Ученые Самарского университета им. Королёва помогли создать первый российский газотурбинный двигатель мощностью 32 МВт, предназначенный для транспортировки газа.
Опытный образец двигателя НК-36СТ-32, созданного в Самаре на предприятии "ОДК-Кузнецов", был представлен на XIV Петербургском международном газовом форуме. Двигатель разработан на базе серийного двигателя НК-36СТ-25 мощностью 25 МВт с применением современных технологий и решений.
В работах по проекту приняли участие ученые и инженеры Самарского университета им. Королёва. Ранее ПАО "ОДК-Кузнецов" и Самарский университет при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ создали высокотехнологичное производство деталей сложной конфигурации для индустриальных газотурбинных двигателей методом 3D-печати. Ученые и инженеры университета разработали и изготовили на 3D-принтере высокоэффективные горелочные устройства для малоэмиссионной камеры сгорания нового двигателя. Всего в комплекте на одну камеру сгорания – 28 горелок. Пока заключен договор на 6 таких комплектов, два из них были отгружены.
Благодаря инновационным разработкам НК-36СТ-32 получился очень экологичным, соответствующим всем необходимым стандартам. По данным ГК "Ростех", у нового двигателя также повышенная мощность и высокий КПД – 38%, он превосходит по этим показателям все российские газотурбинные двигатели для транспортировки газа по магистральным газопроводам. Кроме того, НК-36СТ-32 имеет сниженный расход топлива на единицу мощности и высокий назначенный ресурс – 120 000 часов.
"Это первая успешная индустриальная история внедрения инженерных разработок в области аддитивных технологий в газотурбинные установки, обеспечивающая в результате новые функциональные характеристики газотурбинной техники. Самарский университет им. Королёва представляет собой сегодня мощную научно-производственную площадку, на базе которой реализуется полная цепочка от проектирования до испытаний перспективных образцов газотурбинной техники, в частности деталей горячей части газотурбинных двигателей", – отметил Виталий Смелов, директор Института двигателей и энергетических установок, руководитель Киберфизической фабрики малоразмерных газотурбинных двигателей Самарского университета им. Королёва.
Справочно
Ранее в Самарском университете им. Королёва была разработана и успешно испытана комплексная типовая технология аддитивного производства деталей и узлов горячей части индустриальных газотурбинных двигателей. Средства для реализации проекта были выделены по постановлению Правительства России №218.
В состав технологии вошли процессы селективного лазерного сплавления, прямого лазерного выращивания, а также термической и механической обработки. Технология отрабатывалась на пяти видах деталей малоэмиссионной камеры сгорания: это горелочное устройство, наружный и внутренний кожухи камеры сгорания, а также наружное и внутреннее кольца аппарата закрутки.
Помимо непосредственной отработки технологических процессов, ученые также создали интеллектуальную систему конструкторско-технологической подготовки производства, которая увязывает воедино с помощью цифровых технологий все стадии создания изделия – от замысла конструктора до его воплощения в металле. Также была разработана методика цифровой организационной конструкторско-технологической подготовки аддитивного производства. Все эти разработки были переданы индустриальному партнеру университета – ПАО "ОДК-Кузнецов".