На острове Поджабный состоялось знаковое для начинающих инженеров мероприятие – финал школы спутникостроения "Запусти свой пикоспутник". В воздух взмыли небольшие ракеты, несущие в себе аппараты участников.
Школа началась еще в сентябре. Участниками выступили в основном студенты младших курсов института авиационной и ракетно-космической техники, а также старших курсов и студенты института информатики и кибернетики. Их объединил интерес к инженерному делу в целом и спутникостроению в частности.
На школе организатор – клуб молодежного аэрокосмического приборостроения "Космический градиент" Самарского университета – предложил участникам создать свой собственный аппарат пикокласса – массой всего порядка 150 г – формата CanSat. Буквально – спутник размером с банку от газировки. Этот аппарат доставляется небольшой ракетой на высоту порядка 200 м и оттуда спускается на землю на парашюте, собирая данные об окружающей среде и отсылая эти данные на приемную станцию. Аппараты предлагалось делать на основе разработанного в клубе конструктора пикоспутника MiniSat, в котором уже есть базовые бортовые системы и их необходимо только запрограммировать, а также сделать для него корпус и парашют.
В течение почти двух месяцев участники осваивали основы программирования на языке С, учились писать программы для микроконтроллеров, работать с датчиками и радиопередатчиком, учились проектировать простые детали в системах автоматизированного проектирования и подготавливать их к печати на 3D принтере, учились изготавливать парашюты.
В итоге сформировалось 3 команды участников, которые смогли пройти весь путь начинающего спутникостроителя и подготовили свои аппараты к запуску.
Аппараты были запущены на территории около яхт-клуба университета на острове Поджабный. Были использованы ракеты, изготовленные в клубе "Космический градиент".
"Запуски в рамках финала школы спутникостроения уже третий год проходят на ракетах, созданных в нашем студенческом объединении. В этом году почти все пуски прошли штатно. Каждая команда смогла запустить свой аппарат, испытать парашюты, изготовленные на мастер-классе и получить данные телеметрии. Средняя высота полёта ракет порядка 150 метров, продолжительность полёта около 25 секунд. Все команды работали очень слаженно, помогали друг другу, а также другим командам в подготовке аппаратов к запускам и приёме данных. Я уверена, что все участники получили невероятные впечатления от запусков и получили хороший заряд мотивации и дальше заниматься техническим творчеством", - рассказала начальник запусков Полина Яковлева.
Большинство пусков прошли штатно, ни один аппарат не был потерян. Участники получили бурю эмоций, а также полетную телеметрическую информацию.
"У самурая нет цели – только путь. Это про всю школу спутникостроения. Было классно создавать программу для спутника, которая работала(!!!) при настоящем полёте. Ещё круче наблюдать за тем, как ракета с аппаратом взлетает ооочень высоко (у нашей команды ракета взлетела на 153 метра)", - поделилась участница запусков Вероника Горячкина.
"Школа спутникостроения дала мне возможность почувствовать себя творцом, я не думала, что создание рабочего прибора мне под силу. Теперь хочется создавать что-то более сложное, попробовать все процессы от пайки плат и их программирования до конструирования и сборки с более глубоким пониманием и новыми способами, научиться работать на всём том большом количестве приборов, которые есть в Космическом Градиенте. Бесценный опыт, как для будущего инженера, и непередаваемые эмоции от самого запуска, спасибо!" - рассказала участница – студентка 1 курса Анастасия Бусловская.
"Это был уникальный опыт! Я узнала много разных вещей! Программа школы включала в себя все: программирование, конструирование и веселый опыт! Организаторы помогали и делали так, чтобы мы чувствовали себя комфортно. Это было замечательно для меня, как студента по обмену, иметь возможность сделать такую уникальную работу и завести новых друзей в процессе. Больше всего мне понравился мастер-класс по созданию парашютов. Я очень рада, что у меня была возможность поучаствовать в этом, и я была бы не против повторить это снова!" - рассказала о своих впечатлениях студентка из Мексики Триана Мартинес.
"Такие запуски позволяют вовлечь новых участников в инженерное творчество и внеучебную деятельность, дают возможность получить массу полезного опыта и навыков, а также являются базой, на основе которой они смогут создать уже более серьезный аппарат на всероссийский чемпионат Воздушно-инженерная школа, а в дальнейшем и настоящие космические аппараты," - рассказал руководитель клуба Алексей Кумарин.
Фото: Вероника Горячкина