Самарский университет им. Королева стал инициатором создания консорциума вузов Приволжского федерального округа "Университетское технологическое предпринимательства". Ему удалось вовлечь в развитие техпреда уже более 30 региональных вузов, хотя стартап-студии в самом университете нет, несмотря на наличие стартап-центра и технологического парка. Как интегрируются в образовательный и исследовательские процессы инструменты Платформы университетского техпреда и в каком направлении будет меняться образование будущего, рассказал Владимир Богатырев, ректор Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.
Как работает Платформа университетского технологического предпринимательства в Самарской области и в вашем университете в частности?
Про этот федеральный проект можно рассказывать много и долго. Мы участвуем в нем с 2022 года, и, по сути, за три последних года у нас есть значимый результат.
Во-первых, мы являемся федеральной площадкой по тренингам предпринимательских компетенций. Благодаря привлеченным в проект 30 университетам-партнерам нам удалось обучить более 19 тыс. студентов и аспирантов в ПФО. Мне кажется, это очень значимый результат, создающий как раз критическую массу студентов, которые начинают думать: нужны ли им технологическое предпринимательство, стартап-проекты, стоит ли им создавать стартап-команду.
Кроме того, большое значение имеют акселераторы, куда идут студенты, которые решили, что готовы развиваться в техпреде, создали свою команду, у них уже есть идеи, и они готовы показать эти идеи менторам или бизнес-ангелам. Бизнес-ангелы могут дать первое финансирование, а инвесторы — войти в состав участников новых юридических лиц.
Какие дальнейшие планы у университета по развитию техпреда?
Конечно, мы рассчитываем, что и в дальнейшем будем участвовать в мероприятиях Платформы. Мы подтвердили статус поставщика тренингов, участвуем в конкурсе по отбору тренинговых площадок.
Но в то же время мы в университете выстраиваем собственную систему работы со стартапами, в том числе при помощи новых подразделений.
Мы уже создали стартап-центр, организовали Точку кипения. Пока стартап-студии у нас нет, но мы стремимся к тому, чтобы создать полную систему, которая бы обеспечивала инфраструктурой стартап-команды и стартап-проекты, чтобы они могли переходить от идеи к созданию команды и продукта и выводить продукт на рынок.
Самый больной вопрос для большинства стартаперов — это инвестиции. Есть ли в регионе бизнес, который заинтересован в университетских стартапах и готов инвестировать в такие проекты?
Если мы посмотрим ретроспективно, то, допустим, пять лет назад бизнес особо не был заинтересован, по крайней мере, если говорить о крупном. Крупные нефтяные компании или госкорпорации развивали свой собственный бизнес и мало интересовались стартапами.
Но буквально в последние годы мы наблюдаем внимание и с их стороны. Представителям бизнеса интересны малые инновационные предприятия. Либо чтобы отдать на аутсорсинг какой-то свой внутренний процесс, либо чтобы запустить процедуру слияния/поглощения, когда в неком стартапе есть новый продукт, а в госкорпорации такого продукта нет. В этом случае они нередко полностью покупают бизнес и интегрируют его в себя. Перелом в настроениях бизнеса, возникновение интереса к стартапам с его стороны происходит буквально в последние год-два, по крайней мере, только сейчас это стало видно.
Традиционно стартапы финансировались — и пока эта линия основная — за счет, в первую очередь, собственных средств либо за счет средств бизнес-ангелов. Потом уже заходят венчурные фонды, а на самых последних этапах, когда видна эффективность и потенциал, — серьезные инвесторы. Поэтому ожидать, что компании будут участвовать в жизни стартапа на ранних этапах, конечно, не стоит.
Экономика Самары у человека непосвященного ассоциируется, наверное, в основном с космосом. А что в сфере техпреда, в каких доменах, в первую очередь, у вас развиваются стартапы?
Если посмотреть те стартапы, которые у нас защищаются в формате выпускных квалификационных работ или так называемых дипломов (а у нас такие защиты проводятся уже несколько лет), то это преимущественно проекты в области IT: различные геоинформационные сервисы, образовательные продукты, программные продукты для расчетов.
Вы затронули аэрокосмические технологии — к сожалению, таких примеров пока единицы, потому что здесь сложно что-то новое создать за свой собственный счет или даже за счет бизнес-ангелов. Это слишком дорого. Тем не менее такие компании у нас тоже есть, они пытаются сейчас выйти на рынок по производству двигателей, беспилотников и оборудования для беспилотников.
Самарский университет им. Королева в этом году активно участвовал во Всероссийском форуме технологического предпринимательства в Москве, даже был его партнером. Что вы почерпнули на форуме от других участников, какие практики для себя отметили?
Для меня одним из важнейших посылов стала следующая мысль: если мы занимаемся технологическим предпринимательством, то мы должны это внедрять в основной образовательный процесс.
То есть у нас не только должны быть соответствующие дисциплины в образовательных программах, а в целом должен быть перестроен процесс обучения: туда должны заходить те же самые менторы и бизнес-ангелы.
Еще одна интересная мысль: нужно применять не только так называемую стратегию выталкивания, но и стратегию вытягивания. То есть когда у вас в воронке стартап-проектов мало этих проектов, вы должны сами как университет брать эти студенческие идеи и их выращивать до готовых команд и готовых продуктов, пока воронка не насытится множеством проектов. Нужно работать с теми, кто есть.
Источник: rbc.ru