федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

"Волга Ньюс": Екатерина Савич: "Наши студенты – будущая инженерная элита страны"

"Волга Ньюс": Екатерина Савич: "Наши студенты – будущая инженерная элита страны"

Самарский университет

С 2022 года Самарский университет им. Королёва участвует в формировании новой модели инженерного образования в России

СМИ о Самарском университете Савич Екатерина Интервью Передовые инженерные школы (ПИАШ) Образование
26.06.2024 1970-01-01

С 2022 года Самарский университет им. Королёва участвует в формировании новой модели инженерного образования в России, которая реализуется на базе Передовой инженерной аэрокосмической школы университета.

В чем уникальность образовательных программ ПИАШ, кто может стать студентом передовой школы инженерных знаний и почему в приемной комиссии обязательно участвуют представители ведущих индустриальных производств? Об этом читателям Волга Ньюс рассказала Екатерина Савич, заместитель директора Передовой инженерной аэрокосмической школы Самарского университета им. Королёва.

- На базе университета создана Передовая инженерная аэрокосмическая школа. В чем уникальность этого образования?

- Новые образовательные программы ПИАШ направлены на подготовку специалистов с метакомпетенциями в области проектирования и внедрения киберфизических производственных систем. Ключевой особенностью образовательных программ является совмещение освоения ИТ и инженерных компетенций с целью подготовки специалистов в области ИТ, способных решать сложные инжиниринговые задачи.

Ключевой упор при обучении сделан на практикоориентриованность. В основу образовательных программ положена проектная деятельность на протяжении всего срока обучения в малых проектных группах по тематике научных проектов ПИАШ. В состав учебной проектной группы входят студенты ПИАШ, тьютор, наставник с предприятия индустриального партнера, заинтересованного в результатах проводимых работы. Данная форма обучения позволит сформировать в процессе обучения проектные команды и даст возможность индустриальному партнеру трудоустроить на предприятие сразу всю команду студентов.

Для реализации предложенной модели особое внимание при обучении уделено формированию у обучающихся метакомпетенций, способности к коммуникации и работе в команде с целью формирования навыка командного выполнения проектных задач.

- Как стать студентом ПИАШ? Какими знаниями и личными качествами должен обладать человек, который стремится войти в инженерную элиту страны?

- Чтобы стать студентом ПИАШ, необходимо кроме традиционных процедур при поступлении пройти еще и конкурсный отбор. Для программ магистратуры конкурсный отбор проводится после сдачи вступительных испытаний в университет, а для программ бакалавриата аналогичный конкурсный отбор проводится среди студентов, окончивших 2 года обучения на программах инженерных направлений университета.

При отборе особое внимание уделяется готовности студентов к обучению с большим вовлечением в проектную деятельность при тесной взаимосвязи с индустриальными партнерами. Поэтому основной упор при отборе делается на мотивационную составляющую. Почему студент хочет обучаться именно на данной образовательной программе, почему именно он достоин обучаться в ПИАШ, какую карьерную траекторию он стремиться пройти? Эти и другие вопросы при отборе студентов задают представители индустриальных партнеров, входящие в состав конкурсной комиссии по отбору обучающихся в ПИАШ.

- Насколько востребованы сегодня инженеры? На какую заработную плату они могут претендовать? Поможет ли ПИАШ в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников?

- Мы постоянно актуализируем запросы от индустрии на подготовку инженерных кадров. В настоящее время все предприятия страны испытывают большой дефицит в инженерных кадрах. Наша задача - не только готовить высококвалифицированных специалистов, но и формировать у молодежи стремление к научно-техническому развитию страны.

На данный момент рассматриваются различные варианты поощрения выпускников ПИАШ при трудоустройстве на предприятия к индустриальным партнерам. Это и повышенная заработная плата, по сравнению с выпускниками других направлений, это и возможность трудоустройства прямо во время обучения с возможностью иметь более гибкий график работы, чтобы не отставать в обучении, рассматриваются интересные варианты с присвоением после окончания ПИАШ сразу второй категории при трудоустройстве и другие различные стимулы для обучающихся.

- На какие образовательные программы будет проводиться набор в этом году?

В 2024 году набор в ПИАШ проводится на 7 программ магистратуры. По шести программам обучение в школе уже ведется: "Искусственный интеллект и большие данные в двигателестроении", "Автоматизация и инновации в проектировании и производстве авиационной техники", "Системный инжиниринг и проектирование бортовых электронных средств", "Системный инжиниринг и проектирование радиотехнических устройств", "Организация цифрового производства" и "Интеллектуальные системы управления цифровой инфраструктурой предприятия".

