федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Создание цифрового двойника, модернизация двигателя, новая схема редуктора

Создание цифрового двойника, модернизация двигателя, новая схема редуктора

Самарский университет

Проекты Института двигателей и энергетических установок получили поддержку Инновационного фонда Самарской области

Вдовин Роман Лейковский Илья Попов Григорий кафедра инженерной графики Кафедра теории двигателей летательных аппаратов кафедра конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов проект ОДК-Кузнецов разработки институт двигателей и энергетических установок
10.09.2024 1970-01-01

Подведены итоги конкурса инновационных проектов Самарской области, направленных на научно-технологическое и инновационное развитие отрасли авиационно-космического двигателестроения. В числе победителей – три проекта Института двигателей и энергетических установок Самарского университета им. Королёва:

  • "Разработка цифрового двойника технологического процесса литья в холодно-твердеющие смеси корпусных деталей газотурбинного двигателя", руководитель проекта – завкафедрой инженерной графики Роман Вдовин;
  • "Газодинамическая модернизация узлов двигателя НК-14СТ с использованием цифрового моделирования для повышения его эффективности и конкурентоспособности", руководитель проекта – доцент кафедры теории двигателей летательных аппаратов Григорий Попов;
  • "Выбор кинематической схемы редуктора авиационного двигателя тягой 18-26 тонн и степенью двухконтурности более 9", руководитель проекта – заведующий учебной лабораторией кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов Илья Лейковский.

Целевым продуктом первого инновационного проекта станет разработанный цифровой двойник технологического процесса литья в холодно-твердеющие смеси крупногабаритных корпусных деталей газотурбинного двигателя. Существующий технологический процесс литья корпусных деталей в песчано-глинистую форму не отличается высокой точностью и гибкостью процесса. "Существующий уровень техники и технологий диктует необходимость внедрения новой технологии литья при изготовлении корпусных деталей. Отличие разрабатываемого цифрового двойника от уже существующего заключается в разработке связанных задач тепломассопереноса и моделирования напряженно-деформированного состояния технологической системы для повышения качества заготовительного производства. Кроме того, в данном проекте мы будем использовать отечественное программное обеспечение и отечественные базы данных материалов", – пояснил руководитель инновационного проекта Роман Вдовин.

В результате работ по второму проекту будет разработана система газодинамической модернизации двигателя НК-14СТ для существенного увеличения его КПД и повышения конкурентоспособности при изменении минимального числа деталей базового двигателя. "Это позволит выполнять модернизацию находящихся в эксплуатации двигателей при ремонтных работах, а также снизить технические риски и стоимость модернизации", – рассказал руководитель проекта доцент Григорий Попов. Кроме того, результаты выполнения проекта могут быть использованы для повышения параметров газотурбинных двигателей различных типов, что будет востребовано на предприятиях, связанных с проектированием и производством газотурбинных двигателей, промышленных компрессоров и энергетических турбин.

Что касается реализации третьего проекта – "Выбор кинематической схемы редуктора авиационного двигателя тягой 18-26 тонн и степенью двухконтурности более 9", то, как пояснил руководитель проекта Илья Лейковский, сегодня существует ряд проектов с использованием редуктора как в серийном производстве, так и на стадии испытаний и разработки. "Совместно с ПАО "ОДК-Кузнецов" выработана стратегия восстановления и наработки опыта в создании редукторов большой мощности, в том числе определена стратегическая ниша – это газотурбинные двигатели со степенью двухконтурности более 9-ти и тягой от 18 до 26 тонн. Коллектив университета сделает первый шаг в реализации конструкции редуктора для данного двигателя, а именно определит его конструктивно-силовую схему и создаст методику проектирования", – заключил Илья Лейковский.