на кафедре теоретической механики. С детства я строить ракеты не мечтала. Да и направление моё не всегда только про космос. 

– Что такое математическое моделирование?

– На первый взгляд математическое моделирование может показаться далёким от практической космонавтики. Однако без наших расчётов и моделей не сможет пройти ни одна современная космическая миссия. Даже если мы используем самые простые модели, мы можем предсказать поведение объектов на орбите. Так, например, моя работа посвящена прогнозированию вращения аппарата. Я ввожу в программу технические параметры спутников – их массу, размеры, координаты орбиты и другие характеристики. Решаю различные уравнения – кинематические и динамические уравнения движения. В результате этих расчётов могу, не покидая Земли, определить, как аппарат будет двигаться на орбите. Сейчас я могу рассчитать угловое движение спутников с диссипативными демпферами – устройствами, которые гасят колебания.

– Насколько математические модели соответствуют реальности? Пример – три лунных миссии, три разных государства, и каждая неуспешна по-своему. Кто-то что-то не так рассчитал?

– Сложно сказать. Там могут быть проблемы с конструкцией аппаратов. Многие путают понятия математической модели и конструкторского решения. Каждый неудачный случай требует детального анализа причин и корректировки моделей для более точного прогнозирования и планирования будущих миссий.

– Хорошо. Будем считать, что ты не только теоретик, но и дипломат. Как получилось, что тебя заинтересовала именно математика?

– С самого детства мне была интересна именно вселенная чисел, магия уравнений. Вообще, приёмы оптимизации при решении уравнений меня до сих пор завораживают. Я испытываю эстетическое наслаждение, получая правильный ответ. В первую очередь в школе мне нравились математика и расчёты, из физики – разделы по теоретической механике, динамике. Кстати, уверена, если вам не нравится физика, то вы просто не нашли свой раздел! И надо сказать, что это у нас семейное: мама – аналитик, папа – программист, бабушка – экономист. Так что пятый класс я уже осознанно выбрала с математическим уклоном. Из гуманитарных предметов всё же отмечу литературу.

– Занималась ли ты научными исследованиями в школе?

– В 10-м классе я перешла в лучший класс в школе – "Роснефть". Этот класс привлекал своим сильным преподавательским составом. И так как моя цель была сдать ЕГЭ на высокие баллы, я решила выбрать именно его. Именно здесь я начала заниматься научной работой. Выбрала информатику – писала программу, связанную с базами данных. Не думаю, что это было какое-то значительное исследование, особенно если смотреть на программы, с которыми работаю сейчас. Считаю, что для школьника наука – это возможность пробовать и учиться, не обязательно создавать что-то по-настоящему новое. 

Чтобы заниматься наукой, нужно быть очень аккуратной, уметь сосредотачиваться, искать ошибки в коде, уметь отключаться от остального мира – концентрироваться. Большую роль играет научный руководитель. В моём случае это была моя учительница по информатике – Наталья Борисовна Потоцкая, она консультировала и направляла меня в нужную сторону. 

Чтобы всё успевать, надо уметь управлять своим временем. И исследовательская работа учит как раз тайм-менеджменту. 

Да, у меня исследовательская деятельность отнимала достаточно много времени. Как и учёба. Я окончила школу на отлично. Но успевала и  гулять, читать, общаться. Общение с людьми для меня тоже важно. 

– С какого курса началась научная деятельность?

– На самом деле наукой в университете я начала заниматься сравнительно поздно. На первом курсе я решила попробовать что-то отличное от науки и учёбы. В моём расписании сразу появилось много профильных предметов, и я ощутила, что многого не знаю. Тогда я полностью погрузилась в общественную деятельность и стала старостой сначала группы, а потом института. Мы организовывали различные мероприятия для студентов и абитуриентов, а также выездные школы и семинары для активистов.

К третьему курсу я осознала, что пора приступать к написанию диплома. Выбирая научного руководителя,  заинтересовалась тематикой, которую ведёт Антон Владимирович Дорошин. Он также преподавал некоторые предметы и работал сотрудником на кафедре, на которой я училась. Кроме того, мы уже ранее сотрудничали: когда он был директором института, а я выполняла обязанности старосты института, и работать с ним мне было комфортно.

– Страшно было?

– Да, очень. Изначально мне страшно было показаться глупой. Когда ты на третьем курсе знакомишься с докторской работой научного руководителя, вопросов возникает множество. Ты читаешь и пытаешься понять отрывочные фрагменты, и кажется, что уловить суть невозможно. На конференциях всё время ожидаешь какого-то подвоха: вот-вот спросят что-то, а ты не сможешь ответить! Но вскоре, когда уже набралась опыта, я успокоилась.  

– Сталкивалась со стереотипами о девушках?

– Бывало. Ездила на конференцию в Красноярск, была единственной девушкой на секции. После моего выступления – в аудитории тишина. И тут с задних рядов вздох: "Господи, зачем вам это надо?" Считаю, что всё это глупости. Мне интересно, что получится, ты считаешь, анализируешь, делаешь выводы и, узнав, что твои расчёты оказались верными, испытываешь удовольствие. И думаешь с замиранием сердца: что же будет дальше?

– Ты визуализируешь свои математические расчёты? Многих смущает математика своей отвлечённостью от реальности.

– У нас всё же это цифры. Оживают они, когда появляются конкретные результаты. Задачи у нас абсолютно реальны. Это конкретные спутники, конкретные характеристики. Я понимаю, что я делаю и зачем. 

– Как думаешь, тебе труднее в науке, чем парням?

– Я об этом не задумываюсь. Сравниваю уровни образования. Понимаю, что моё исследование и работы аспирантов находятся в разных весовых категориях. Стараюсь понять, где я нахожусь сейчас и куда мне расти. 

Елена Памурзина

Фото Руслана Пикалова