Дополнительно в этом году в ПИАШ стартует новая сетевая программа магистратуры "Aerospace Engineering and Technology" совместно с Шанхайским университетом транспорта.

- Смогут ли поступить в ПИАШ выпускники бакалавриата других университетов России?

- На магистерские программы ПИАШ могут поступить выпускники технических направлений бакалавриата любых университетов. Также на некоторых треках отдельных образовательных программ мы предполагаем заинтересованность уже работающих инженеров предприятий для дальнейшего их обучения и получения диплома магистра.

На программы бакалавриата могут поступать только студенты бакалавриата Самарского университета после 2 года обучения на инженерных направлениях.

- Правда ли, что в состав комиссии на вступительных испытаниях в магистратуру войдут представители индустриальных партнеров? В чем их интерес и по каким критериям они будут оценивать претендентов?

- Да, обязательным условием при поступлении в ПИАШ является оценка абитуриента индустриальными партнерами.

При поступлении в магистратуру представители индустрии входят в состав комиссии на этапе вступительных испытаний. При поступлении на программы бакалавриата создается конкурсная комиссия, куда также входят представители партнеров.

В качестве одного из элементов при поступлении в ПИАШ мы выделили написание мотивационного письма абитуриентами. В первую очередь партнеры оценивают не столько уровень предыдущей подготовки, сколько заинтересованность в выбранном направлении обучения и мотивацию к построению карьерной траектории в рамках индустрии.

- Как будет проходить процесс обучения? Какие новые форматы будут внедрены?

- В рамках магистерских программ мы стремимся максимально отойти от лекционных и теоретических занятий в пользу большого числа практик и самостоятельной работы для участия в научных и производственных проектах.

Для подготовки лидеров для предприятий аэрокосмической отрасли в образовательные программы ПИАШ включен модуль, формирующий компетенции цифрового инженера, включающий системное мышление и анализ, системную инженерию сложных технологических систем, цифровые технологии для проектирования инженерных объектов, перспективные технологические процессы, VR/AR-технологии, робототехнику и др.

С целью формирования при обучении команд разнопрофильных специалистов, нацеленных на совместное решение задач аэрокосмической отрасли, студент выбирает роль в проекте и при участии наставника проекта и тьютора составляет индивидуальную образовательную траекторию, которая позволит сформировать необходимые ему для успешной реализации проекта умения и навыки.

- В каких научных проектах смогут принять участие обучающиеся ПИАШ?

- В ПИАШ ведется большое количество НИОКТР, в которых обучающиеся могут принимать участие. Также мы сейчас формируем запросы к индустриальным партнерам на предоставление технических заданий и проблем, которые могут быть решены группами студентов под руководством наставников с предприятия. Это позволит студентам погрузиться в среду предприятия, узнать ближе особенности работы, а может быть, и сразу трудоустроиться.

Планируется, что выбирать проекты студенты смогут через цифровую карьерную систему, которая сейчас активно разрабатывается в Самарском университете.

Для справки

Образовательная инфраструктура ПИАШ Самарского университета им. Королёва

На сегодняшний день в ПИАШ входят три фабрики:

  • киберфизическая фабрики малоразмерных газотурбинных двигателей,
  • цифровая фабрика региональной авиации и беспилотных летательных аппаратов,
  • киберфизическая фабрика малых космических аппаратов.

Три лаборатории:

  • Лаборатория промышленного интернета вещей
  • Лаборатория интеллектуальных систем управления предприятием
  • Учебно-исследовательская лаборатория проектирования и производственных испытаний полезной нагрузки малых космических аппаратов дистанционного зондирования Земли

Восемь интерактивных комплексов опережающей подготовки инженерных кадров на основе современных цифровых технологий:

  • "Системный инжиниринг беспилотных авиационных систем"
  • "Цифровые аддитивные технологии"
  • "VR-технологии"
  • "Робототехника и мехатроника"
  • "Цифровой инжиниринг технологических процессов"
  • "Компьютерный инжиниринг и цифровые технологии"
  • "Иммерсивные технологии в двигателестроении"
  • "Организация и оптимизация производственных процессов"

В 2024 году запланировано создание и оснащение еще трех лабораторий:

  • лаборатория оптической лазерной связи
  • лаборатория электроники
  • лаборатория технологий интегрированной реальности

Источник: volga.news