федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Трамплин в будущее

Трамплин в будущее

Самарский университет

Почему Передовая инженерная аэрокосмическая школа Самарского университета имени Королёва – это перспективно, увлекательно и престижно

Богатырев Владимир Ткаченко Иван Передовые инженерные школы (ПИАШ)
25.06.2024 1970-01-01

Два года назад Самарский университет имени Королёва стал участником флагманского федерального проекта Минобрнауки России "Передовые инженерные школы". Его ключевая идея – объединить науку и производство и сформировать новую инженерную элиту. Сегодня Передовая инженерная аэрокосмическая школа стала полигоном для создания технологий, которые только начинают применяться на самых продвинутых производствах. Здесь готовят специалистов, способных и разрабатывать такие технологии, и внедрять их на предприятиях. Изобретать и работать с людьми. Быть и творцами, и организаторами.

Требуется инженерная элита

Быть одним из первопроходцев в разработке новой модели инженерного образования, взяться за создание, ни много ни мало, новой инженерной элиты – такой вызов не каждому по плечу. Самарский университет имени Королёва этот вызов принял. Прошел конкурсный отбор в Минобрнауки России, где из 89 лучших университетов страны в проект отобрали лишь 30. А затем сформировал, оснастил и запустил Передовую инженерную аэрокосмическую школу (ПИАШ).

Сегодня это бурно развивающееся научно-образовательное подразделение университета, в котором готовят инженеров новой формации. В работе школы непосредственно участвуют специалисты сразу трех институтов инженерного пула: ИАРКТ (авиационной и ракетно-космической техники), ИДЭУ (двигателей и энергетических установок) и ИИК (информатики и кибернетики). В ПИАШ по восьми специально разработанным, оригинальным образовательным программам одновременно обучаются 250 студентов. Кроме того, за два года здесь получили дополнительное профессиональное образование или повысили квалификацию более сотни действующих инженеров аэрокосмических предприятий региона.

Наконец, прямо сейчас завершает работу над выпускными квалификационными работами первый выпуск магистратуры ПИАШ, и через считанные недели у новоиспеченных магистров начнется новый этап в жизни и карьере. У кого-то на аэрокосмических предприятиях, а кто-то останется в alma mater, поступит в аспирантуру и продолжит научную работу.

На смену им придут наиболее амбициозные выпускники профильных бакалавриатов и студенты, оканчивающие второй курс. У них есть возможность выбрать между традиционным образовательным треком и более сложной программой ПИАШ. Образовательные программы школы предусматривают два варианта обучения. Первый рассчитан на четыре года – бакалавриат и магистратура по схеме "2+2". Второй – два года в магистратуре, причем в магистратуру ПИАШ могут поступить и обладатели дипломов бакалавра из других университетов. Но есть нюанс: одного желания учиться в Передовой инженерной аэрокосмической школе недостаточно.

"Студентов в ПИАШ мы отбираем на конкурсной основе. Основные критерии – балл по основной образовательной программе, уровень знания английского языка. И главную оценку дают представители предприятий – индустриальных партнеров университета", – рассказал Владимир Богатырев – ректор Самарского университета имени Королёва. Отбор серьезный и, по словам Ивана Ткаченко, в этом году он станет еще более строгим. Действительно, чтобы успешно усваивать программу ПИАШ, нужны качественная базовая подготовка и глубокая внутренняя мотивация стать крутым специалистом. Кстати, преподаватели и научные сотрудники ПИАШ тоже прошли через конкурсное сито. А разве с другими подходами можно вырастить инженерную элиту?

Поступаю в ПИАШ!

В 2022 году Даниил Искворин и Анастасия Крюкова выдержали конкурс и попали в первый набор магистратуры ПИАШ. Сегодня, два года спустя, Анастасия оканчивает университет по направлению "Авиастроение", ее программа – "Инновации и цифровизация в производстве летательных аппаратов". Даниил – двигателист, его магистерская программа увязывает инженерию и информатику – "Искусственный интеллект и большие данные в двигателестроении". Почему они, получив диплом бакалавра, предпочли вместо традиционной инженерной магистратуры поступать в магистратуру Передовой инженерной аэрокосмической школы?

"Сейчас в производство летательных аппаратов повсеместно внедряются инновационные цифровые технологии, происходит его автоматизация, роботизация. Мне понравилось, что в ПИАШ, в отличие от традиционной магистратуры, есть возможность все это изучить и использовать в своей работе", – объяснила Анастасия Крюкова.

Во время учебы в магистратуре преподаватели заинтересовали студентку имитационным моделированием. Эта тема вообще не входила в учебную программу, но в ПИАШ созданы все условия для ее изучения, и Анастасия этим воспользовалась. Для Даниила возможность освоить и применять цифровые технологии тоже стала решающим аргументом в выборе магистратуры.

"Поступив в магистратуру ПИАШ, я развил компетенции, которые получил в бакалавриате Института двигателей и энергетических установок, и в дополнение к ним приобрел новые – те, что осваивают студенты Института информатики и кибернетики. Такой программы, на которой я учился в ПИАШ, в традиционной магистратуре ИДЭУ нет", – обосновал свой выбор Даниил Искворин.

Мультидисциплинарность – одна из "изюминок" образовательных программ ПИАШ. Здесь каждый студент приобретает ряд смежных компетенций, в частности, в области цифровых технологий. А некоторые выпускники инженерных бакалавриатов в магистратуре вообще с головой погружаются в IT.

"Мы специально выделили ряд мест в программах ИT-направления и отдали их студентам, которые окончили бакалавриат не по ИT-специальностям, а по инженерным, машиностроительным направлениям подготовки. И мы увидели большой интерес с их стороны", – пояснил заместитель ректора, директор ПИАШ Иван Ткаченко.

