30 ноября состоялся "Второй методический марафон “День словесника”". Мероприятие было организовано и проведено Самарским университетом совместно с лицеем "Спутник".
Программа марафона включала лекционный блок о современном литературном процессе от преподавателей Самарского университета, демонстрацию практических наработок в формате мастер-классов от учителей лицея "Спутник", встречу с куратором зрительских и инклюзивных программ театра "СамАрт", круглый стол, выставку детской и подростковой литературы и ее обзор от Самарской областной детской библиотеки.
Марафон посетили учителя школ Самары и Самарской области, преподаватели самарских вузов, студенты Самарского университета направления "Педагогическое образование".
Лекционный блок был устроен таким образом, что преподаватели обратились к родовым особенностям современной литературы, которая может быть востребована как детьми и подростками, так и широким кругом читателей. Д.филол.н. К.С. Поздняков рассказал о русской прозе XX и XXI веков, о тех романах, которые пишут современные писатели. К.филол.н. Т.В. Журчева и д.филол.н. Л.Г. Тютелова обратились к драматургии для подростков и о подростках. К.филол.н. И.И. Коган рассказала о своем "открытии" – поэзии не детской, но подростковой, приведя удивительные примеры рефлексии совсем недетских проблем в книгах стихов для детей.
На мастер-классах учителя лицея "Спутник" продемонстрировали, как они используют элементы и приемы сингапурской системы обучения, геймификации и междисциплинарного подхода для преподавания литературы в школе. Е.В. Рыжкова провела мастер-класс "Читаем классику вместе": урок совместного чтения родителей и детей. Н.А.Жаринов и В.А.Николаева целенаправленно познакомили с приемами сингапурской системы обучения на уроках литературы. Д.А.Давыдов, И.Е. Кабанова представили, как может проходить интегрированный урок литературы и биологии в средней школе с обращением к тем произведениям, которые для более корректного восприятия нуждаются в комментарии биолога, а именно "Васюткино озеро" В.Астафьева и "Гуттаперчевый мальчик" Д.Григоровича. С.А.Голубкова, Т.Н. Скворцова провели урок-диспут, в котором интегрировались уроки истории и литературы, по теме политики Ивана Грозного и его образа в произведении М.Ю. Лермонтова "Песнь о купце Калашникове". К.И. Шустова продемонстрировала, как можно использовать современные платформы на уроках литературы на примере урока по рассказу "Джуманджи" Криса Вана Оллсбурга".
Куратор зрительских и инклюзивных программ театра "СамАрт" Екатерина Аверьянова рассказала о том, что театр организовывает и проводит для школьников. Это масса спектаклей и событий, среди которых, кроме спектаклей по подростковой драме, то есть адресованных именно школьникам, есть еще театральные постановки-эскизы в фойе театра, которые придумывают сами подростки, обсуждения спектаклей со зрителями, волонтерские проекты, когда школьники сами создают ролики, подкасты и публикации о спектаклях и др.
Круглый стол "Подходы к работе с лирическим произведением в школе" позволил обсудить сложные моменты восприятия детьми и подростками лирики и те приемы и подходы, которые необходимы учителю. Ведь с одной стороны анализ не должен превращаться в реестр средств выразительности, с другой стороны школьникам необходимо приобретать реальные навыки говорения о чувствах и переживаниях, но при этом все должно соответствовать ФГОС.
Н. М. Фрягина в своем выступлении задалась вопросом: "Зачем детям читать стихи?", и ответом на него был ее обзор всех новинок современных авторов для детей и подростков из фондов Самарской областной детской библиотеки, которые действительно могут заинтересовать ребенка и подростка.
По словам участвовавших в марафоне учителей и студентов, мероприятие прошло насыщенно и интересно. Многие отмечали, что учитель в школе нуждается в подобных методических встречах, чтобы и самому расти, и делать образовательный процесс и более увлекательным, и более полезным для школьников.
Фото: Дарья Шешунова, Александра Лушина, Дарья Сергеева