федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
"Если такие люди есть в университете, то сомнений в правильности выбора учебного заведения быть просто не может…"

"Если такие люди есть в университете, то сомнений в правильности выбора учебного заведения быть просто не может…"

Самарский университет

Послесловие к 75-летию Виктора Леонидовича Балакина

Полет (газета) бортжурнал сотруднику
02.03.2021 2021-03-10
Вспоминая своего учителя и впоследствии очень близкого человека и старшего товарища, расскажу о некоторых моментах, которые не только повлияли на мою судьбу на определенном жизненном этапе, но и характеризовали Виктора Леонидовича как личность.
Первая встреча. Как известно, некоторые вещи нельзя произвести дважды. К  таким относится и первое впечатление от обучения в университете, которое у меня  совпало с впечатлением от встречи с Виктором Леонидовичем. Курс профессора Балакина по концепциям современного естествознания оказался одним из первых в моем расписании в далеком 2004 году. Случай, произошедшей на его семинаре по этой дисциплине, запомнился тем, что группа товарищей - бывших лицеистов - имела «неосторожность» задавать преподавателям массу вопросов, в том числе ставящих авторитет преподавателя под сомнение. Один из таких вопросов прозвучал на первом курсе в рамках спора о терминологии, а предметом спора оказался широко любимый в узких кругах термин «парад планет». Суть дискуссии на сегодняшний день уже не так актуальна. Важно лишь то, что после некоторого обсуждения профессор попросил паузу до следующего занятия, а через неделю на очередном семинаре публично была признана допущенная им неточность. На меня , выросшего в условиях процветания концепции «учитель всегда прав» , поступок профессора  произвел сильнейшее впечатление: ведь признание неправоты даже перед близким человеком требует определенной смелости. Стоит отметить, что на первом курсе нечасто доводилось общаться с преподавателями уровня профессора, и это обстоятельство приводило в некоторый интеллектуальный шок. Как профессор может ошибаться и признавать это, не боясь подрыва своего авторитета? Уже в тот момент легко было понять, что за человек перед тобой. Сейчас сложно сказать, была ли допущенная неточность случайностью или педагогическим приемом, но уровень смелости, открытости и честности Виктора Леонидовича у студенческой аудитории не вызывал с тех пор вопросов. «Если такие люди есть в университете, то сомнений в правильности выбора учебного заведения быть просто не может», – вот о чем я думал, когда порой учиться было непросто.
Первое интервью и студенческая журналистика. На четвертом курсе, когда до диплома совсем ничего и студенты прекрасно знают практически всех преподавателей, мне довелось принимать участие в создании факультетской газеты «Черный ящик». В газете была рубрика «интервью», курирование которой мне было любезно поручено редакционным коллективом. Конечно, в тот момент вопрос о том, кто станет лицом первого номера, не стоял. В результате интервью удалось познакомиться со студенческими годами профессора. Тогда я узнал о литературных талантах Виктора Леонидовича, который совместно со своим другом юности, а ныне академиком РАН В.А. Сойфером, писал под псевдонимом В. Басой. Прочитав почти все тексты этого автора в сборнике, который изготовил и подарил на юбилей Виктору Леонидовичу профессор Б.А. Титов, я не могу не отметить строгость и изящность  изложения мысли и умение заглянуть вглубь проблемы уже в юные годы. Ведь темы таких ярких текстов, как «Когда берутся обязательства» или «Мой друг Виктор» актуальны и по сей день.
Поступление в аспирантуру. Окончив успешно университет и дойдя до стадии поступления в аспирантуру, я получил предварительное согласие на научное руководство от Виктора Леонидовича , а вместе с ним и  новый опыт общения с ним.  Дело в том, что сдача экзамена по специальному предмету при поступлении в аспирантуру, как правило, во многом является формальностью и, будучи заведующим кафедрой динамики полета и систем управления, Виктор Леонидович мог сильно упростить эту процедуру, приняв экзамен самостоятельно. Но этого не случилось. «Экзамен ты будешь сдавать профессору Белоконову Виталию Михайловичу», – таков был его вердикт. Довольно трудно было понять, для чего это нужно и что это изменит. Впоследствии выяснилось, что мысль о том, что никто не должен упрекать руководителя в предвзятости, которая лежит на поверхности, не самая главная в этой истории – ведь экзамен мог принять и любой другой профессор, коих на кафедре было достаточно. «Почему именно к В.М. Белоконову?» – вот в чем заключался вопрос для меня тогда. И тут Виктор Леонидович раскрылся ещё с  одной стороны – он не ставил себя выше других, весьма уважал традиции и старался поддерживать связь поколений, потому что профессор В.М. Белоконов  был живой легендой факультета летательных аппаратов, а  Виктор Леонидович прекрасно понимал, что даже одна встреча с ним может дать молодому человеку многое.
Последние дни. Разумеется, уход близкого человека, учителя и старшего товарища был серьезным ударом и хочется сказать о том, какие уроки он дал, каких принципов придерживался. Так вышло, что эти принципы он сформулировал сам и опубликовал в газете "Полёт", когда провожал в последний путь своего товарища профессора Д.Е. Чегодаева двадцатью годами ранее – осенью 2000 года. В частных беседах Виктор Леонидович признавался, что по эмоциональному содержанию тот текст был сильнейшим в его жизни. Мне лишь остаётся перечислить эти принципы в той же последовательности: «Держись ума», «Не становись на колени», «Помогай другим» и «Будь весел». Он жил с этими принципами и с ними ушел.
Крикунов Михаил Михайлович, к.т.н., начальник отдела экспортного контроля Самарского университета.

Проект "Послесловие к 75-летию Виктора Леонидовича Балакина" объединил воспоминания коллег, друзей и учеников профессора. Другие воспоминания читайте по ссылке.