Уникальная особенность ПИАШ Самарского университета имени Королёва в том, что разные компетенции соединены в рамках одной образовательной программы, а также в рамках специально сформированных мультидисциплинарных команд, где собираются группы студентов из пяти-семи человек. В такой команде каждый, оставаясь в своих привычных направлениях, играет определенные роли: инженер-проектировщик, менеджер по качеству, IT-инженер… А преподаватель предоставляет студенту возможность попробовать каждую роль, чтобы он понял, на чем ему специализироваться.

Отсюда один шаг до настоящей кадровой революции – трудоустройства на предприятии готовой мультидисциплинарной команды, выращенной в ПИАШ. Как говорит Иван Ткаченко, осталось убедить работодателей принимать такие команды. Это самое сложное. Впрочем, в ПИАШ убеждены, что в недалеком будущем это случится.

Образование через исследования

Ключевые особенности образовательного формата Передовой инженерной аэрокосмической школы – это самая тесная связь с производством и привлечение студентов к научным исследованиям. Живое воплощение базового принципа, на котором строится обучение в Самарском университете имени Королёва: "Образование через исследования".

Сами исследования ведутся в интересах индустриальных партнеров, ключевыми из которых являются АО "Ракетно-космический центр "Прогресс" (входит в "Роскосмос"), АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК, входит в "Ростех"), ее дочернее предприятие ПАО "ОДК – Кузнецов", а также АО "Авиакор – авиационный завод". Они непосредственно участвуют в формировании образовательных программ, выступают заказчиками научно-исследовательских работ. При этом и сам круг ключевых индустриальных парт-неров постоянно расширяется: в 2022 году их было два, в 2023-м – уже четыре, а сейчас серьезный интерес к сотрудничеству с ПИАШ демонстрирует "Росатом".

Глубокое погружение студентов одновременно и в индустриальную среду, и в науку происходит прямо в кампусе университета. Для этого в ПИАШ создали две киберфизические фабрики: малых космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (МКА ДЗЗ) и малоразмерных газотурбинных двигателей (ГТД). На первой разрабатывается технология крупносерийной роботизированной сборки наноспутника радиолокационного наблюдения. И сам кубсат размерностью 12U, и технология создаются совместно с частной космической компанией "СТЦ" из Санкт-Петербурга. Запуск первого аппарата запланирован на конец 2024 года. Очень интересный и важный для страны проект.

А на второй киберфизической фабрике работают над интеллектуальной производственной ячейкой (ИПЯ) по изготовлению малоразмерных ГТД. Их разработкой и испытанием сейчас занимаются в Инжиниринговом центре университета. Иными словами, в вузе разрабатывают и сами двигатели, и технологию их изготовления, и роботизированный производственный участок. Как пояснила заведующая лабораторией интеллектуальных систем управления ПИАШ Виктория Кокарева, из таких ИПЯ как из "кирпичиков" можно собирать производственные единицы любого масштаба. За этой технологией – будущее аэрокосмических предприятий.

Даниил Искворин – один из участников проекта создания киберфизической фабрики малоразмерных ГТД. Он занимался адаптацией программного обеспечения. Проект дал ему бесценный опыт работы в команде. Аналогичный опыт получила и Анастасия Крюкова, участвуя в проектах по управлению качеством, по разработке беспилотников. Она даже побывала в роли наставника, делясь своими знаниями по имитационному моделированию со студентами бакалавриата ПИАШ.

В ПИАШ учатся все

Разработка и внедрение новой модели инженерного образования, сложнейшие научные исследования требуют от преподавателей ПИАШ, от научных сотрудников школы постоянного развития. Для этого организуются стажировки, запущены программы переподготовки, повышения квалификации, которые охватывают всех сотрудников школы. Одна из таких программ была реализована летом 2023 года.

Как рассказала заместитель директора ПИАШ Екатерина Савич, группа преподавателей побывала на ряде ведущих предприятий Санкт-Петербурга, а также в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете и в университете ИТМО.

Главная ценность таких образовательных программ – в обмене опытом, в изу-чении лучших практик, разработанных коллегами. Например, внимание Виктории Кокаревой привлекла цифровая модель верфи, разработанная в морском университете, – "кораблестроительный" аналог модели цифрового завода, созданной в ПИАШ и реализованной в киберфизических фабриках.

Опыт университета ИТМО в организации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) студентов особенно ценен для Екатерины Савич как руководителя, отвечающего в ПИАШ за разработку учебных планов и программ. ИОТ – один из мейнстримов современной системы образования, а индустриальным партнерам очень нужны молодые специалисты с широким кругозором и набором компетенций, но при этом адаптированные к конкретным производственным задачам. В Передовой инженерной аэрокосмической школе Самарского университета имени Королёва растят именно таких инженеров.

Владимир Богатырев, ректор Самарского университета имени Королёва:

Студентов в ПИАШ мы отбираем на конкурсной основе. Основные критерии – балл по основной образовательной программе, уровень знания английского языка. И главную оценку дают представители предприятий – индустриальных партнеров университета. Они оценивают студентов, почему именно этот студент должен учиться в передовой инженерной школе и почему именно на том направлении, какое он выбрал, и что нового и интересного он может привнести именно в эту индустрию.

Иван Ткаченко, заместитель ректора Самарского университета имени Королёва, директор ПИАШ:

— Наше главное достижение – разработка концептуальной модели цифрового завода, на основе которой созданы цифровая фабрика проектирования авиационной техники и две киберфизические фабрики – малых космических аппаратов и малоразмерных газотурбинных двигателей. Это научно-образовательные полигоны, где студенты ПИАШ участвуют в разработке технологий роботизации, которые затем передаются индустриальным партнерам.

Источник: firstsamara.ru