федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Авиационные и ракетные двигатели: надежность, устойчивость, управляемость, борьба с шумом

Авиационные и ракетные двигатели: надежность, устойчивость, управляемость, борьба с шумом

Самарский университет

В Самарском университете им. Королёва проходит VII Международная научно-техническая конференция "Динамика и виброакустика машин"

Шахматов Евгений Прокофьев Андрей Богатырев Владимир Шорин Владимир Конференция Динамика и виброакустика машин сотруднику Наука
06.09.2024 1970-01-01

4 сентября в Самарском национальном исследовательском университете им. академика С.П. Королёва открылась VII Международная научно-техническая конференция "Динамика и виброакустика машин" (DVM'2024), которая проходит каждые два года.

Организатором конференции традиционно выступает наш университет при поддержке Минобрнауки России, Самарского федерального исследовательского центра РАН и при участии ряда ведущих научных учреждений и предприятий аэрокосмической отрасли, в числе которых Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ), Институт машиноведения РАН им. А.А. Благонравова.

Сопредседатели программного комитета – академик РАН, научный руководитель Самарского университета им. Королёва Евгений Шахматов и вице-президент РАН, научный руководитель ЦАГИ Сергей Чернышев.

Конференция посвящена теоретическим и экспериментальным исследованиям в области динамики машин и управления, разработке пневматических и гидравлических систем и приводов, мехатронных модулей, решению проблем шума и вибраций.

"Тематика ваших докладов и дискуссий постоянно обновляется и расширяется. Это значит, что конференция живет, соответствует вызовам времени и интересам индустриальных партнеров. А участие в ней зарубежных ученых показывает, что высокая наука не имеет границ", – обратился Владимир Богатырев, ректор Самарского университета им. Королёва, к участникам, открывая конференцию.

Ректор подчеркнул, что конференция зародилась по инициативе коллектива кафедры автоматических систем энергетических установок, которая сейчас носит имя основоположника научного направления виброакустики гидрогазовых систем и основателя кафедры академика РАН Владимира Павловича Шорина.

В приветствии академика РАН Сергея Чернышева, которое зачитал председатель оргкомитета Андрей Прокофьев, первый проректор – проректор по научно-исследовательской работе, в частности, говорится:

"Желаю Самарскому национальному исследовательскому университету имени академика С.П. Королёва и в дальнейшем успешно развивать научные идеи академика Владимир Павловича Шорина, а участникам научно-технической конференции – плодотворной работы".

Доклад, открывающий пленарное заседание конференции, был также посвящен научному наследию академика Шорина. Его ученик, академик РАН Евгений Шахматов, под руководством которого продолжаются исследования в области виброакустики гидрогазовых систем, отметил:

"Если взглянуть на классификацию гасителей колебаний в гидрогазовых системах, которую в свое время выполнил Владимир Павлович, а мы, его ученики, затем развивали эти направления, то за каждым значком на схеме стоит колоссальный труд, стоят судьбы ученых – кандидатов, докторов наук. В его научной школе, которая активно развивается и сейчас, подготовлено более 50-ти кандидатов и около 20-ти докторов наук", – рассказал научный руководитель Самарского университета им. Королёва.

Евгений Шахматов привел примеры того, как теоретические наработки школы академика Шорина применялись в реальных агрегатах топливной автоматики авиадвигателей, в их трубопроводных системах, когда корректирующие устройства встраивались в контуры уже спроектированных агрегатов. Один из таких примеров связан с заменой лишь одной небольшой штатной детали в топливном насосе двигателя-гиганта Д-18Т, что позволило без изменения конструкции самого насосного агрегата устранить опасные пульсации, обеспечить устойчивость и кардинально улучшить его работу.

Актуальность научной проблематики, которую сегодня охватывает динамика и виброакустика машин, не вызывает сомнений. В шести секциях конференции представлены и фундаментальные исследования, и прикладные разработки в области вибрационной прочности, борьбы с вибрацией, авиационной акустики, регулирования пневмогидросистем, а также робототехники и мехатроники. В рамках конференции специалистами из России и Китая заявлен 121 доклад. Также в программе конференции – круглый стол, который проводит Союз гидравликов. Обширна география российских участников: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Железногорск, Казань, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пенза, Пермь, Саров, Тольятти, Уфа. Научные дискуссии завершатся 6 сентября.