федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Свежие новости

События

Самарские ученые разработали для БПЛА систему искусственного интеллекта со стереозрением

Самарские ученые разработали для БПЛА систему искусственного интеллекта со стереозрением

Самарский университет

Разработка сделает дроны более самостоятельными и безопасными

Никоноров Артем Институт искусственного интеллекта искусственный интеллект БПЛА разработки
22.05.2025 1970-01-01

Ученые Самарского университета им. Королёва разработали программный комплекс навигации с искусственным интеллектом и системой стереозрения для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Разработка, получившая название "Навигатор", позволяет беспилотникам в автономном режиме, без участия человека, следовать по заданным маршрутам, обходя запретные для полета зоны и самостоятельно реагируя на внезапно возникающие впереди препятствия – например, в виде летящих навстречу птиц или БПЛА.

Программный комплекс также помогает беспилотникам безопасно приземляться в экстренной ситуации: нейросеть на борту анализирует изображения с видеокамер и определяет, нет ли на месте предполагаемой посадки людей, автомобилей, каких-то опасных предметов и достаточно ли там подходящий для приземления рельеф местности. Кроме того, "Навигатор" обеспечивает безопасную совместную работу сразу нескольких "смартдронов" в пределах одного заданного участка территории – например, при массовой обработке с помощью БПЛА посевов сельскохозяйственных культур.

Нейросетевая навигационная система создана по заказу индустриального партнера университета – компании "Транспорт будущего", занимающейся разработкой и производством беспилотных авиасистем. На разработку получено свидетельство о регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте.

"Система "Навигатор" – это программная платформа обеспечения безопасности навигации беспилотных авиасистем с применением искусственного интеллекта и технического зрения. Она решает сразу несколько важных задач. Во-первых, это сегментация зон полетов, разделение пространства на транспортные коридоры, выделение запретных для полетов зон. То есть, например, аграрные дроны с "Навигатором" на борту "понимают", что вот эти участки посевов на поле нужно поливать, обрабатывать, а вот эти – нет. Кроме того, программа не позволяет беспилотникам случайно вылететь за пределы обрабатываемого поля, что иногда с агродронами случается. Также реализовано обнаружение подвижных и неподвижных препятствий и уклонение от столкновений с ними. "Навигатор" может спланировать полеты сразу нескольких беспилотников в единой полетной зоне, чтобы они друг другу при этом не мешали, и обеспечить безопасность при срочной посадке в незапланированном месте, то есть система по картинке с видеокамеры определяет, что в зоне посадки нет людей, животных, автомобилей и так далее", – рассказал профессор Артем Никоноров, директор Института искусственного интеллекта и руководитель Центра "Интеллектуальная мобильность многофункциональных беспилотных авиационных систем" Самарского университета им. Королёва.

Перед полетом пилот или техник заранее на портативном пульте или наземной станции управления вносит в систему необходимые данные – обозначает рабочие и запрещенные зоны, с какой интенсивностью нужно опрыскивать те или иные участки поля, на выходе получается готовый маршрут, по которому дрон летит в автоматическом режиме.

Работает "Навигатор" на одноплатном микрокомпьютере Jetson Nano: большой мощный компьютер на БПЛА не поставишь. По словам разработчиков, им удалось подобрать наилучшее компромиссное решение по качеству и скорости работы алгоритмов технического зрения при минимальном энергопотреблении системы.

Одной из интересных особенностей "Навигатора" стало его "стереозрение" – возможность работы программного комплекса с видеопотоками, одновременно получаемыми с двух видеокамер, разнесенных на некоторое расстояние друг от друга, как глаза у живых существ. Обычно беспилотники довольствуются монозрением, даже если камер на борту несколько: например, одна смотрит вперед, другая – вниз, а третья – назад. Монозрение – это как если вы смотрите только одним глазом.

"Мы попробовали использовать стереокамеру для того, чтобы "Навигатор" не только видел объекты, но и мог достаточно точно определять расстояние до них. Стереозрение позволяет на расстоянии нескольких десятков метров с точностью до сантиметра определять точное расстояние до объекта, это нужно, чтобы понимать, насколько опасно близко дрон к этому объекту находится. Также с помощью стереозрения можно лучше определять рельеф в зоне экстренной посадки, когда нужно выбрать максимально пологую поверхность, стереокамера для этого очень хорошо подходит", – подчеркнул Артем Никоноров.

Еще одна польза от "Навигатора" – он помогает дрону ориентироваться, если вдруг потерян сигнал GPS. "Навигатор" заранее сегментирует, разбивает изображение обрабатываемого поля на множество фрагментов, и нейросеть затем может сравнить текущее изображение с камеры с этими фрагментами, чтобы определить местонахождение.

"Решить эту задачу исключительно с помощью камеры, которая смотрит вниз, достаточно сложно, потому что сельскохозяйственные поля на большом протяжении могут выглядеть совершенно одинаково. Однако практически у всех полей за их пределами есть какие-то внешние ориентиры: какая-нибудь лесополоса, дорога, линия электропередачи. Таким образом, можно определить и предотвратить возможный вылет дрона за пределы обрабатываемого поля. По кусочку изображения с камеры система ищет это место на большом плане, который ранее был просегментирован и загружен в систему, и в результате дрон может "понять", где он находится. Точность позиционирования при таком способе может достигать около 1 м", – отметил Артем Никоноров.

Модуль технического зрения "Навигатора" сейчас проходит тестирование. По словам разработчиков, система в перспективе будет дополняться и другими полезными программными модулями, отвечающими за различные направления будущей отечественной экосистемы безопасности беспилотных авиасистем.

Справочно

В 2023 году Самарский университет им. Королёва вошел в число победителей федерального конкурса по поддержке российских исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Конкурсный отбор проводился Аналитическим центром при Правительстве России. Согласно итогам конкурса, университету в течение трех лет выделяется на условиях софинансирования более 850 млн рублей, из которых более 600 млн рублей составят бюджетные субсидии и более 200 млн. рублей – средства индустриальных партнеров. Средства пойдут на разработку прикладных решений в сфере искусственного интеллекта в целях развития отечественной беспилотной авиационной отрасли.

Одним из приоритетных проектов, реализуемых в рамках данной господдержки, стала разработка в Самарском университете им. Королёва первой в России экосистемы безопасности для отечественных беспилотных летательных аппаратов. Работу по данному проекту ведут ученые университетского Центра "Интеллектуальная мобильность многофункциональных беспилотных авиационных систем". Разработка на основе нейросетей позволит упорядочить и автоматизировать полеты дронов и минимизировать количество потенциальных нештатных ситуаций на земле и в воздухе. В перспективе подобная единая экосистема поможет создать в нашей стране высокие стандарты безопасности для целой отрасли беспилотной авиации. Этот проект ученые реализуют вместе с индустриальным партнером – компанией "Транспорт будущего".

Фото: Олеся Орина