федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Как учить иностранному языку в условиях нейросетей

Как учить иностранному языку в условиях нейросетей

Самарский университет

Эти и другие вопросы обсудили специалисты на конференции "Непрерывное языковое образование на современном этапе: традиции и инновации"

институт авиационной и ракетно-космической техники Ткаченко Иван Меркулова Людмила Резниченко Мария Ивкина Маргарита Помельникова Елена Савицкая Элина Троицкая Юлия Приданова Марина Мишина Юлия кафедра иностранных языков кафедра иностранных языков и русского как иностранного бортжурнал сотруднику Конференция Образование
12.11.2024 1970-01-01

На кафедре иностранных языков и русского как иностранного произошло очередное яркое событие: 7 и 8 ноября 2024 года совместно с кафедрой иностранных языков ИУЭС Южного федерального университета (Таганрог) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Непрерывное языковое образование на современном этапе: традиции и инновации". Конференция проходила как очно, так и с онлайн-участием на платформе bbb.ssau.ru

В мероприятии, посвященном вопросам внедрения новых методик и технологий обучения иностранному языку, приняли участие более ста преподавателей из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Таганрога, Нетании (Израиль). На секциях сделано 32 доклада.

Пленарное заседание первого дня конференции приветственной речью открыл к.т.н., доцент, директор Института авиационной и ракетно-космической техники Самарского университета Иван Ткаченко. Он отметил, что в связи с текущей непростой международной ситуацией интеграция в научное сообщество обладает определенной спецификой, поэтому следует адаптировать как методику, так и процесс обучения иностранным языкам, да и самим преподавателям нельзя отставать от стремительных изменений в современном социальном и техническом мире.

Людмила Меркулова, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и русского как иностранного Самарского университета, подчеркнула, что в условиях цифровой среды, необходимо применение новых форматов научного общения, активных и интересных методов обучения иностранному языку в процессе подготовки инженеров нового поколения.

Галина Краснощёкова, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой иностранных языков ИУЭС ЮФУ, давний друг и партнер кафедры, отметила, что благодаря многолетнему сотрудничеству наших кафедр мы объединили усилия в обучении и воспитании студентов, магистрантов и аспирантов и внесли вклад в модернизацию образования, основываясь прежде всего на принципах непрерывности и преемственности, а также оценила высокий уровень организации и проведения конференции и поблагодарила за теплую, дружескую атмосферу.

Доклады на пленарном заседании отражали актуальные проблемы и вопросы современного высшего образования. Прозвучали доклады д.п.н., профессора ЮФУ Галины Краснощековой о роли иностранного языка в подготовке инженеров нового поколения; д.п.н., доцента Самарского филиала Московского городского педагогического университета Элины Савицкой о развитии академической грамотности как универсальной задаче на этапах профессиональной языковой подготовки; к.п.н., доцента Самарского университета Юлии Троицкой о генеративных нейросетях в преподавании языковых дисциплин; к.ф.н., доцента кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета Елены Клочковой на тему "Кооперация или конфронтация: типы коммуникативных стратегий в научной дискуссии"; к.п.н., доцента Самарского университета Елены Помельниковой и к.п.н., доцента Самарского университета Маргариты Ивкиной о роли воспитательной работы кафедр вуза в формировании предпринимательского мышления у будущих специалистов. Мария Резниченко, д.п.н., доцент Самарского университета рассказала об аксиологических аспектах деятельности преподавателя. Людмила Меркулова, д.п.н., профессор Самарского университета осветила вопросы состояния и тенденций подготовки переводчиков в техническом вузе. 

Работа конференции шла в трех секциях. 

На секции "Теория и методика обучения иностранным языкам: современное состояние, проблемы и перспективы" преподаватели делились опытом обучения студентов старших курсов профессионально ориентированному языку, использования различных видов языковых заданий по типу интеллекта обучающихся на практических занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе, применения аутентичных периодических изданий на уроках английского языка, особенностей формирования слухо-произносительных навыков китайских студентов на занятиях РКИ, использования преподавателем юмора на занятиях по английскому языку и многие другие. 

На секции "Актуальные проблемы современной педагогики и психологии" обсудили когнитивные барьеры и искажения обучающихся и стратегии их преодоления, обучение иностранных студентов русскоязычной картине мира, факторы, влияющие на мотивацию студентов в изучении английского языка, были предложены пути решения проблемы в контексте "студент - преподаватель" с помощью сотрудничества. 

На секции "Проблемы и перспективы развития современной филологии" докладчики рассказывали о лингвистических особенностях терминов сферы информационных и радиотехнологий в англоязычных текстах, о пространственно-временном континууме в немецком художественном дискурсе, о необособленной аппозитивной конструкции в англоязычной научной прозе, о кинодискурсе и вопросительных конструкциях.

Трансляция всех мероприятий велась на платформе bbb.

Все заявленные доклады будут опубликованы в сборнике конференции, индексируемом в РИНЦе.

Добавим, что в рамках конференции прошел курс повышения квалификации "Организация дистанционной работы в англоязычных программах", который был разработан и проведен к.филол.н. кафедры иностранных языков и русского как иностранного Юлией Мишиной, в котором приняли участие 100 человек. По окончании курса слушатели получили удостоверения. 

Автор: Марина Приданова, доцент кафедры иностранных языков и русского как иностранного

Фото: Олеся Орина