3-4 декабря 2024 года на базе "Казанского национального исследовательского университета им. А.Н. Туполева – КАИ" прошла всероссийская студенческая олимпиада "Компьютерное моделирование в авиастроении им. М.П. Симонова", приуроченная к 95-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора. Организатором мероприятия выступил институт авиации, наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ).
В олимпиаде приняли участие порядка 60 студентов из КНИТУ им. А.Н. Туполева (Казань), НГТУ им. Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород), УлГТУ (Ульяновск), ИжГТУ им. М.Т. Калашникова (Ижевск).
Самарский университет им. С.П. Королёва представила команда "СНКБ (студенческое научное конструкторское бюро)" в составе: Кирилл Сюков (гр. 1214), Сергей Вагин, Артём Данилин, Никита Мячков, Артём Мязин (гр. 1312), Павел Дробышев, Максим Чернышков, Сухайлии Ширинбегзода, Даниил Шишкин (гр. 1414). Ребята обучаются в институте авиационной и ракетно-космической техники (ИАРКТ) по направлению подготовки "Авиастроение".
Команду сопровождал старший преподаватель кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов (КиПЛА) Шилимов Константин Геннадиевич.
В номинации "Проектирование элементов авиационных конструкций" участники олимпиады разрабатывали трёхмерную геометрическую модель спинки кресла пилота учебно-тренировочного летательного аппарата с использованием программы Компас-3D. В качестве исходных данных выдавались сборочный чертёж, спецификация и деталировочные чертежи, а также 3D-модели некоторых деталей, входящих в разрабатываемый узел.
"В процессе работы были созданы недостающие геометрические модели деталей (рама, накладка), входящих в состав сборочного узла (спинки). При построении моделей использовались инструменты сварного модуля и листового металла программы Компас. Использование данных инструментов позволило получить дополнительные баллы при оценке работы членами жюри. Далее все смоделированные детали объединены в сборку спинки по методу "снизу-вверх" с использованием сопряжений (ограничений), что не составило большого труда.
Самым сложным для меня было создание правильной листовой модели накладки для спинки и параметризованной сборки рамы. Сложности с накладкой произошли из-за малого опыта в работе с листовыми деталями и некоторыми особенностями Компаса в работе с ними. К тому же чертёж накладки был не самым простым. Среди допущенных мной ошибок, за что и были сняты баллы, можно отметить построение модели рамы без параметризации и неэффективное использование инструментов листового моделирования, из-за которого плохо получилась развертка накладки.
Впечатления от участия в олимпиаде довольно смешанные. С одной стороны, мне понравилось, что можно было работать на своих устройствах с привычными для себя настройками. Во время проверки работ можно было присутствовать и получать непосредственные комментарии от жюри. С другой стороны, полученные баллы могли зависеть от конкретного проверяющего, хотя они и придерживались одних критериев, со стороны казалось, что на работы каждый смотрит по-разному. Расстроило, что не учитывалось количество операций в дереве модели. Получается модели, где одинаковые отверстия делались отдельно и где все отверстия сделаны сразу, были равноценны, что, по моему мнению, не совсем корректно", – рассказал студент 4 курса Дробышев Павел.
По результатам оценки жюри команда Самарского университета "СНКБ" награждена дипломом за 2 место, уступив команде хозяев олимпиады – КНИТУ-КАИ.
"При современной тенденции к переходу на "безбумажные", цифровые технологии проектирования выпускникам важно иметь хорошую подготовку в области компьютерного моделирования. При подготовке авиаконструкторов в учебном процессе большое внимание уделяется изучению компьютерных программ (CAD-систем), предназначенных для геометрического моделирования и разработки конструкторской документации. В ходе мероприятия удалось обсудить некоторые аспекты обучения компьютерным дисциплинам с коллегами из других университетов", – отметил старший преподаватель кафедры КиПЛА Шилимов Константин.
"Участие в олимпиаде позволило получить ценный опыт. Ребята проверили свои силы, увидели уровень подготовки других участников. Мы познакомились со студентами из других университетов и планируем в дальнейшем взаимодействовать с ними. К сожалению, членам команды не удалось войти в тройку лучших в индивидуальном первенстве. Для себя мы сделали некоторые выводы, по всем аспектам, это и само задание, и его выполнение, а также организация. Поэтому мы будем продолжать развивать наши умения и навыки", – рассказал капитан команды Ширинбегзода Сухайлии.
После выполнения олимпиадного задания участники побывали в музее КНИТУ-КАИ и на обзорной автобусной экскурсии по городу с посещением Казанского кремля, где познакомились с основными достопримечательностями. Масштаб и памятники архитектуры кремля производят незабываемые впечатления. Особо выделяются два величественных сооружения – православный Благовещенский собор и мечеть Кул-Шариф, в них удалось побывать участникам экскурсии. Не обошлось и без посещения пешеходной улицы Баумана – самым "живым" и многолюдным местом Казани. На следующий день, после награждения и закрытия олимпиады, студентам провели экскурсию по лабораториям кафедры аэрогидродинамики и кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов.
"Участникам олимпиады провели экскурсию в музей КНИТУ-КАИ, где рассказали богатую историю вуза, о первых выпускниках и ректорах, и о деятельности ВУЗа. В музее были показаны редуктор от упавшего самолёта, испытательный костюм пилота и так далее. Также нам рассказали, какой вклад выпускники и университет вложили в развитие Казани и авиапрома страны в целом. Например, всем известный главный конструктор ОКБ Сухого Михаил Петрович Симонов является выпускником КАИ.
В музее рассказали, что раньше студентам КАИ в обязательном порядке оформляли лётную лицензию с подсчётом налётанных часов и, что очень удивило, каждый студент должен был уметь прыгать с парашюта, это считалось зачётным предметом. Студенты КАИ за всё время сделали огромное количество интереснейших планеров и самолётов.
В учебном кабинете конструкций самолётов представлены препарированные натурные агрегаты, такие как крыло, фюзеляж, оперение, шасси, элементы системы управления. В частности, там находится планер разработки студенческого КБ КАИ и экспериментальный самолёт E-2А со стреловидным крылом – один из прототипов истребителя МиГ-21 (в ходе сравнительных испытаний нескольких прототипов со стреловидными и треугольными крыльями предпочтение отдали последним). Также в кабинете находится вертолёт Ми-2 и вертолётный редуктор с макетом связи автомата перекоса и ручкой управления вертолёта. Стоит отметить, что часть агрегатов схожа с теми, которые имеются на нашей кафедре КиПЛА.
На кафедре аэрогидродинамики мы познакомились с аэродинамическими трубами разных размеров. Были показаны как небольшая учебная аэродинамическая труба, так и большая аэродинамическая труба для экспериментов над более серьёзными проектами" – поделился студент третьего курса Мячков Никита.
Поздравляем участников олимпиады с хорошим результатом и желаем им дальнейших успехов!
Текст: старший преподаватель кафедры КиПЛА Константин Шилимов и команда "СНКБ".
Фото предоставлены участниками олимпиады.