Становление кафедры началось в 1976 году: преподаватели секции педагогики и психологии, возглавляемой кандидатом психологических наук, доцентом Иваном Васильевичем Алексеевым, (доценты Н.П. Зонов, Г.Е. Налитова) разрабатывали спецкурсы и программы педагогической практики для первых студентов.
В 1980 году создаётся кафедра педагогики и психологии, которую возглавила кандидат психологических наук, доцент В.Е. Кадочкина, а с 1987 г. – кандидат педагогических наук, доцент Н.М. Магомедов. В 1998 году кафедра педагогики и психологии реорганизуется в две кафедры: педагогики и психологии.
В ходе реализации реформ в высшей школе актуализируется проблема профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов, что вызвало потребность в разработке новых научных направлений в области профессиональной педагогики ("Формирование профессиональной культуры" и "Формирование профессиональной компетентности специалистов") и в повышении квалификаций преподавателей вуза.
Кафедра теории и методики профессионального образования в 2002 году выделяется в самостоятельную кафедру.
Основные направления деятельности кафедры:
- педагогическая подготовка аспирантов университета;
- подготовка обучающихся по программам магистратуры;
- обучение слушателей дополнительной программы "Преподаватель высшей школы";
- повышение квалификации преподавателей вузов города.